г. Саратов |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А57-8159/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "26" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "27" сентября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Пригаровой Н.Н., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ильиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области, г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 июля 2012 года по делу N А57-8159/2012, судья Д.С. Кулапов,
по заявлению ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (ИНН 6450068585, ОГРН 1036405021047), г. Саратов,
заинтересованные лица: Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области, г. Саратов, УФНС России по Саратовской области, г. Саратов
о признании недействительным решения N 23/08 от 30.12.2011 г. в части доначисления недоимки по налогу на прибыль в сумме 449 116, 00 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 443 140,98 руб., пеней в сумме 10 308, 48 руб., штрафа в сумме 36 137, 00 руб.;
о признании недействительным требования N 7 от 05.03.2012 в части уплаты налога на прибыль в сумме 449 116,00 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 443 140,98 руб., пени в сумме 10 308, 48 руб., штрафа в сумме 36 137, 00 руб.;
о взыскании с межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области суммы уплаченной государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
при участии в судебном заседании представителей ;
от ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" - Резяпова О.П, Дорофеева Г.А.
от Межрайонная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам - Масенкова Е.А., Смирнов К.С.
от УФНС по Саратовской области - Масенкова Е.А.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения N 23/08 от 30.12.2011 г. в части доначисления недоимки по налогу на прибыль в сумме 449 116,00 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 443 140,98 руб., пеней в сумме 10 308,48 руб., штрафа в сумме 36 137,00 руб.; о признании недействительным требования N 7 от 05.03.2012 в части уплаты налога на прибыль в сумме 449 116,00 руб., налога на добавленную стоимость в сумме 443 140,98 руб., пени в сумме 10 308,48 руб., штрафа в сумме 36 137,00 руб., вынесенных Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области; о взыскании с Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области суммы уплаченной государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 16 июля 2012 года заявленные требования общества удовлетворены.
С вынесенным решением суда первой инстанции Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Саратовской области не согласилась и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Инспекцией в соответствии со статьей 89 НК РФ проведена выездная налоговая проверка ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" (ООО "Саратовская газовая компания" до внесения 12.11.2010 записи в ЕГРЮЛ об изменении наименования юридического лица на основании решения общего собрания участников от 02.11.2010) по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) всех налогов и сборов за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, налога на доходы физических лиц за период с 16.09.2008 по 31.03.2011.
Результаты проверки отражены Инспекцией в акте выездной налоговой проверки от 07.12.2011 N 22/08.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки Инспекцией вынесено оспариваемое решение от 30.12.2011 N 23/08, согласно которому налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 36 137 руб., к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неперечисление налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в виде штрафа в размере 57 руб. Начислены пени за несвоевременную уплату НДС в размере 10 308,48 руб., за несвоевременное перечисление НДФЛ в размере 39,14 руб. Предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в размере 449 116 руб., по НДС в размере 188 845 руб., по транспортному налогу в размере 569 руб. Предложено уменьшить убытки в размере 216 100 руб. Предложено уменьшить и уплатить предъявленный к возмещению из бюджета НДС в размере 254 296 руб.
Не согласившись с принятым Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в УФНС Россини по Саратовской области с апелляционной жалобой на решение от 30.12.2011 N 23/08.
Решением УФНС России по Саратовской области от 27.02.2012 апелляционная жалоба ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" оставлена без удовлетворения, решение от 30.12.2011 N 23/08 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" утверждено.
Не согласившись с решением от 30.12.2011 N 23/08 "о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на то, что
инспекцией не представлено доказательств, подтверждающих занижение налогоблагаемой базы.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия апелляционной инстанции, считает обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации вправе обратиться арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действия (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу ч. 2 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным является совокупность двух условий: несоответствие обжалуемого акта закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 247 НК РФ устанавливает, что объектом налогообложения налога на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 249 НК РФ установлено, что в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ране приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса (п. 2 ст. 249 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ в целях главы 25 Кодекса доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (п. 3 ст. 271 НК РФ).
