г. Саратов |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А12-13287/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "21" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "28" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жевак И.И.,
судей Акимовой М.А., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Повивкиной Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростгаз" (346421, Ростовская область, г.Новочеркасск, пр.Баклановский, д.115, ОГРН 1066167032700, ИНН 6167087320)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от "23" июля 2012 года по делу N А12-13287/2012 (судья Стрельникова Н.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростгаз" (346421, Ростовская область, г.Новочеркасск, пр.Баклановский, д.115, ОГРН 1066167032700, ИНН 6167087320),
заинтересованное лицо: Нижне-Волжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (400074, г.Волгоград, ул.Огарева, д.15, ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034)
об оспаривании постановления N 37-11-12 от 16.05.2012,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Ростгаз" - Молчанов Г.Г. по доверенности от 11.07.2012 N 572, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ростгаз" (далее - общество, заявитель, ООО "Ростгаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Управление, административный орган) N 37-11-12 от 16.05.2012 по делу об административном правонарушении.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Ростгаз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в жалобе.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. О месте и времени рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 13.08.2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 09.04.2012 N 920-рп Управления в период с 20.04.2012 по 28.04.2012 проведена выездная внеплановая проверка общества на предмет исполнения им предписания от 15.04.2011 N 728-рп/П по устранению выявленных нарушений на опасных производственных объектах ООО "Ростгаз" Волгоградский филиал.
По результатам проверки составлен акт проверки от 28.04.2012 N 920-п/А.
02.05.2012 Управлением в отношении общества по факту нарушения законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности был составлен протокол об административном правонарушении N 37-11-12 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 16.05.2012 N 37-11-12 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 220 000 рублей.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал, что в действиях общества имеется состав вменяемого административного правонарушения. При этом материалы дела не содержат достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения вменяемого административного правонарушения. Оснований для применения положения о малозначительности судом не установлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанные выводы суда первой инстанции соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определены Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - закон N116-ФЗ), который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения закона N116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 закона N116-ФЗ промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 закона N116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Статьей 9 Закона N 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта. Так, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения названного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона N 116-ФЗ предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Административным органом установлено, что обществом допущены следующие нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности":
1) Сигнализаторы довзрывных концентраций, установленные на АГЗС, по адресам: Волгоградская область, п.г.т. Средняя Ахтуба, ул. Мельничная, 2а; Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Чернышевская, 51; Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 308, не проверяются 1 раз в 3 месяца контрольными смесями, чем нарушен пункт 9.9 "Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа" ПБ 12-527-03, утв. Постановлением ГГТН РФ от 04.03.2003 N 6, п.1 ст.9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
2) не проводятся проверки систем КИП и А автомобильных заправочных станций сжиженного газа (АГЗС), по адресам: Волгоградская область, п.г.т. Средняя Ахтуба, ул. Мельничная, 2а; Волгоградская область, г. Ленинск, ул. Чернышевская, 51; Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, 308, чем нарушены п.п. 9.10, 9.11, 9.12 "Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа" ПБ 12-527-03, утв. Постановлением ГГТН РФ от 04.03.2003 N 6, п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
3) директор ООО "Ростгаз" Волгоградский филиал Молчанов Георгий Геннадьевич не прошел обучение и аттестацию в области промышленной безопасности и Правил промышленной безопасности ПБ 12-527-03, ПБ 12-609-03, ПБ 03-576-03. Приказ о приеме работника на работу Молчанова Г.М. директором Волгоградского филиала от 29.02.2012 N 13.
В соответствии с приказом о назначении лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов ООО "Ростгаз" от 20.03.2012 года N 36-1/ОД, Молчанов Г.Г. является ответственным за выдачу нарядов - допусков на проведение огневых работ, ответственным за эксплуатацию ОПО АГЗС СУГ и выдачу нарядов-допусков на проведение газоопасных работ на АГЗС СУГ ООО "Ростгаз" Волгоградский филиал, чем нарушены п.п. 2,12 "Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Приказ Ростехнадзора N 37 от 29.01.2007, п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Установив, что факт нарушения требований промышленной безопасности, допущенных Обществом подтверждается материалами дела, суд первой инстанции пришёл к выводу о обоснованности и правомерности привлечения ООО "Ростгаз" к административной ответственности, так как в соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Внеплановая проверка на основании распоряжения от 10.04.2012 N 920-р о контроле за исполнением ранее выданного предписания от 15.04.2011 N 728-рп/П об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности. В ходе проверки Управлением установлен факт неисполнения пунктов 1, 3 предписания. В ходе проверки выявлен еще 1 дополнительный пункт нарушений требований промышленной безопасности, который также отражен в акте проверки.
Днём его обнаружения административного правонарушения является 28.04.2012 (дата составления акта проверки N 920-рп/А).
Обнаружив 28.04.2012 при проведении внеплановой проверки факт нарушения Обществом требований промышленной безопасности, административный орган правомерно составил в отношении Общества протокол об административном правонарушении и привлек его к административной ответственности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом самостоятельно определяет достаточность доказательств, руководствуясь положениями статьи 26.2 Кодекса, согласно которым доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным органом событие правонарушения установлено в ходе проверки выполнения предписания в апреле 2012 года, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении от 02.05.2012 N 37-11-12 и привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Признание факта малозначительности совершенного деяния является правом, а не обязанностью суда.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения, при этом малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае судебные инстанции не усмотрели оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным должностным лицом.
Предусмотренный статьёй 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения заявителя к административной ответственности не истек.
Вина Общества в совершении названного правонарушения установлена.
Наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Порядок привлечения общества к административной ответственности не нарушен и соответствует нормам КоАП РФ.
Выводы суда первой инстанции по применению норм материального права соответствуют установленным им обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы апелляционной жалобы, фактически сводятся к иной, чем у судов, неверной оценке доказательств по делу и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта, так как не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 23.07.2012 года по делу N А12-13287/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.И. Жевак |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-13287/2012
Истец: представитель ООО "Ростгаз" Молчанов Г. Г.
Ответчик: Нижне-Волжское межрегиональное управление Ростехнадзора, Нижне-Волжское управление Ростехнадзора