г. Томск |
|
21 09 2012 г. |
Дело N А03-15138/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 21.09.2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В. В. Кресса
судей: Л. Е. Лобановой
И. И. Терехиной
при ведении протокола судебного заседания без использования средств аудиозаписи помощником судьи Никитиным Е. О.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
от третьих лиц: не явились (извещены)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (07АП-7343/12), на решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2012 г. по делу N А03-15138/2011
(судья Ю. В. Овчинников)
по иску ООО "Жилищно-коммунальное управление"
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление социальной защиты населения по г. Заринску; Комитет по финансам, налогам и кредитной политике Администрации Алтайского края
о взыскании 68 121 руб. 99 коп.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью ООО "Жилищно-коммунальное управление" (ОГРН 1052201009794) (далее - ООО "ЖКУ") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (ОГРН 1022201761592) (далее - УФК по Алтайскому краю ), о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЖКУ" 68 121 руб. 99 коп. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Управление социальной защиты населения по г. Заринску.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2012 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.06.2012 г.) по делу N А03-15138/2011 с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации в пользу ООО "ЖКУ" взыскано 68 121 руб. 99 коп. убытков (л. д. 94-99 т. 8).
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, Министерство финансов Российской Федерации, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (УФК по Алтайскому краю), обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое решение, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что финансирование всех расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края. Во исполнение ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса РФ был принят Закон Алтайского края от 29.12.2006 г. N 148-ЗС "О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае". Статьей 4 данного закона предусмотрено, что финансирование расходов по обеспечению мер социальной поддержки многодетных семей является расходным обязательством Алтайского края. По мнению апеллянта, Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком, а соответствующие убытки должны компенсироваться из бюджета субъекта РФ, как расходные обязательства Алтайского края, которые возникают из принятого им нормативного правового акта. По мнению апеллянта, судом неправомерно взысканы 2 724 руб. 88 коп. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины, поскольку Российская Федерация (публично-правовое образование) не является участником отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. На Министерство финансов РФ не может быть возложена ответственность по уплате государственной пошлины согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ (л. д. 109-113 т. 8).
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили.
Дело по апелляционной жалобе рассматривается судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон и третьих лиц на основании ч. ч. 3 и 5 ст. 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2012 г., суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по экономике и управлению муниципальным имуществом Администрации г. Заринска (арендодателем) и ООО "ЖКУ" (арендатором) был заключен договор от 04.03.2008 г., в соответствии с условиями которого арендодатель передал арендатору во временное владение и пользование за плату здания и сооружения наименование, местонахождение и площадь (протяженность, объем) которых указаны в приложении N 1 к договору (л. д. 31-40 т. 1).
Согласно п. 1 договора передаваемое имущество будет использоваться арендатором для осуществления с использованием имущества деятельности по передаче и распределению тепловой энергии в горячей воде для отопления и горячего водоснабжения.
Срок действия договора согласован сторонами в течение 15 лет (п. 2 договора).
На основании принятых собственниками многоквартирных домов решений ООО "ЖКУ" было выбрано в качестве управляющей организации указанными домами.
В соответствии с перечнем коммунальных услуг, который утвержден решением собственников многоквартирных домов (протоколы общих собраний собственников помещений), ООО "ЖКУ" осуществляло подачу горячего и холодного водоснабжения, отопления и оказывало услуги по канализации.
При начислении платы за потребленные услуги, ООО "ЖКУ" учитывались требования Указа Президента РФ от 05.05.1993 г. N 431 (далее - Указ N 431), в соответствии с которым для многодетных семей предоставляется скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией (пп. "б" п. 1 Указа N 431).
В соответствии с расчетом ООО "ЖКУ", сумма понесенных затрат в связи с предоставлением скидки согласно Указу N 431 составила 68 121 руб. 99 коп.
Поскольку Указом N 431 и нормативными правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций скидок, предоставляемых многодетным семьям, ООО "ЖКУ" полагает, что затраты на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренные п. 1 Указа N 431, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "ЖКУ" в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции по существу иска в связи со следующим.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате: принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "б" п. 1 указа Президента РФ от 05.05.1993 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей предусмотрено предоставление скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.
Пунктом 3 данного указа Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ было поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
В п. 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 51/1-2359-18 от 29.06.1993 г. "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что скидки на оплату за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией производятся за счет средств местных бюджетов.
Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. N ГКПИ03-139 названный п. 2 совместного письма Минфина России и Минсоцзащиты России N 51/1-2359-18 от 29.06.1993 г. признан недействующим.
Таким образом, действующим законодательством не установлен порядок компенсации льгот многодетным семьям, предоставленных на основании Указа.
Апелляционный суд, как и суд первой инстанции, учитывает разъяснения Конституционного Суда РФ, приведенные в определении от 09.04.2002 г. N 68-О, где указано, что до надлежащего урегулирования федеральным законом возникших при этом правоотношений распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, предусмотренные указом Президента РФ от 05.05.1993 г. N 431 меры социальной поддержки являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Факт причинения ООО "ЖКУ" убытков в связи с предоставлением в спорный период в соответствии с указом Президента РФ от 05.05.1993 г. N 431 льгот по оплате энергоресурсов многодетным семьям, их размер подтверждены представленными в материалы дела документами: договором от 04.03.2008 г., протоколами общих собраний собственников помещений, заявлениями и справками потребителей коммунальных услуг о предоставлении льгот, выписками из поквартирных карточек, квитанциями, лицевыми счетами, расчетом суммы убытков.
Доказательств выделения ответчиком средств на компенсацию соответствующих расходов в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах иск удовлетворен правомерно.
Довод апеллянта о том, что Российская Федерация является ненадлежащим ответчиком по делу, подлежит отклонению.
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. Доказательств перечисления в указанный период в бюджет Алтайского края денежных средств для возмещения расходов в полном объеме на предоставление названных льгот Минфином России не представлено.
Довод апеллянта о неправомерном взыскании с ответчика 2 724 руб. 88 коп. в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины подлежит отклонению. Расходы по уплате государственной пошлины, понесенные по делу, возмещаются заявителю, в пользу которого принят судебный акт, путем взыскания их непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Освобождение управления от уплаты государственной пошлины не влияет на порядок распределения судебных расходов на основании ч. 1 ст. 110 АПК РФ.
В связи с изложенным апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2012 г.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 26.06.2012 г. по делу N А03-15138/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
В.В. Кресс |
Судьи |
Л.Е. Лобанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-15138/2011
Истец: ООО "Жилищно-коммунальное управление"
Ответчик: Российская Федерация в лице УФК по Алтайскому края Министерства Финансов РФ, УФК по Алтайскому краю
Третье лицо: Комитет Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края, Управление социальной защиты населения по г. Заринску