Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 сентября 2012 г. N 04АП-4092/12
г. Чита |
|
28 сентября 2012 г. |
Дело N А58-3325/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Г.Г. Ячменёва, Д.Н. Рылова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.Н. Федосеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Евроклассик" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2012 года по делу N А58-3325/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Евроклассик" (ИНН 1435117736, ОГРН 1021401051363) к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402044540, ИНН 1435150363, адрес: г. Якутск, ул. Дзержинского, 22/7) о признании постановления от 21 мая 2012 г. N 23 о назначении административного наказания незаконным, принятое судьей Е.А. Евсеевой,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
установил:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Евроклассик", обратился в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления N 23 от 21 мая 2012 г. Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о назначении административного наказания.
Решением суда первой инстанции от 31 июля 2012 г. заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и о соблюдении административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Общество, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, признать постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Саха (Якутия) о назначении административного наказания N 23 от 21 мая 2010 г. незаконным и отменить в полном объёме.
Представитель общества в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки тому, что Общество не нарушало порядка заполнения справки о подтверждающих документах, поскольку она содержала данные содержащиеся в ДТ. Кроме того, суд первой инстанции не принял во внимание, доводы Общества о том, что совершенное им правонарушение носит малозначительный характер и возможность применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу административный орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 25 августа 2012 г.
Согласно пункту 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела, 21 мая 2012 г. вынесено оспариваемое постановление N 23 (т.1, л.д.35-36), которым Общество признано виновным в правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Диспозиция части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действовавшей на 03 октября 2011 г. (день совершения правонарушения) состоит в несоблюдении установленных порядка и (или) сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Таким образом, по названной норме квалифицируется нарушение порядка заполнения справки о подтверждающих документах, установленного Положением Центрального Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П.
Как следует из оспариваемого постановления (т.1, л.д.35-36), между ООО "Евроклассик" (покупатель) и фирмой DYU TRADING LIMITED (продавец, Сейшелы) заключен контракт N 11 от 6 октября 2008 г. (далее - контракт).
По договору оформлен паспорт сделки N 08110009/1481/1753/2/0 от 27 ноября 2008 г. в Филиале акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ (ОАО) - Якутское отделение N 8603 на сумму 2 000 000 долларов США с датой завершения исполнения обязательств по контракту 31 декабря 2013 г.
В счет поставки по данному контракту в Якутском таможенном посту якутской таможни с 2009 по 2011 год было оформлено 40 ГДТ, в том числе в электронной форме продекламированы товары по ДТ N 1070103/150911/0000148 (ИМ 40) общей фактурной
стоимостью 7050 долларов США (таможенная стоимость 272 554,51 рублей по курсу 30,3643 рублей за 1 доллар США) на условиях поставки DAF Забайкальск.
Первоначально ДТ N 1070103/150911/0000148 (т.1, л.д.62-65) ООО "Евроклассик" заявило 2 наименования товара, но по результатам произведенного таможенного досмотра из товара N 1 "Гидромассажные ванны и кабины акриловые, со стеклянными дверьми, форсунками, гидронасосом, системой трубок, смесителем, душевым комплектом, радио, эл. подсветкой, потр. мощ.150вт. в разобранном виде" выделено отдельным товаром N 3 "Гидромассажные ванны и кабины акриловые, со стеклянными дверьми, форсунками, гидронасосом, системой трубок, смесителем, душевым комплектом, радио, эл. подсветкой, потр.мощ.150вт. в разобранном виде" - 2 шт. На указанный товар N 3 таможенным органом наложен арест.
В результате по ДТ N 1070103/150911/0000148 выпуск разрешен 21 сентября 2011 г. по товарам N 1, N 2 общей фактурной стоимостью 6145,38 долларов США, по товару N 3 фактурной стоимостью 904,62 долларов США отказано в выпуске.
