Правовые основы разрешения конфликта интересов
на государственной гражданской службе в РФ
При прохождении государственной гражданской службы возможны возникновения конфликтов. Среди них наиболее существенным является конфликт интересов. При конфликте интересов цель одного субъекта оказывается достижимой таким образом, что делает невозможным для реализации другим субъектом собственных целей.
Проблема конфликтов в Российской Федерации (бывшем СССР) на государственной гражданской службе долгие годы не рассматривалась в науке. На философском уровне противоречия (как элемент конфликта) анализировался в плоскости классовой борьбы*(1). Представители юридической науки в свою очередь изучали различные виды конфликтов и в разных аспектах: представители трудового права - трудовые споры, проблемы укрепления дисциплины труда*(2); специалисты в области административного и уголовного права - правонарушения и преступления; специалисты гражданского права - споры имущественного и неимущественного характера.
Лишь в начале 90-х годов прошлого века конфликты, как объективная реальность, вызвали интерес у научной общественности.
В свет вышли фундаментальные исследования, положившие начало новому направлению - юридической конфликтологии*(3). По своей сути юридическая конфликтология синтезирует те особенности, которые характеризуют конфликт главным образом с позиций права.
Теоретическое значение такого подхода состоит в возможности сопряжения конфликтов с государственным институтами (а право - один из них), подчеркивает А.В. Дмитриев, и, следовательно, рассмотрения конфликтов не в абстрактном социальном пространстве, а в реальной связи действующими правовыми инструментами и структурами. Отсюда и практический смысл такого подхода: установить, могут ли нормы права воздействовать на зарождение, развитие и разрешение конфликта, и если могут, то, как повысить эффективность этого воздействия*(4).
Конфликты - это продукт развития человеческого общества, поэтому их и называют социальными конфликтами*(5). Конфликты существуют и в животном мире, но это конфликты не осознанные, они порождаются инстинктивными импульсами, и ими же сглаживаются. В человеческом обществе все намного сложнее.
С восстановлением государственной гражданской службы в Российской Федерации сфера конфликтов расширилась и перешла на сферу государственной деятельности людей - гражданских государственных служащих.
В данном случае мы сталкиваемся с двумя формами проявления конфликтов: внутренние конфликты интересов и внешние конфликты при похождении государственной гражданской службы.
Начальной отправной точкой возникновения конфликтов можно обозначить возникновение у государственного гражданского служащего трудовых правоотношений при поступлении на государственную гражданскую службу. Одним из первых обобщенный вывод о содержании трудовых правоотношений сделал в свое время известный юрист Н.Г. Александров, по его мнению, трудовые правоотношения состоят из:
различных форм привлечения к труду и распределения труда между людьми;
методов обеспечения трудовой дисциплины и управления процессами совместного труда;
характера регулирования режима и условий труда;
характера и формы трудящихся в распределении продуктов труда*(6).
Его выводы носят актуальный характер и по настоящее время.
По нашему мнению каждый из этих элементов может явиться базой возникновения внутренних конфликтов на государственной гражданской службе.
Однако государственный гражданский служащий, выполняющий определенную функцию государства, вступает в различные, предусмотренные его правовым статусом внешние (за пределами государственного учреждения) отношения с юридическими и физическими лицами. По мнению некоторых ученых эти отношения выходят за рамки трудовых правоотношений и регулируются нормами административного или уголовного права*(7). Эта позиция представляется нам довольно спорной, поскольку начальным истоком конфликтов является заключение гражданином служебного контракта и поступление его на государственную гражданскую службу. В дальнейшем каждый гражданский служащий добровольно принимает на себя обязательства выполнять "Общие принципы служебного поведения государственных служащих", утвержденные Указом Президента Российской Федерации N 885 от 12 августа 2002 года*(8). Отступление и нарушение этих принципов, в зависимости от тяжести совершенного проступка, влечет за собой моральное, дисциплинарное, административное или уголовное воздействие. Но это уже последствия, соизмеримые с тяжестью совершенного деяния. Само же деяние, вызвавшее конфликт на государственной гражданской службе, - это первоначально нарушение служебной (трудовой) дисциплины и подпадает под регулирование нормами трудового законодательства. Отдельное внимание обращается на конфликт интересов - это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей государственного служащего*(9).
Под личной заинтересованностью понимается почему-то только материальная заинтересованность (т.е. получение материального вознаграждения за действие или бездействие государственного гражданского служащего, в обязанности которого входит выполнение этого деяния).
Некоторые высокопоставленные государственные гражданские служащие попытались урегулировать эти служебные конфликты интересов. Так, стало известно, что уже в 90-е годы прошлого века экс-мэр Москвы Г.Х. Попов (Неймарк) ввел квоту на взятки - 15% от стоимости сделки (подписанного документа)*(10).
Однако, по нашему мнению, под личной заинтересованностью можно понимать и обмен услугами. Внешне это не имеет материального эквивалента (например, "бескорыстная" помощь при поступлении в вуз в обмен на такую же "бескорыстную" помощь в продвижении по службе, в лечении и др.).
Таким образом, на сегодняшний день юридически признано, что при прохождении государственной гражданской службы возможны возникновения конфликтов. Среди них наиболее существенным является конфликт интересов. При конфликте интересов цель одного субъекта оказывается достижимой таким образом, что делает невозможным для реализации другим субъектом собственных целей. Конкретные рекомендации по разрешению конфликта интересов на государственной службе ждут своих обоснований и разработок.
В. Седов,
к.фил.н., доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского государственного
педагогического университета, доцент кафедры
юриспруденции Московской финансово-юридической академии,
член квалификационной комиссии
Первого апелляционного арбитражного суда РФ
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 10, октябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., например: Жеребин B.С. Противоречия при социализме и право. - г. Владимир, 1969.
*(2) См., например: Александрова Л.Я. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. - М., 1993: Социальное партнерство. Коллективные переговоры. - М., 1995. и др.
*(3) См.: Юридический конфликт сферы и механизмы. М., 1995; Юридическая конфликтология. М., 1995; Основы конфликтологии, М., 1997 и др.
*(4) См.: Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2003, с. 37.
*(5) См., например: Социальный конфликт. - Калуга, 1994, с. 24-31.
*(6) См.: Александров Н. Г. Трудовые правоотношения. - М., 1948, с. 12-24.
*(7) См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной гражданской службе". / Под ред. А.Ф. Нечаева, 2005, с. 1-4.
*(8) См.: Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196.
*(9) См.: ч. 12 п. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих // Собрание законодательства РФ. 2002. N 33. Ст. 3196.
*(10) См.: Сергеев А.Г. Светские и духовные властители Европы за 2000 лет. - М.: Логос. 2003, с. 754.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107