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача товара на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В ходе проведения проверки налоговым органом был сделан вывод о нарушении налогоплательщиком ст.247, 248, 249 и п.1 ст.39, п.13 ст. 40 Налогового Кодекса РФ, выразившемся в неправомерном занижении доходов от реализации услуг на сумму 3 741 058 рублей в результате неправильного применения тарифов на транспортировку газа, конечному потребителю по группам потребления, утвержденных законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в отношении ОАО "Энергокомплекс", ООО "Коммунальные системы".
ОАО "Энергокомплекс" на сумму 250 353,88 рублей, в том числе:
за 2009 г. в сумме 156 671,96 рублей,
за 2010 г. в сумме 93 681,92 рублей.
ООО "Коммунальные системы". на сумму 1 452 696,23 рублей, в том числе:
за 2009 г. в сумме 845 561,09 рублей,
за 2010 г. в сумме 607 135,14 рублей.
В соответствии с п.3 "Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021, далее - "Основные положения") цена на газ для конечного потребителя на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из: регулируемой оптовой цены на газ; тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям; платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В разделе IV Основных положений закреплены принципы формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке.
Согласно п. 11 Основных положений государственное регулирование цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя, в том числе, из учета разницы в стоимости услуг по транспортировке и поставке (реализации) газа различным группам потребителей и в различные районы (подп. "д").
Согласно п. 15 Основных положений цены на газ, тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, могут дифференцироваться по группам потребителей в зависимости от присоединения последних к сетям различного давления, ценовых поясов, сезонности, времени заключения и сроков действия договоров поставки газа, режимов отбора газа, объемов его потребления и других факторов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2000 г. N 1021 (п.10 Основных положений), Правительство РФ делегировало ФСТ России утверждение оптовой цены на газ, тарифов на услуги по транспортировки газа, в том числе в транзитном потоке.
Во исполнение Основных положений, Федеральной службой по тарифам были утверждены Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и приказы Федеральной службы по тарифам "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области"
В 2008 году в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 г. N 223-э/2, с Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2007 г. N401-э/4 тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливаются дифференцированно по группам потребителей, которые разделяются на группы в зависимости от объемов потребления газа.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в 2008 г. ООО "Саратовская газовая компания" с потребителям газа ОАО "Энергокомплекс" был заключен договор поставки газа N 46-5-6615/08 от 01.01.2008. Согласно п. 2.1. вышеуказанных договоров "Поставщик обязуется подавать природный газ Покупателю, а Покупатель -принимать природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке".
В 2008 г. тарифы и цены были установлены в соответствии с Приказом ФСТ N 30.11.2007 г. N401-э/4. "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Саратовской области" по газораспределительным сетям ОАО "Саратовоблгаз" согласно заключенному договору транспортировки газа с ООО "Саратовская газовая компания".
Из решения налогового органа следует, что в 2008 г. ООО "Саратовская газовая компания" согласно заключенному договору поставки газа, отнесла ОАО "Энергокомплекс" ко 3-ой группе потребителей, т.е. с объемом потребления газа от 10 до 100 млн. м3 в год.
Согласно представленным налогоплательщиком документам, установлено, что фактический объем потребленного природного газа по итогам года составил менее 10 млн. м3.
Таким образом, ООО "Саратовская газовая компания" перевела указанного потребителя в группу с более высоким порядковым номером (4 группу потребления) и большим тарифом за услуги по транспортировки газа, а так же снабженческо-сбытовые услуги. Выставлена корректирующая счет-фактура от 31.01.2009 г. N 36168, на основании которой контрагент доплатил соответствующую сумму.
Таким образом, заявителем не нарушены принципы отнесения конечного потребителя по группам потребления.
С 1 января 2009 года произошли изменения к подходам определения групп конечных потребителей.