Между тем в справке (т.1, л.д.61), поданной в филиал АК Сбербанк РФ (ОАО) - Якутское отделение N 8603, о подтверждающих документах по ДТ N 1070103/150911/0000148, поданной в уполномоченный банк 03 октября 2011 г. без нарушения сроков предоставления, неверно в графе N 5 указана сумма в размере 7050 долларов США, вместо 6145,38 долларов США.
Оценивая указанное, административный орган пришел к выводу, что Обществом нарушен порядок заполнения справки о подтверждающих документах, установленный Положением, которое утверждено Центральным банком России от 01 июня 2004 г. N 258-П.
Частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела и доводы сторон, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" резиденты обязаны предоставлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 данного закона, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В пункте 4 статьи 5 Федерального закона N 173-ФЗ указано, что единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютным операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, утвержден, в том числе, Положением Центрального банка РФ от 01 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном вышеназванным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию РФ или вывоза товаров с таможенном территории РФ, а также выполнение работ, оказание услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.
В случае наличия установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, путем подачи таможенной декларации резидент в качестве подтверждающих документов представляет в банк ПС таможенные декларации, за исключением временных таможенных деклараций (далее - таможенные декларации).
Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).
Указанием ЦБ РФ от 10 июля 2007 г. N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", установлены формы учета по валютным операциям.
В соответствии с пунктом 1.3 Указания ЦБ РФ от 10 июля 2007 г. N 1950-У данная справка о подтверждающих документах, представляемая в уполномоченный банк в порядке и в сроки, установленным положением, является для резидентов формой учета по валютным операциям.
Таким образом, подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, при этом в силу пункта 2.1 Положения N 258-П, к подтверждающим документам относятся декларации на товар (таможенные декларации).
Согласно Приложению 1 к Положению Банка России от 1 июня 2004 г. N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" Справка о подтверждающих документах заполняется в соответствии с порядком заполнения справки о подтверждающих документах.
Согласно пункту 5 названного порядка, в графах 4 и 5 указываются соответственно цифровой код валюты в соответствии с Общероссийским классификатором валют и Классификатором валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе (Классификатор клиринговых валют), и фактурная стоимость товаров, стоимость работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, либо сумма обязательств, исполненных иным способом, указанные в подтверждающем документе в указанной валюте согласно подтверждающему документу.
Из указанного порядка заполнения справки следует, что в графе N 5 справки о подтверждающих документах указывается фактурная стоимость товаров, содержащаяся в подтверждающем документе, в указанной валюте согласно подтверждающему документу.
Из анализа таможенной декларации представленной в материалы дела (т. 1, л. 62) следует, что фактурная стоимость товара, то есть стоимость, определенная по счету-фактуре сторонами по сделке, указана в ДТ в графе 22, составляет 7050 долларов США.
При этом согласно пункту 22 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, во втором подразделе данной графы указывается общая стоимость товаров, полученная как сумма стоимостей, указанных в графах 42 основного и добавочных листов ДТ.
Из указанного следует, что Общество формально не нарушало порядка заполнения справки о подтверждающих документах, поскольку фактурная стоимость товара указанная в графе N 5 справки, полностью совпадает со стоимостью товара указанной в представленном подтверждающем документе - декларации на товар (ДТ).
Указанный порядок не содержит каких-либо прямых указаний на то, что в такой справке не указывается стоимость товара ввезенного в Российскую Федерацию, но по каким-либо причинам арестованного таможенным органом.
Частью 6 статьи 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Частью 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу указанного суд апелляционной инстанции считает, что административный орган не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях общества события вмененного ему правонарушения.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба, как и требования заявителя, подлежат удовлетворению, решение суда первой инстанции отмене, как принятое при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными.
Согласно части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Возвратить ООО "Евроклассик" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей по платежному поручению N 102 от 04 июня 2012 г. (т. 1, л. 6) и платежному поручению N 96553 от 10 августа 2012 г. (т. 1, л. 108).
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "31" июля 2012 года по делу N А58-3325/2012 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Постановление Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Саха (Якутия) N 23 от 21.05.2012 признать незаконным и отменить полностью.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Евроклассик" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 4000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.