Комментарий к письму Минфина России от 11.09.2007 N 03-11-02/239
Фирмы, оказывающие автотранспортные услуги, могут применять "вмененку". В комментируемом документе специалисты финансового ведомства указали, что на ЕНВД могут перейти даже предприятия, специализирующиеся на оказании транспортных услуг по индивидуальным заказам пассажиров. Однако у "вменещиков", которые занимаются перевозками, осталось много причин для споров с контролирующими органами. Как решить налоговые проблемы "транспортников" - в нашем комментарии.
Условия для перехода на "вмененку"
Существуют определенные ограничения для налогоплательщиков при переходе на "вмененку". Остановимся на них подробнее.
При применении ЕНВД не имеет значения, на каком праве пользования, владения или распоряжения принадлежат компании транспортные средства. Так что организация, имеющая, например, 10 автомобилей в собственности и арендовавшая еще пять, при исчислении базы по ЕНВД будет учитывать доходы и расходы по всем машинам. Нет ограничений и по формам платежа за оказанные услуги: деньги могут поступать в организацию как по наличному, так и по безналичному расчету.
Может возникнуть вопрос: а ко всем ли транспортным средствам применим ЕНВД? Ведь если сравнивать, например, легковые автомобили и автобусы, то они перевозят совершенно разное количество пассажиров. Но пассажировместимость или грузоподъемность не имеет никакого значения. Главное, чтобы транспортные средства совершали дорожные перевозки. Вот, например, организации, имеющие дело с автокранами, тракторами или внедорожным транспортом, используемым только в специальных условиях, не могут перейти на ЕНВД.
Если фирма продает свои машины или сдает их в аренду, то выручка или арендные платежи под ЕНВД не подпадают, потому что с осуществлением перевозок они не связаны. Но здесь есть одно исключение. Если компания передает по договору аренды или фрахтования транспортное средство с экипажем, оказывая при этом услуги по управлению, то такая операция относится к деятельности автомобильного транспорта, и "вмененку" можно применять.
Финансисты в опубликованном документе отметили, что транспортные услуги обязательно должны быть самостоятельным видом предпринимательской деятельности компании, что должно подтверждаться соответствующими документами. Если, например, компания сама занимается доставкой реализуемых товаров покупателям, то нужно заключать отдельные договоры, выделяющие стоимость доставки. В противном случае перевозка является просто сопутствующей услугой, считающейся частью основной деятельности - продажи товаров, и использовать ЕНВД невозможно.
Следует отметить, что организация может осуществлять различные виды перевозок, причем как регулярные, так и не подчиняющиеся расписанию. Этот вопрос рассматривается в комментируемом письме. Например, если компания перевозит пассажиров на туристских автобусах из одного города в другой и при этом оказывает автотранспортные услуги по перевозке людей по их индивидуальным заказам, то она вправе применять "вмененный" спецрежим. Однако следует помнить, что автобусов и такси в сумме не должно быть больше двадцати.
Разрешаем споры с инспекторами
Налогообложение деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг, вызывает массу вопросов у "вмененщиков". Одна из основных проблем - подсчет машин. Например, у организации на балансе состоит более двадцати транспортных средств, предназначенных для перевозок. Однако не факт, что на всех машинах будут в действительности перевозить пассажиров или грузы. Отдельные транспортные средства, возможно, станут применяться для других целей, например управленческих. Можно ли перейти на "вмененку", если общее количество машин больше двадцати, а "на линию" выходит меньше? Казалось бы, лимит превышается: так как транспортные средства состоят на балансе, значит, все они эксплуатируются, и налоговые органы могут отказать в переводе на ЕНВД. Однако если организация докажет, что использует "сверхлимитные" транспортные средства не для перевозки, а в других целях, то на "вмененку" ее перевести обязаны. В суде такие вопросы обычно решаются в пользу налогоплательщиков.
Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 21.10.2004 N А33-3035/04-С3-Ф02-4273/04-С1 рассмотрел подобную ситуацию. Налоговый орган расценил эксплуатацию и учет на балансе как идентичные понятия, однако инспекция не доказала, что "сверхлимитные" транспортные средства используются для перевозок. Поэтому суд принял позицию налогоплательщика.
Также нередки случаи, когда фирма, например, имеет двадцать автомобилей, но некоторые из них неисправны. Тогда компания вполне может воспользоваться другими машинами, например арендовать их на срок, пока старые чинят. В этом случае лимит в двадцать транспортных средств не будет превышен, потому что, как только старые автомобили "вернутся в строй", временно их заменяющие перестанут выходить "на линию". Разумеется, все изменения в автопарке (ремонт, консервация, изменение функций транспортных средств) должны подтверждаться документами. И если налоговые органы выдвинут фирме обвинения в нарушении "вмененного" законодательства, фирма вправе подать в суд. Плательщик в этом случае с большой вероятностью выиграет дело. Например, в постановлении ФАС Уральского округа от 30.11.2005 N Ф09-1469/05-С1 суд обратил внимание на то, что транспортные средства, использовавшиеся взамен технически неисправных, выделялись по разовым письменным заявкам и только на непродолжительное время. Налогоплательщик выиграл дело.
Кроме того, у "вмененщиков" и контролирующих органов встречаются и другие расхождения во мнениях. Дело в том, что Налоговый кодекс не указывает напрямую, как устанавливать место деятельности автотранспортных перевозок. Более того, если следовать буквальному толкованию определения налогоплательщиков ЕНВД (ст. 346.28 НК РФ), то можно прийти к выводу, что перевозки должны осуществляться только на территории субъекта РФ, где введен ЕНВД. А если пассажиров и грузы возят в другие города или даже за границу? Расстояние не имеет значения, так как статья 346.26 Налогового кодекса не ставит никаких ограничений по типам перевозок. Так что машины могут ездить в пределах одного населенного пункта и совершать длительные рейсы в другие страны.
Много вопросов вызывает порядок налогообложения транспортных услуг при наличии у компании сети филиалов. Допустим, каждое подразделение занимается перевозками, имеет не более двадцати транспортных средств, однако в сумме по всем филиалам выходит гораздо больше машин, чем установлено в качестве лимита. Здесь уже налоговая будет абсолютно права, если откажет плательщику в переводе на ЕНВД. Все обособленные подразделения - это одно юридическое лицо, и количество транспортных средств должно считаться по всей организации, а не по каждому филиалу в отдельности.
"Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера", N 22, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант. Комментарии к документам для бухгалтера"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации: ПИ N ФС77-31559 от 04.04.08.