г. Челябинск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А07-24033/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2012 по делу N А07-24033/2011 (судья Архиереев Н.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Башкирского республиканского союза потребительских обществ - Каюмова А.А. (доверенность от 11.09.2012),
Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - Аглетдинова А.И. (доверенность от 19.04.2012),
Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Аглетдинова А.И. (доверенность от 14.03.2012).
Башкирский республиканский союз потребительских обществ (далее - Башпотребсоюз, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик) и Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление) о признании незаконным, противоречащим положениям ст. 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации решения, изложенного в письме от 08.12.2011 N 25231 об отказе в выкупе земельного участка, расположенного по адресу г. Уфа, ул. Ленина 26, и обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем подготовки проекта договора купли-продажи (с учётом привлечения Управления к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица, а также уточнения заявленных требований, т. 1 л.д. 89-95, 142-146, т. 2 л.д. 29-31, 47).
Определениями суда от 01.03.2012, 19.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (т. 1 л.д. 84, т. 2 л.д. 43).
Решением суда от 18.07.2012 (резолютивная часть от 11.07.2012) заявленные требования удовлетворены, отказ Администрации в предоставлении в собственность заявителя земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Ленина, д. 26, выраженный в письме Управления от 08.12.2011 N 25231 признан недействительным, ввиду несоответствия статьям 28, 36 Земельного кодекса Российской Федерации; на Администрацию возложена обязанность в пятнадцатидневный срок со дня принятия настоящего решения принять решение о предоставлении в собственность Башпотребсоюза земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Ленина, д. 26, и в месячный срок со дня принятия названного решения направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, ул. Ленина, д. 26 (т. 2 л.д. 96-109).
В апелляционной жалобе Администрация (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на то, что выводы суда о необоснованности отказа в приватизации земельного участка неправомерны, так как испрашиваемый земельный участок находится в границах красных линий, утверждённых Постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа от 17.11.2010 N 6558, а также находится в границах зон с особыми условиями использования территории, установленных в целях охраны объектов культурного наследия, то есть в пределах охранных зон объектов культурного наследия.
Башпотребсоюз представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в судебном заседании и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность судебного акта в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Башпотребсоюз является собственником недвижимого имущества - нежилого семиэтажного административного здания с двумя подземными этажами, общей площадью 8659,50 кв.м., лит. А (1 эт. пом. с 20 по 53, с 55 по 79; 2 эт. пом. с 1 по 69; 3 эт. пом. с 1 по 55; 4 эт. пом. с 1 по 52; 5 эт. пом. с 1 по 3; 6 эт. пом. с 1 по 3; 7 эт. пом. с 1 по 3; цок. пом. с 43 по 97; подв. с 16 по 23); Б (1 эт. пом. с 1 по 3); Б1 (1 эт. пом. 4); В (1 эт. пом. 1,2); Д (1 эт. пом. с 1 по 4); Д1 (1 эт. пом. 5); Д2 (1 эт. пом. 6) с кадастровым (условным) номером 02-04-01/010/2006-731, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район ул. Ленина, д. 26 (свидетельство о государственной регистрации права серии 04АА N 315088, т. 1 л.д. 47).
Основанием возникновения права собственности на имущество является Решение Президиума Уфимского горсовета N б/н от 20.10.1932 и акт N б/н от 23.10.1932 (т. 1 л.д. 48-49)
Указанное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010141:0118. Согласно данным кадастрового паспорта вид разрешённого использования земельного участка указан как - для размещения административных и складских помещений (т. 1 л.д. 11)
28.11.2011 заявитель обратился к Администрации с заявлением N 01-24-440 (т. 1 л.д. 52) о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118, расположенного по адресу г. Уфа, ул. Ленина 26, общей площадью 8000 кв.м. в порядке выкупа. Заявление обосновано нахождением на истребуемом земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности.
Управление письмом N 25231 от 08.12.2011 (т. 1 л.д. 53) сообщило заявителю, что предоставление земельного участка в собственность не представляется возможным.
Отказ мотивирован нахождением земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118 в границах красных линий ввиду его расположения в границах проекта планировки центра города Уфы в границах улиц Аксакова, Революционная, проспекта Салавата Юлаева, ул. Заки Валиди в Ленинском и Кировском районах городского круга город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 17.11.2010 N 6558.
Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 7-1094/ПР от 13.02.2012 следует, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан испрашиваемый земельный участок размещен в зоне особого контроля градостроительной деятельности (ГК-1); в общественно-деловой зоне (ОД-1); в зоне охраняемого археологического культурного слоя памятника (ЗАОКС-2); объединенной охранной зоне памятников (ООЗ).
Ссылаясь на то, что указанный отказ в предоставлении земельного участка является незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в суд с настоящими требованиями.
Мотивируя принятый судебный акт, суд первой инстанции исходил из того, что отказ в приватизации земельного участка по основанию нахождения земельного участка в границах красных линий не соответствует требованиям ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, так как земельный участок сформирован до установления границ красных линий и установление органом местного самоуправления границ красных линий не обеспечено резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Также отклонены доводы Администрации о вхождении земельного участка в зону особого контроля градостроительной деятельности, ввиду недоказанности ограничения земельного участка в обороте по этому основанию.