В 2009 году соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям (утв. Приказом от 17.09.2008 г. N 172-э/4) и Приказом Федеральной службы по тарифам от 05.12.2008 г. N 329-э/11 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа, на территории Саратовской области" тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливаются дифференцированно.
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на группы в зависимости от объемов потребления газа.
В соответствии с п. 14 "Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям", утвержденных приказом от 17.09.2008 г. N 172-э/5: "Отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю на текущий год по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя к газораспределительным сетям. При этом допускается поэтапное доведение уровня тарифа на транспортировку для конечных потребителей, которые после изменения принципов отнесения к группам относятся (полностью или частично) к группе с более высоким коэффициентом сложности обслуживания системы газораспределения, до уровня тарифов, установленных для указанной группы при условии сохранения заданного размера выручки по регулируемому виду деятельности".
В соответствии с Методическими указаниями, в случае если фактический объем транспортировки газа конечному потребителю в течение года по всем договорам транспортировки (поставки) через газораспределительные сети ГРО выходит за объемные пределы группы, к которой он был первоначально отнесен, кроме случая, когда это происходит вследствие несанкционированного перебора газа потребителем, указанный конечный потребитель относится к другой группе (отнесение к группе с более высоким порядковым номером возможно только по итогам года (п. 43 Методических указаний)).
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в 2009 г. ООО "Саратовская газовая компания" с потребителем газа ОАО "Энергокомплекс" был заключен договор поставки газа N 46-5-6615/09 от 01.01.2008. Согласно п. 2.1. вышеуказанных договоров "Поставщик обязуется подавать природный газ Покупателю, а Покупатель - принимать природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке". Обязательства покупателей по оплате услуг по транспортировке газа и снабженческо-сбытовых услуг возникли из договора поставки газа.
В 2009 г. тарифы и цены были установлены в соответствии с Приказом ФСТ N 05.12.2008 г. N329-э/11. "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Саратовской области" по газораспределительным сетям ОАО "Саратовоблгаз" согласно заключенному договору транспортировки газа с ООО "Саратовская газовая компания" N1Т/09 от 30.12.2008 г.
В связи с тем, что с 1 января 2009 года произошли изменения к подходам определения группы конечных потребителей (определение группы отдельно по точкам подключения), ООО "Саратовская газовая компания" в данный период был определен годовой договорной объем поставки (транспортировки) газа для организации ОАО "Энергокомплекс".
В ходе проверки налоговым органом установлено, что ООО "Саратовская газовая компания" при заключении договора поставки от 01.01.2009 N 46-56615/09 с ОАО "Энергокомплекс" отнесло по первой точке подключения к 3 группе (от 10 до 100 млн. м3 в год). По итогам 2009 года ООО "Саратовская газовая компания" согласно положениям Приказа ФСТ N 05.12.2008 г. N329-э/11 применило по отношению к ОАО "Энергокомплекс" переходный тариф, равный 277,19 рублей по первой точке подключения (переход из 3 в 5 группу) с выставлением корректирующей счет фактуры от 31.12.2009 г N152067.
Налоговым органом сделан вывод о том, что наличия оснований для применения переходного тарифа в отношении ОАО "Энергокомплекс". Вместе с тем на момент заключения договора Общество располагало необходимыми сведениями об объемах годового потребления газа ОАО "Энергокомплекс", достаточными для отнесения к соответствующей группе потребления.
Таким образом, суд считает, что налоговым органом не доказано занижение доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли на сумму 156 671,96 рублей за 2009 год.
По тем же основаниям, вывод инспекции о занижении обществом доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли в 2010 году на сумму 93 681,92 рублей необоснованный.
Так же налоговым органом было установлено, что в 2008 г. ООО "Саратовская газовая компания" по итогам 2008 года перевела организацию ООО "Коммунальные системы" в группу с более высоким порядковым номером и большим тарифом за услуги по транспортировки газа, а именно из 3 в 4 группу потребления. В январе месяце 2009 года была выставлена корректирующая счёт-фактура, где отражена дополнительная плата за услуги по транспортировке газа с применением тарифа для 4 группы потребления.
