Комментарий к письму Минфина РФ
от 31 октября 2007 г. N 03-05-06-01/126 и
письму Минфина РФ от 7 ноября 2007 г. N 03-05-05-01/46
Для того чтобы правильно рассчитать любой налог, предприятию необходимо четко определить, является ли оно его плательщиком, относится ли оно к льготникам, признаются ли его активы объектом налогообложения.
Объекты налогообложения
Существуют основные средства, которые, в принципе, не являются объектом обложения налогом на имущество, а также транспортным налогом. Например, к активам, на которые не начисляется "имущественный" налог, относятся основные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным военизированным структурам (п. 4 ст. 374 НК РФ). А находящийся у таких организаций на этих же правах транспорт не облагается транспортным налогом (подп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ).
В обоих комментируемых письмах Минфин рассматривает вопросы отнесения организаций к федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом специалисты финансового ведомства рекомендуют обратить внимание на статью 2 Федерального закона от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Здесь содержится перечень органов, в которых предусмотрено прохождение военной и приравненной к ней службы. Если вашего предприятия в этом списке нет, то вы не можете воспользоваться данной льготой.
Еще одним важным условием, согласно которому активы не признаются объектом обложения налогом на имущество, является использование их для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Но если основные активы используются только для этих целей, то они только тогда не признаются налогооблагаемыми объектами, когда используются военными структурами федерального значения.
В основном арбитражным судам приходится решать, относятся или нет к органам федеральной исполнительной власти учреждения, которые находятся в подчинении этих органов (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 29.06.2006 N А72-12906/05-14/281, ФАС Волго-Вятского округа от 25.09.2006 N А82-12638/2005-37). И, анализируя судебную практику, можно сделать следующий вывод. Учреждения и унитарные предприятия, подведомственные Минобороны России и являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти. Поэтому они должны уплачивать транспортный и "имущественный" налоги в отношении принадлежащих им на праве оперативного управления либо хозяйственного ведения движимых и недвижимых объектов.
Аналогичное мнение содержится в письмах Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-04-04/12, от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09. В них специалисты финансового ведомства указывают, что на основании положений статьи 299 Гражданского кодекса имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за подведомственными Минобороны России организациями и предприятиями, не может одновременно принадлежать на праве оперативного управления данному министерству. Ведь активы, находящееся в государственной собственности, передаются госпредприятиям и учреждениям во владение, пользование и распоряжение в соответствии со статьями 294 и 296 Гражданского кодекса (п. 4 ст. 214 ГК РФ). Данные статьи определяют право хозяйственного ведения и оперативного управления. Поэтому имущество, закрепленное за конкретным предприятием, не может принадлежать на праве оперативного управления сразу нескольким юридическим лицам.
Налоговые льготы
Льгота частично или полностью освобождает налогоплательщиков от обязательных платежей. Плательщики налогов вправе пользоваться ей при наличии на то оснований и в порядке, который предусмотрен законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом такие льготы могут быть установлены в Налоговом кодексе, федеральных законах, которые приняты в соответствии с ним. Они также подлежат введению в действие законами субъектов РФ, нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований.
Так как транспортный налог и налог на имущество организаций - региональные (ст. 14 НК РФ), то субъекты РФ при их установлении могут предусмотреть дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками (ст. 356, 372 НК РФ)
Например, объекты мобилизационного назначения и мобилизационные мощности, законсервированные и (или) не используемые в производстве, были освобождены от обложения налогом на имущество до 1 января 2005 года. Но субъекты РФ, вводя на своей территории данный налог, после этой даты могли установить подобную дополнительную льготу.
Обратите внимание: плательщики налога на имущество вправе воспользоваться налоговыми льготами, которые предусмотрены в статье 381 Налогового кодекса, независимо от их введения законами субъектов РФ на соответствующей территории (письмо Минфина России от 05.04.2005 N 03-06-04-04/18).
Расчет и уплата региональных налогов
Налог на имущество необходимо уплачивать в бюджет субъекта РФ и местный бюджет. Если предприятие имеет отдельное обособленное подразделение или недвижимость в другом регионе, то налоговая база определяется, а авансы и само обязательство перечисляются в соответствии с законодательством соответствующего региона. Поэтому головная организация, например, может производить по своему местонахождению в течение года один платеж, а по недвижимому имуществу, расположенному в другом регионе, - четыре. И наоборот. Транспортный налог платится в бюджет того субъекта РФ, где транспорт зарегистрирован. Такой порядок уплаты связан с тем, что субъект РФ может вводить свои налоговые льготы и ставки.
Обратите внимание: транспортные средства, отраженные на балансе "обособленца", должны быть учтены при расчете базы по "имущественному" налогу этого подразделения, даже если фактически данное имущество находится на территории головной организации (письмо Минфина России от 07.06.2005 N 03-06-05-04/156).
Поэтому при расчете и уплате региональных налогов необходимо принимать во внимание положения законодательства субъектов РФ, на основании которых были введены налог на имущество и транспортный налог на соответствующей территории. А в комментируемом письме специалисты финансового ведомства рекомендуют при возникновении вопросов по применению этих положений обращаться в органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные давать разъяснения в области финансов.
А.В. Лазарева,
аудитор
"Нормативные акты для бухгалтера", N 24, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.