Выводы суда правильны, основаны на представленных по делу доказательствах и надлежащем применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
Пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Статья 28 ЗК РФ устанавливает, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации оборотоспособность земли определяется законами о земле.
Согласно подп. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте.
Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Между тем доказательств отнесения спорного объекта к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации либо включения его в Список всемирного наследия в дело заинтересованными лицами вопреки требованиям ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлено.
Согласно письму Министерства культуры Республики Башкортостан от 27.03.2012 N 11-07-12/188, здание по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, 26, является объектом культурного наследия регионального значения (т. 1 л.д. 110).
Сам по себе факт отнесения объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, к объектам культурного наследия не может быть препятствием в его приватизации в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Норма ст. 4 названного закона выделяет следующие категории объектов историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 73-ФЗ отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (ст. 5 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии со ст. 94, 99 ЗК РФ земли историко-культурного назначения, в том числе занятые объектами археологического наследия, являются землями особо охраняемых территорий. Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. На отдельных землях историко-культурного назначения может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.
На основании п. 1 ст. 48 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В силу ст. 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране. Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в частности, государственный учет объектов, согласование проектов зон охраны объектов культурного наследия, землеустроительной документации, градостроительных регламентов, а также решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и изменении их правового режима.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Федерального закона N 73-ФЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности, не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на приватизацию только земельных участков, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия народов Российской Федерации либо объекты, включенные в Список всемирного наследия, однако при отсутствии доказательства наличия у объекта недвижимости такого статуса, возможность приватизации земельного участка, отнесенного к землям историко-культурного назначения, действующим законодательством не установлена, поскольку предусмотрены лишь ограничения по порядку использования таких земельных участков.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" отказ в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 36 ЗК РФ может быть произведен уполномоченным органом лишь в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
С учётом изложенного, принимая во внимание отсутствие доказательств нахождения в границах испрашиваемого земельного участка особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, либо объектов, включенных в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для отказа в предоставления обществу земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении земельного участка в границах охранных зон объекта культурного наследия, что, по мнению апеллянта, следует из утверждённых Правил землепользования и застройки городского округа г. Уфа, подлежат отклонению, поскольку указанное обстоятельство по смыслу ч. 2 и ч. 3 ст. 34 Федерального закона N 73-ФЗ также не является препятствием для приватизации земельного участка.
Суд также отмечает, что в соответствии с ч. 3 названной нормы границы зон охраны объекта культурного наследия утверждаются на основании проекта зон охраны, который в свою очередь разрабатывается в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008 N 315 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Между тем доказательств соблюдения такого порядка Администрацией в материалы дела не представлены, ввиду чего сам по себе факт указания на наличие такой зоны в Правилах землепользования и застройки не может являться достаточным доказательством установления такой зоны и её границ.
Отклоняются также ссылки заинтересованного лица на отсутствие оснований для приватизации земельного участка по причине его нахождения в границах красных линий.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте (подп. 13 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).
В силу п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" не подлежат отчуждению земельные участки, в частности, находящиеся в государственной или муниципальной собственности в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Обстоятельство вхождения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010141:118 в зону резервирования Администрацией также не доказано ввиду отсутствия участка в перечне зарезервированных участков, указанных в приложении N 2 к Решению городского округа г. Уфа N 32/15 от 23.10.2010.
При таких обстоятельствах ссылки Администрации на нахождение земельного участка в границах красных линий не могут быть признаны состоятельными, поскольку из материалов дела не следует обстоятельство нахождения земельного участка в границах действующих красных линий, что в силу ч. 12 ст. 85 ЗК РФ влечёт запрет на приватизацию земельного участка, тогда как проект красных линий был утверждён позднее формирования земельного участка (19.07.2006 согласно кадастровому паспорту, т. 1 л.д. 50), доказательств неправомерности формирования границ земельного участка суду не представлено, судом не установлено.
При таких обстоятельствах при отсутствии обеспечения установленных границ планируемых красных линий резервированием земельного участка для муниципальных нужд, отказ в приватизации земельного участка не может являться обоснованным.
В соответствии со статьей 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Согласно пунктам 2, 3, 6 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Администрацией не представлено доказательств отнесения испрашиваемого обществом земельного участка к числу ограниченных в обороте.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.
Отказ Администрации в предоставлении земельного участка препятствует заявителю в реализации исключительного права на выкуп данного земельного в порядке ст. 36 ЗК РФ.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии совокупности элементов, установленных ст.ст. 198, 200 АПК РФ, для удовлетворения требований о признании незаконным ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
С учётом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.07.2012 по делу N А07-24033/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
И.Ю. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-24033/2011
Истец: Башкирский республиканский союз потребительских обществ
Ответчик: Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ
Третье лицо: Главное управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Хронология рассмотрения дела:
23.12.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4628/2021
24.06.2021 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4628/2021
22.07.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5192/13
09.04.2013 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-24033/11
27.09.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9301/12
18.07.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-24033/11