г. Саратов |
|
26 сентября 2012 г. |
Дело N А06-3175/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "26" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смяцкой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (414040, г. Астрахань, ул. победы, 53/9, ОГРН 1043000719520, ИНН 3015026737),
на решение арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2012 года по делу N А06-3175/2012 (судья Негерев С.А.)
по иску индивидуального предпринимателя Вотякова Романа Александровича (г. Набережные Челны),
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани (414040, г. Астрахань, ул. победы, 53/9, ОГРН 1043000719520, ИНН 3015026737),
о признании незаконными действий и восстановлению юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц,
при участии в судебном заседании представителей:
от инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани - представитель Болдырева О.А., по доверенности от 20.10.2011 N 04-21/006783, удостоверение,
без участия в судебном заседании индивидуального предпринимателя Вотякова Р.А. (почтовое уведомление N 79720 приобщено к материалам дела), извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Вотяков Роман Александрович обратился в арбитражный суд Астраханской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ за регистрационным номером N 2113015007378 от 01.03.2011 года об исключении ООО "СКАЛ" из ЕГРЮЛ, об обязании устранить допущенные нарушения путем внесения в ЕГРЮЛ запись об исключении записи N 2113015007378 от 01.03.2011 года об исключении ООО "СКАЛ" из ЕГРЮЛ
Решением арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2012 года по делу N А06-3175/2012 заявление индивидуального предпринимателя Вотякова Р.А. удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва ИП Вотяковым Р.А. в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ИП Вотякова Р.А., надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
29.10.2010 г. инспекцией ФНС по Кировскому району г.Астрахани принято решение N 408 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в отношении ООО "СКАЛ".
Основанием для принятия данного решения явились сведения налогового органа о непредставлении ООО "СКАЛ" документов отчетности с 11.02.2009 г. (справка N 917-о (л.д.32) и сведения об отсутствии у Общества движения по расчетным счетам (справка N 917 -с (л.д.31).
Решение N 408 от 29.10.2010 г. опубликовано в Вестнике государственной регистрации от 03.11.2010 г. N 43.
01.03.11 г., на основании решения N 408 от 29.10.2010 г., в ЕГРЮЛ внесена запись N 2113015007378 о внесении в ЕГРЮЛ сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ, на момент исключения Общества из реестра, его учредителем являлся Вотяков Р.А
Оспаривая законность исключения Общества из ЕГРЮЛ, Вотяков Р.А. обратился в арбитражный суд, указав, что налоговым органом допущены существенные нарушения при ликвидации ООО "СКАЛ".
Судом удовлетворено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока на обжалование, в связи с тем, что извещение самого юридического лица ООО "СКАЛ" не может свидетельствовать об извещении учредителя данного общества. Вывод суда в этой части не обжалуется.
Установив, что запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица внесена с нарушением статьи 21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд удовлетворил требования Заявителя.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признает вывод суда правильным.
В соответствии с частями 4 и 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу положений статьи 1 Закона о регистрации государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о регистрации единство и сопоставимость сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок ведения государственных реестров определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом либо иным органом в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов юридических лиц по документам, представленным при государственной регистрации юридического лица.
Внесение в государственный реестр записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра осуществляется по решению о государственной регистрации, принятому в отношении юридического лица регистрирующим органом по месту его нахождения на основании документов, предусмотренных Правилами.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Пунктами 3, 4 статьи 21.1 Закона о регистрации установлено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что основанием для внесения записи об исключении недействующего юридического лица из государственного реестра является решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Между тем, регистрирующий орган ИФНС России по Кировскому району г. Астрахани внес запись в ЕГРЮЛ об исключении недействующего юридического лица - ООО "СКАЛ", при отсутствии соответствующего решения об исключении.
Доводы Заявителя жалобы о том, что порядок принятия налоговым органом решения об исключении из ЕГРЮЛ юридического лица соответствовал ст.21.1 Закона, был предметом рассмотрения суда первой инстанции, получил надлежащую оценку в решении, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268 -271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Астраханской области от 28 июня 2012 года по делу N А06-3175/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-3175/2012
Истец: Вотяков Роман Александрович
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Астрахани