В 2008 году в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, тариф на транспортировку газа до конечных потребителей и платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, устанавливаются дифференцированно по группам потребителей.
Для проведения дифференциации тарифа на транспортировку конечные потребители разделяются на следующие группы в зависимости от объемов потребления газа.
Таким образом по итогам 2008 года на основании Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам N 223-э/2 от 04.09.2007 г., организация ООО "Коммунальные системы" была переведена в 4 группу потребления - до 10 млн.м3 в год. С тарифом 312,61 руб. за транспортировку.
С 1 января 2009 года произошли изменения к подходам определения групп конечных потребителей.
В ходе проверки налоговым органом было установлено, что в 2009 г. ООО "Саратовская газовая компания" с потребителем газа ООО "Коммунальные системы" был заключен договор поставки газа N 46-5-7963/09 от 01.01.2009. Согласно п. 2.1. вышеуказанных договоров "Поставщик обязуется подавать природный газ Покупателю, а Покупатель - принимать природный газ, оплачивать его оптовую стоимость, регулируемую плату за снабженческо-сбытовые услуги и услуги по транспортировке газа, в том числе и в транзитном потоке". Обязательства покупателей по оплате услуг по транспортировке газа и снабженческо-сбытовых услуг возникли из договора поставки газа.
В 2009 г. тарифы и цены были установлены в соответствии с Приказом ФСТ N 05.12.2008 г. N329-э/11. "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям газа на территории Саратовской области" по газораспределительным сетям ОАО "Саратовоблгаз" согласно заключенному договору транспортировки газа с ООО "Саратовская газовая компания" N1Т/09 от 30.12.2008 г.
В связи с тем, что с 1 января 2009 года произошли изменения к подходам определения группы конечных потребителей. По итогам 2009 года ООО "Саратовская газовая компания" применила по отношению к ООО "Коммунальные системы" переходный тариф, равный 275,13 рублей по первой точке подключения (переход из 3 в 5 группу), в связи с чем, выставлена корректирующая счет-фактура.
В результате чего, налоговым органом сделан вывод, том что, наличия оснований для применения переходного тарифа в отношении ООО "Коммунальные системы" не имелось, так как исходя из фактических объемов поставки газа в 2008 году контрагент относился к 4 группе потребления.
При этом налоговый орган указывает на то, что обществом в ходе проверки не были представлены документы, подтверждающие отсутствие объективной информации на момент заключения договора по объемам поставок газа за 2008 год для целей определения группы потребления контрагента на 2009 год. Следовательно, ООО "Саратовская газовая компания" располагало необходимыми сведениями об объемах годового потребления газа, достаточными для отнесения к соответствующей 4 группе потребления.
Утверждение налогового органа о том, что на момент подписания договора поставки газа на 2009 год с ООО "Коммунальные системы, ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" обладало информацией о фактическом объеме потребления носит предположительный характер. Из материалов дела следует, что в 2010 году ситуация в отношении ООО "Коммунальные системы" аналогична 2009 году.
Таким образом, по мнению суда, общество не допустило занижения доходов от реализации вышеуказанных услуг в целях налогообложения прибыли на сумму 845 561,09 рублей в 2009 году и 607 135, 14 рублей в 2010 году
По пункту п.1.3 оспариваемого Решения.
