г. Томск |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А67-3714/2012 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.Н. Мухиной,
судей: Л.А. Колупаевой, В.М. Сухотиной
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Н. Винниковой
при участии представителей:
от истца: Воистинова Е.И., Лукина Д.А.
от ответчиков: Елынцевой Е.В., Цыганковой А.А.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Военного комиссариата Томской области (апелляционное производство N 07АП-7242/12)
на решение Арбитражного суда Томской области
от 26 июля 2012 года по делу N А67-3714/2012 (судья М.О. Попилов)
по иску Негосударственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Шегарского района Томской области "ДОСААФ"
к Военному комиссариату Томской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 296 142 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Шегарского района Томской области "ДОСААФ" (далее - СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ") обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к Военному комиссариату Томской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 296 142 руб. задолженности за осуществление подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям в 2008-2009 учебном году.
Исковые требования обоснованы статьями 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 и мотивированы неисполнением ответчиками обязанности по компенсации расходов, понесенных истцом в связи с оказанием услуг по подготовке 11 специалистов по военно-учетным специальностям в 2008-2009 годах.
Определением арбитражного суда от 25.06.2012 к участию в деле в качестве представителя Российской Федерации привлечено Министерство обороны Российской Федерации (т. 2, л.д. 79-80).
Решением Арбитражного суда Томской области от 26 июля 2012 года иск удовлетворен, с Военного комиссариата Томской области, а при недостаточности денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, в пользу СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" взыскано 296 142 рублей задолженности.
Не согласившись с состоявшимся решением, Военный комиссариат Томской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом сделан ошибочный вывод о том, что комиссариат являлся заказчиком услуг по обучению по военно-учетным специальностям, поскольку количество граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям, определяется Министерством обороны Российской Федерации. Судом не учтено, что в период с 01.10.2008 по 25.06.2009 между истцом и Министерством обороны Российской Федерации (либо Военным комиссариатом Томской области) государственные контракты на оказание услуг по подготовке граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин, не заключались, в связи с чем у комиссариата не имелось правовых оснований для приемки оказанных услуг, а Министерством обороны действия по последующему одобрению оказанных услуг не совершались. Отсутствует вина Военного комиссариата в неоплате оказанных истцом услуг по подготовке курсантов, поскольку в 2008-2009 годах бюджетные средства на цели оплаты расходов, понесенных СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ", выделены не были.
СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" представил письменные возражения на апелляционную жалобу, считает доводы ответчика не соответствующими обстоятельствам дела, нормам Гражданского Кодекса РФ, Федерального закона N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Правилам компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией ФЗ N 53-ФЗ, иным нормативно-правовым актам.
Министерство финансов Российской Федерации в отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель комиссариата поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представители истца, Минфина РФ в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержали доводы отзывов на жалобу.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.10.2008 по 25.06.2009 СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" на основании Требования и плана Командующего войсками Сибирского военного округа от 10.09.2008 N 19/5/3343 "Об организации подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях (Российской оборонно-спортивной технической организации) и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования Министерства образования РФ в 2009 году на территории Сибирского военного округа", приказа Командующего войсками Сибирского военного округа от 18.08.2008 N 445 "О назначении председателей военно-экзаменационных комиссий и их заместителей для проведения выпускных экзаменов военно-учетных специалистов в 2009 году", распоряжения Губернатора Томской области от 26.09.2008 N 307-р, которым утвержден план основных мероприятий по подготовке специалистов на 2008-2009 учебный год в учебных организациях РОСТО (ДОСААФ) и Колпашевском ПУ N 9 для Вооруженных Сил Российской Федерации, производилась подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям.
По направлению Военного комиссариата Шегарского района Томской области, на основании именных списков, приказа начальника СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" от 16.09.2008 N 39 "О подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям в учебных организациях СТК РОСТО (ДОСААФ) в 2008-2009 г.г.", СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" провело обучение 11 человек по специальности водитель автомобиля категории "ВС" ВУС 837, что подтверждается приказом от 01.10.2008 N 8 "О зачислении курсантов в учебный взвод N 7-08", актом проведения выпускных экзаменов в филиале Томской автомобильной школе ОС РОСТО (ДОСААФ), подписанными председателем военно-экзаменационной комиссии подполковником Собкиным В.А. (приказ Командующего войсками Сибирского военного округа от 18.08.2008 N 445), членами комиссии: майором Царюк А., ст. прапорщиком Ивановым В., приказом от 01.03.2009 N 9 "Об окончании обучения курсантов в учебном взводе N 7-08", протоколом экзаменационной комиссии от 01.03.2009 N 8.8, оценочной ведомостью, протоколом заседания квалификационной комиссии ГИБДД (ГАИ) (т. 1, л.д. 57-66).
