г. Красноярск |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А33-1750/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "27" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "02" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии: от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (истца) - Брагуца А.В., представителя по доверенности от 21 августа 2012 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - администрации Ачинского района
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "25" июля 2012 года по делу N А33-1750/2012, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ИНН 2443005570, ОГРН 102240115532; далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 123), к администрации Ачинского района (ИНН 2402002403, ОГРН 1022401156447; далее также ответчик) о внесении изменений в пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 21 декабря 2004 года N 70 с момента вынесения судебного акта по делу, изложив его в следующей редакции (редакции дополнительного соглашения):
"Годовой размер арендной платы за земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км. северо-западнее п. Мазульский (10 км.), с кадастровым номером 24:02:0000000:0013, общей площадью 324742 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения водоподводящего канала, составляет два процента кадастровой стоимости земельного участка, а именно 1 878 957 рублей 21 копейка (один миллион восемьсот семьдесят восемь тысяч девятьсот пятьдесят семь рублей 21 копейка), в квартал 469 739 рублей 30 копеек (четыреста шестьдесят девять тысяч семьсот тридцать девять рублей 30 копеек)" в соответствии с расчетом арендной платы, который является неотъемлемой частью договора".
РАСЧЕТ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
к договору аренды земельного участка от 25 апреля 2007 года N 46/07
Арендатор: Открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат".
Кадастровый номер земельного участка: 24:02:0000000:0013.
Ставка арендной платы за используемый участок производится в размере 2 % от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, т.е. 5,786 рублей за 1 кв.м. (324742 кв.м.* 5,786 рублей = 1 878 957 рублей 21 копейка в год).
1 |
Площадь земельного участка (кв.м.) 24:02:0000000: 0013 |
324 742 |
2 |
Кадастровая стоимость земельного участка (руб.) |
93 947 860,6 |
3 |
Ставка арендной платы (%) |
2 |
Арендная плата = 93 947 860,6/100 х 2
Арендная плата в год = 1 878 957 рублей 21 копейка
Арендная плата в квартал = 469 739 рублей 30 копеек.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21 мая 2012 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 25 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Отказывая в иске суд первой инстанции исходил из того, что в связи со вступившими в силу с 1 июля 2006 года изменениями законодательства собственность на земельный участок, выступивший объектом аренды по спорному договору, разграничена и является федеральной в силу прямого указания закона, в связи с чем права арендодателя по спорному договору аренды перешли без соответствующего переоформления к Российской Федерации в лице органа, которому согласно действующего законодательства переданы полномочия по распоряжению такими участками, и администрация Ачинского района не является надлежащим ответчиком по делу.
Не согласившись с данным судебным актом, администрация Ачинского района обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 25 июля 2012 года по делу N А33-1750/2012 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции незаконно и необоснованно, судом неверно применены нормы материального права при принятии решения.
Суд неверно истолковал абзац 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации", распространив его действие на правоотношения, которые возникли до введения данной нормы в действие. На момент вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления критериев разграничения государственной собственности на землю на федеральную, субъектов федерации и муниципальных образований Ачинский глиноземный комбинат был приватизирован и спорный земельный участок находился в собственности не государственного предприятия, а акционерного общества. Придание же указанной норме закона обратной силы противоречит пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием специального указания в законе.
В силу абзацев 1, 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" до момента оформления правоустанавливающих документов и регистрации права собственности на земельный участок правомочия по распоряжению им осуществляются органами местного самоуправления Ачинского района.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2012 года апелляционная жалоба администрации Ачинского района принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 27 сентября 2012 года.
В судебное заседание представители истца и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае не прибыли.
От Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае поступил отзыв на апелляционную жалобу и ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя.
По мнению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Земельный участок, являющийся предметом договора аренды, был предоставлен предприятию федеральной формы собственности в постоянное бессрочное пользование и в план приватизации не вошел. На момент введения в действие статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации" статус земельного участка не изменялся и поскольку на момент разграничения государственной собственности на землю предприятие существовало, упомянутый участок нельзя отнести к неразграниченным землям, с момента введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации участок перешел в собственность Российской Федерации. Учитывая, что право федеральной собственности возникло до введения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, оно признается действительным и при отсутствии государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции, их представители участвовали в судебных заседаниях суда первой инстанции.
