Комментарий к письму Минфина РФ
от 9 ноября 2007 г. N 03-05-05-02/69 и
письму Минфина РФ от 24 октября 2007 г. N 03-05-06-02/122
Оба опубликованных письма посвящены местным льготам по земельному налогу как в виде не облагаемой налогом суммы, так и в форме освобождения от обязательного платежа некоторых налогоплательщиков по участкам земли, используемым ими в определенной деятельности. В отношении землевладельцев, имеющих несколько участков, например, в черте одного города, возникают вопросы применения налогового вычета. Поэтому первое письмо финансового ведомства носит уточняющий характер. Ценность же второго - рекомендации по поводу возможности установления льгот на местном уровне для определенных предприятий.
О роли местных властей
Плательщики земельного налога, а также его конкретные элементы, такие как объект обложения, база, налоговый (отчетный) период и порядок исчисления данного обязательного платежа, установлены главой 31 Налогового кодекса. Налог относится к местным и обязателен к уплате на территориях тех муниципальных образований, представительные органы власти которых приняли закон о его введении. Местные власти устанавливают в своих нормативно-правовых актах только те элементы земельного налога, право на определение которых им прямо предоставлено Налоговым кодексом. Это ставки в пределах, установленных главой 31 кодекса, порядок и сроки уплаты обязательного платежа. Кроме того, в вышеуказанных документах могут быть оговорены дополнительные налоговые льготы, помимо тех, что предусмотрены в статье 395 Налогового кодекса. А также, основания и порядок их применения, включая определение размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Обратите внимание: представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы и предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами (подп. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ). При этом решение об освобождении от данного налога некоторых категорий плательщиков не может быть принято без внесения соответствующих изменений в правовой акт о местном бюджете на текущий финансовый год.
Виды земельных льгот
В статьях 391 и 395 Налогового кодекса предусмотрены два основных вида льгот.
Первая устанавливается в виде уменьшения базы на необлагаемую сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика. Она предоставляется физическим лицам, перечень которых дается в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса:
1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;
2) инвалидам I, II, III группы;
3) ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны;
4) и другие.
Вторая заключается в освобождении некоторых плательщиков от земельного налога в отношении участков, используемых для определенной деятельности. Их список приведен в статье 395 Налогового кодекса. Это, например, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций; религиозные организации - в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
Налоговый вычет по земельному налогу
Местные власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы (п. 2 ст. 387 НК РФ). По кодексу она составляет 10 000 рублей. Но местные властные органы определяют свою величину. При этом данный налоговый вычет можно применять в отношении одного налогоплательщика по его земельным участкам на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Но если, согласно Налоговому кодексу, вычет применяется к одному земельному участку, то количество угодий, к которым может применяться не облагаемая налогом сумма, установленная органами местного самоуправления, не обозначено.
Ясность внес Минфин в одном из опубликованных писем. Согласно его разъяснениям, не облагаемая земельным налогом сумма применяется на местном уровне тоже к одному из расположенных в пределах одного муниципального образования участков.
Пример
Инвалид, владеющий несколькими угодьями в черте города, имеет право использовать налоговый вычет только в отношении одного из них, по своему усмотрению.
В случае если размер необлагаемой суммы превышает налоговую базу по земельному участку, то вторая принимается равной нулю. И тогда плательщику налог платить не нужно.
Основные льготы
Льготники имеют преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Привилегии эти должны быть предусмотрены законодательством о налогах и сборах. Также они могут заключаться в предоставлении возможности или вообще не уплачивать налог, или уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ).
В отличие от необлагаемой суммы, местные власти своими нормативными актами могут расширить перечень тех, кто может воспользоваться льготами по статье 395 Налогового кодекса.
Но если муниципалитеты ввели своими законами в качестве местных те же льготы, что указаны в Налоговом кодексе, то при определении возможности использования освобождения от земельного налога, налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем, установленным в главном налоговом документе. Список льготников здесь ограничен. И тогда, как разъясняют специалисты финансового ведомства в опубликованном письме Минфина России от 24.10.2007 N 03-05-06-02/129, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера. Из этого письма также следует, что для предоставления предприятию возможности по освобождению от уплаты земельного налога, ему необходимо обратиться в орган муниципального образования, где находятся земельные участки фирмы. Решение последнего, конечно, будет зависеть от того, насколько может пострадать бюджет от непоступления в него некоторых сумм.
Льготы по земельному налогу могут устанавливаться муниципальными властями каждый год. Также как и размер не облагаемой налогом суммы. При этом изменения в муниципальные законы о местных налогах, которые должны начать действовать в следующем финансовом году, вносятся правовыми актами муниципалитета. Последние должны быть приняты до дня, в котором представляется в орган муниципального образования проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год (п. 2 ст. 64 Бюджетного кодекса).
Обратите внимание: в отношении землевладельцев-физических лиц Минфин высказал следующее мнение. Местные органы власти вправе устанавливать налоговые льготы по земельному налогу для отдельных категорий его плательщиков, имеющих участки земли на территориях соответствующих муниципалитетов. Но при этом не должны быть ограничены права физических лиц, относящихся к данной категории налогоплательщиков, но зарегистрированных по месту жительства на территориях других муниципальных образований (см. письмо Минфина РФ от 14.02.2007 г. N 03-05-05-02/04).
С.К. Лапина,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.