Оказанные услуги по подготовке граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-ученым специальностям солдат, матросов и старшин в 2009 году, приняты по акту сдачи-приема от 26.06.2009 заказчиком в лице полномочного представителя Министерства обороны Российской Федерации - вр.и.о. военного комиссара Томской области Харченко Н.А. (т. 1, л.д. 79).
Общая стоимость затрат по подготовке указанных специалистов к службе в Вооруженных Силах РФ составила 296 142 руб., что подтверждается соглашением от 15.05.2012, актом сдачи-приема оказанных услуг от 26.06.2009 (т. 1, л.д. 79; т. 2, л.д. 61).
Отказ Военного комиссариата Томской области от оплаты указанных услуг со ссылкой на отсутствие заключенного между Министерством обороны Российской Федерации и образовательными организациями РОСТО (ДОСААФ) государственного контракта на оказание услуг по подготовке военно-обученных специалистов в спорный период послужил основанием для обращения СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ", исходил из установленного факта оказания истцом услуг и размера расходов, понесенных вследствие осуществления подготовки граждан, подлежащих призыву на военную службу, которые подлежат компенсации государством в силу прямого указания статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Постановление Правительства от 01.12.2004 N 704).
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему гражданскому законодательству и обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона о воинской обязанности компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией данного Федерального закона, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из положений подпункта 4 пункта 2, пункта 4 Постановления Правительства от 01.12.2004 N 704 следует, что компенсации подлежат, в том числе, расходы организаций и граждан, связанные с подготовкой граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в образовательных учреждениях общественных объединений по направлению военного комиссариата. Компенсация осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации (образовательных учреждений общественных объединений и транспортных организаций) на основании их счетов средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства федеральному казенному учреждению, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
При этом государственным заказчиком мероприятий, связанных с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, а также с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу является Министерство обороны Российской Федерации.
В силу пункта 3 Постановления Правительства от 01.12.2004 N 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 Постановления, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Таким образом, на основании указанных нормативных актов расходы, понесенные организациями в связи с подготовкой граждан Российской Федерации по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, компенсируются за счет средств федерального бюджета в силу прямого указания закона.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 01.12.2004 N 704 выплата компенсаций в отношении указанных расходов осуществляется соответствующим военным комиссариатом путем перечисления средств в установленном порядке на счета получателей компенсации, учтенных на лицевом счете, открытом военному комиссариату в территориальном органе Федерального казначейства (Письмо Казначейства Российской Федерации N 42-7.1-15/5.1-192 от 26.04.2006 года "О порядке компенсации расходов федеральных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года N 704").
С учетом указанных норм права, а также положений статей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 2 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, суд первой инстанции правомерно взыскал 296 142 руб. задолженности за осуществление подготовки граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, с Военного комиссариата Томской области, а при недостаточности у него денежных средств - с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у представителей Военного комиссариата полномочий на приемку оказанных истцом услуг ввиду незаключения между истцом и Министерством обороны Российской Федерации государственных контрактов на оказание данных услуг подлежит отклонению. Из материалов дела следует, что подготовка граждан, подлежащих призыву на военную службу, по военно-учетным специальностям для Вооруженных Сил Российской Федерации производилась на основании Требования и плана Командующего войсками Сибирского военного округа, приказа Командующего войсками Сибирского военного округа в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Выпускные экзамены проводились с участием представителей военного комиссариата. Акт сдачи-приемки оказанных услуг от 26.06.2009 подписан сторонами без разногласий по количеству обученных граждан и качеству оказанных услуг. Заявитель апелляционной жалобы не оспаривает факт оказания истцом услуг по обучению 11 курсантов, стоимость оказанных услуг. При изложенных обстоятельствах отсутствие заключенного между сторонами государственного контракта на оказание услуг в спорный период не может являться основанием для освобождения ответчиков от обязанности по оплате фактически оказанных истцом услуг.
Ссылка Военного комиссариата Томской области на отсутствие его вины в неисполнении обязательства перед истцом ввиду невыделения соответствующих бюджетных средств отклонена судом апелляционной инстанции, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо не освобождается от ответственности за нарушение обязательства в случае отсутствия у него денежных средств.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения Арбитражного суда Томской области от 26.07.2012, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 26 июля 2012 года по делу N А67-3714/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.Н. Мухина |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3714/2012
Истец: Негосударственное образовательное учреждение начального и дополнительного профессионального образования Спортивно-технический клуб Шегарского района Томской области "ДОСААФ", СТК Шегарского района Томской области "ДОСААФ"
Ответчик: Военный комиссариат Томской области, Министерство обороны РФ, Министерство финансов РФ, УФК по Томской области
Третье лицо: Министерство обороны РФ