Копия определения о принятии апелляционной жалобы направлялась названным лицам судом апелляционной инстанции. Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы опубликована на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Третьим арбитражным апелляционным судом 21 августа 2012 года.
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает администрацию Ачинского района и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие их представителей.
Представитель открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленному суду отзыве.
По мнению истца, он вправе требовать установление предела размера годовой арендной платы от лица, которое вправе распоряжаться земельным участком из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения с кадастровым номером 24:02:0000000:0013, расположенного по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км севернее п. Мазульский (10 км), общей площадью 324742 кв.м, для размещения водоподводящего канала, в границах указанных в кадастровой карте (плане) участка.
Представитель истца пояснил, что не оспаривает выводы суда первой инстанции относительно того в чьей собственности находится земельный участок.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с актом на право пользования землей, выданным исполнительным комитетом Ачинского районного городского Совета депутатов трудящихся 30 апреля 1972 года (т.1, л.д. 64), Ачинскому глиноземному комбинату в постоянное пользование отведено 1640,8 гектаров земли, согласно плану и описанию границ.
Согласно дополнениям к акту на право пользования землей от 30 апреля 1972 года, записанному в государственной книге регистрации землепользователей 30 апреля 1972 года за N 5 общая площадь земель Ачинского глиноземного комбината согласно настоящего акта составляет 1654,2 гектара.
Государственным актом на право пользования землей от 10 ноября 1981 года серия А-1 N 405564 (т.1, л.д. 59), выданным исполнительным комитетом Ачинского районного (городского) Совета народных депутатов, определено, что за Мазульским рудником АГК Ачинского района Красноярского края закрепляется в бессрочное бесплатное пользование 838 гектаров земли в границах согласно плану землепользования. Земля представлена для разработки карьера.
В соответствии со свидетельством на право бессрочного (постоянного) пользования землей от 5 января 1994 года N 134 (т.1, л.д. 91) Ачинскому глиноземному комбинату, на основании решения от 2 октября 1992 года N 57-М Малого Совета районного Совета народных депутатов, для водоканала, карьера, руслонаправляющей дамбы, базы отдыха предоставлен земельный участок площадью 779 га.
Постановлением от 18 апреля 1994 года N 03-641-П Краевого комитата по управлению государственным имуществом администрации Красноярского края "О преобразовании государственного предприятия Ачинского глиноземного комбината в акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат" (т.2, л.д. 24), утвержден план приватизации государственного предприятия Ачинский глиноземный комбинат, государственное предприятие Ачинский глиноземный комбинат преобразовано в акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат".
Постановлением от 20 апреля 1994 года N 204-п "О регистрации акционерного общества открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат" (т.2, л.д. 23) администрация города Ачинска Красноярского края постановила зарегистрировать акционерное общество открытого типа "Ачинский глиноземный комбинат", преобразованное из государственного производственного объединения "Ачинский глиноземный комбинат".
В соответствии с Планом приватизации производственного объединения "Ачинский глиноземный комбинат", производственное объединение являлось на момент приватизации государственным предприятием федеральной собственности (т.2, л.д. 25).
В соответствии с Планом приватизации (стр.10) Ачинский глиноземный комбинат с двумя сырьевыми базами занимает площадь 3927,79 га, из них:
- промплощадка комбината - 1452,79 га;
- Мазульский известковый рудник - 779 га;
- Кия-Шатырский нефелиновый рудник - 1689 га.
Актом установления и согласования границ землепользований в Ачинском районе от 19 апреля 2002 года произведено установление и согласование границ земельного участка, занятого водоканалом и струенаправляющей дамбой, расположенного по адресу: Ачинский район.
Постановлением администрации Ачинского района Красноярского края от 15 ноября 2004 года N 276-П "О предоставлении права аренды на земельные участки открытому акционерному обществу "Ачинский глиноземный комбинат" (т.1, л.д. 31), расформированы земельные участки с кадастровыми номерами 24:02:0000000:0011 и 24:02:0000000:0012 путем присоединения к участкам государственной собственности, утвержден проект границ сформированного земельного участка общей площадью 61163 кв.м. Открытому акционерному обществу "Ачинский глиноземный комбинат" определено на правах аренды предоставить земельные участки:
земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 2,5 км. севернее п. Мазульский (10 км), общей площадью 61 163 кв.м., для размещения струенаправляющей дамбы, сроком на 10 лет, с 1 января 2005 года;
земельный участок с кадастровым номером 24:02:0000000:013 из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км. северо-западнее п. Мазульский (10 км), общей площадью 324742 кв.м., для размещения водопроводящего канала, сроком на 10 лет, с 1 января 2005 г.
21 декабря 2004 года на основании Постановления от 15 ноября 2004 года N 276-П администрацией Ачинского района (арендодатель) и открытым акционерным обществом "Ачинский глиноземный комбинат" (арендатор, в настоящее время "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат") подписан договор аренды N 70 находящегося в государственной собственности земельного участка (т.1, л.д. 21), согласно пункту 1.1 которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 24:02:0000000:0013, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км. северо-западнее п. Мазульский (10 км), общей площадью 324742 кв.м., для размещения водопроводящего канала в границах, указанных в кадастровой карте участка, являющейся неотъемлемой часть договора (приложение N1).
Срок действия договора установлен пунктом 2.1. договора с 1 января 2005 года по 31 декабря 2015 года.
Пунктом 3.1. договора установлен размер арендной платы за участок: за 2005 год составляет 2 036 989 рублей 66 копеек.
Пунктом 3.3. договора установлено, что расчет арендной платы определен в приложении N 2 к договору, которое является неотъемлемой частью договора.
Согласно пункту 6.3. договора в случае изменения методики расчета арендной платы или внесения изменений в действующую, обусловленных правовыми актами Российской Федерации, Красноярского края, органа местного самоуправления, размер арендной платы изменяется Арендодателем автоматически в бесспорном и одностороннем порядке с момента вступления в силу соответствующего правового акта. Арендатор обязан перечислить арендную плату в размере и порядке, установленных арендодателем в соответствующем уведомлении с момента его получения.
Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1 марта 2012 года N 02/006/2012-782 (т.2, л.д. 87) подтверждает государственную регистрацию договора аренды от 21 декабря 2004 года N 70.
По акту приема-передачи от 21 декабря 2004 года открытое акционерное общество "Ачинский глиноземный комбинат" приняло земельный участок с кадастровым номером 24:02:0000000:0013 (т.1, л.д. 30).
В соответствии с уведомлением от 24 декабря 2010 года N 3099/019 (т.1, л.д. 37) на 2011 год арендная плата по договору от 21 декабря 2004 года N 70 составила 4 838314 рублей 82 копейки в год.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 24:02:0000000:0013 (предыдущий номер 24:02:0000000:0013) от 15 марта 2012 года N 24/12-61604 (т.2, л.д. 16) участок имеет следующие характеристики: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Красноярский край, р-н Ачинский, водоканал и струенаправляющая дамба; из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование: для размещения водопроводящего канала; общей площадью 324742 кв.м., кадастровая стоимость 93 947 860 рублей 60 копеек; дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости: 10 апреля 2007 года.
Письмом от 23 ноября 2011 года N 84-0031-01-546 (т.1, л.д. 12) истец направил ответчику для подписания проект дополнительного соглашения, предложил внести следующие изменения в договор аренды от 21 декабря 2004 года N 70: "Годовой размер арендной платы за земельный участок, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км. северо-западнее п. Мазульский (10 км.), с кадастровым номером 24:02:0000000:0013, общей площадью 324742 кв.м., из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, для размещения водоподводящего канала, составляет два процента кадастровой стоимости земельного участка, а именно 1 878 957 рублей 21 копейка, в квартал 469 739 рублей 30 копеек, в соответствии с расчетом арендной платы, который является неотъемлемой частью договора".
Письмом от 13 января 2012 года N 08-115 (т.1, л.д.20) ответчик сообщил истцу, что основания для подписания дополнительного соглашения о внесении изменений в договор аренды от 21 декабря 2004 года N 70 в части установления годового размера арендной платы отсутствуют.
Поскольку ответчик не согласился внести изменения в договор аренды 21 декабря 2004 года N 70 находящегося в государственной собственности земельного участка в части изменения размера арендной платы, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем изменения правоотношения.
Как следует из пунктов 1, 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение условий договора возможно по соглашению сторон договора либо в случае недостижения ими соглашения - по решению суда в случаях, предусмотренных законом.
В рамках настоящего дела истец просит о внесении изменений в пункт 3.1 договора аренды земельного участка от 21 декабря 2004 года N 70 в части определения размера арендной платы, ссылаясь на отсутствие согласия ответчика на изменение условий договора.
Факт заключения договора аренды от 21 декабря 2004 года N 70, по условиям которого арендодатель - администрация Ачинского района предоставляет, а арендатор - открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" принимает в аренду земельный участок из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 24:02:0000000:0013, расположенный по адресу: Красноярский край, Ачинский район, 5 км. северо-западнее п. Мазульский (10 км), общей площадью 324742 кв.м. сроком с 1 января 2005 года по 31 декабря 2015 года не оспаривается сторонами в суде апелляционной инстанции и подтверждается материалам дела.
Вместе с тем, оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в настоящее время администрация Ачинского района не является стороной по договору аренды от 21 декабря 2004 года N 70.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2011 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно части 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти. Указанная статья введена Федеральным законом от 14 апреля 2006 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" вступившим в силу с 1 июля 2006 года.
Таким образом, в настоящее время земельные участки в Российской Федерации являются разграниченными Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". При этом отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на них, либо отсутствие земельных участков в реестрах федеральной собственности не является основанием отнесения вышеперечисленных земельных участков к не разграниченным землям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела изначально земельные участки, в пределах которых сформирован спорный земельный участок с кадастровым номером 24:02:0000000:0013 были предоставлены государственному предприятию Производственное-объединение "Ачинский глиноземный комбинат" на праве бессрочного (постоянного) пользования землей. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
При этом в соответствии с Планом приватизации указанные земельные участки, не вошли в перечень приватизируемого имущества, либо имущества, подлежащего передаче в муниципальную собственность.
Согласно положению подпункту 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, разграничение государственной собственности на землю предполагает возникновение отношений между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и не затрагивает интересы юридических и физических лиц частной формы собственности. В связи с чем, нахождение на земельных участках объектов, принадлежащих в настоящее время частным лицам, не является препятствием для признания и оформления в установленном порядке права государственной собственности (федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации) на земельные участки.
Следовательно, с 1 июля 2006 года государственная собственность на земельные участки, ранее предоставленные производственному объединению "Ачинский глиноземный комбинат" на праве постоянного (бессрочного) пользования и впоследствии прошедшие процедуру размежевания и постановки на государственный кадастровый учет, разграничена, данная земля является федеральной собственностью в силу прямого указания закона - абзаца 2 пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Данный вывод суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от 20 сентября 2011 года N 4344/11.
Соответственно, все права арендодателя по ранее заключенному договору аренды от 21 декабря 2004 года N 70 согласно статье 617 Гражданского кодекса Российской Федерации с 1 июля 2006 года переходят без соответствующего переоформления к Российской Федерации в лице органа, которому в силу действующего законодательства переданы полномочия по распоряжению такими участками. Данный вывод суда соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации высказанной в Постановлении от 11.05.2010 N301/10.
Доводы апелляционной жалобы о неверном применении судом первой инстанции статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отклоняются судом апелляционной инстанции как необоснованные. Истец, как полный правопреемник государственного предприятия "Ачинский глиноземный комбинат", не утратил ранее возникшее у предприятия право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по состоянию на 1 июля 2006 года, в связи с чем, несмотря на изменение организационно-правовой формы истца у суда первой инстанции имелись предусмотренные законом основания для отнесения спорного земельного участка к федеральной собственности.
Доводы ответчика об отсутствии государственной регистрации прав собственности Российской Федерации на спорный земельный участок также отклоняются судом апелляционной инстанции. По смыслу статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования. В силу положений статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации при перемене собственника арендованного имущества независимо от того, ставился ли вопрос о переоформлении договора аренды, прежний собственник утрачивает, а новый приобретает права и обязанности арендодателя по договору аренды. Следовательно, изменение сторон договора аренды от 21 декабря 2004 года N 70 произошло с момента вступления в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" к администрации Ачинского района об изменении условий договора аренды от 21 декабря 2004 года N 70 как заявленных к ненадлежащему лицу.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика, однако поскольку последний в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "25" июля 2012 года по делу N А33-1750/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1750/2012
Истец: ОАО РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат
Ответчик: Администрация Ачинского района
Третье лицо: Теруправление Федерального агентства по управлению госимуществом