В ходе проведения выездной налоговой проверки налоговым органом также было установлено, что в нарушение ст.247, 248, 249 и п.1 ст.39, п.13 ст. 40 Налогового Кодекса РФ, налогоплательщиком неправомерно занижены доходы от реализации услуг в результате не применения повышающего коэффициента к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям в части отобранного потребителями газа сверх договорного объема, а так же к оптовой цене на газ, реализуемый конечным потребителям, что повлекло за собой занижение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму 758 633,25 рублей. (в отношении ООО "Автокомплект и К", ИП "Ананьев", ООО П/ф Татищевская, ИП Нахапетян М.Л, ОАО "Волгадизельаппарат", ООО "Фабрика корпусной мебели" :
- за 2008 г.- 216 099,91 руб.,
- за 2009 г. - 395 683,78 руб.,
- за 2010 г. - 146 849,56 руб.
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы) (п.13 ст.40 НК РФ). Отношения в области газоснабжения в Российской Федерации регулируются Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N162, Правил учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ от 14.10.1996 г.,и др. Вышеуказанные нормативные акты регулируют порядок заключения и исполнения договоров в сфере газоснабжения и их исполнение.
В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:
с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;
с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
При проведении выездной налоговой проверки Инспекцией установлено, что ООО "Саратовская газовая компания" заключены договора поставки газа с ООО "Автокомплект и К", ИП "Ананьев", ООО П/ф Татищевская, ИП Нахапетян М.Л, ОАО "Волгадизельаппарат", ООО "Фабрика корпусной мебели".
Из представленных по требованию от 21.11.2011 года N 11 документов (договоров, актов поданного - принятого газа, счет-фактур), Инспекцией сделан вывод о том, что в некоторые месяцы превышен суточный лимит отбора газа, то есть, произошел перерасход газа сверх суточного договорного объема. Счет-фактура выставлялись обществом в адрес ООО "Автокомплект и К", ИП "Ананьев", ООО П/ф Татищевская, ИП Нахапетян М.Л, ОАО "Волгадизельаппарат", ООО "Фабрика корпусной мебели" без учета повышающего коэффициента за транспортировку газа.
Корректировка стоимости услуг в связи с данным фактом Обществом в дальнейшем не производилось.
Вместе с тем, проверяемым налогоплательщикам не представлены извещения, либо дополнительные соглашения с Покупателями об увеличении поставляемых объемов газа в период с 2008-2010 года.
Исходя из вышеизложенного, при превышении фактических объемов газа над договорными должен быть применен повышающий коэффициент согласно п.17 Правил поставки газа.
Исходя из этих данных, налоговым органом был произведен перерасчет стоимости природного газа с применением повышающего коэффициента.
Применение налоговым органом п.17 Правил поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 при расчете стоимости услуг по транспортировке газа неправомерны, так как ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" при расчете стоимости услуг по транспортировке газа руководствовалась заключенными договорами поставки газа с указанными потребителями, а так же Правилами поставки газа в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. N 162 (п. 23), а также Правилами учета газа, утвержденных Минтопэнерго РФ от 14.10.1996 г. (пункту 2.2)., которые предусматривают определение объема расхода газа по мощности установленного неопломбированного газопотребляющего оборудования в определенных случаях.
По указанным потребителям во всех без исключения указанных периодах определение объемов расхода газа в силу различных обстоятельств, заранее оговоренных в договорах поставки газа, производилось не приборным методом, а по мощности установленного неопломбированного газопотребляющего оборудования.
В данном случае дополнительное соглашение к договору, так же как и при применение повышающего коэффициента при перерасходе газа, определяемого приборным способом не заключается. Данный метод расчета предусмотрен условиями договоров поставки газа и полностью соответствует требованиям нормативных документов.
В ответ на требование N 11 от 21.11.11Г. ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" предоставило все истребуемые документы в отношении ООО "Автокомплект и К", ИП "Ананьев", ООО П/ф Татищевская, ИП Нахапетян М.Л, ОАО "Волгадизельаппарат", ООО "Фабрика корпусной мебели".
В ходе судебного разбирательства судом приобщены по ходатайству Заявителя документы в отношении ООО "Автокомплект и К", ИП "Ананьев", ООО П/ф Татищевская, ИП Нахапетян М.Л, ОАО "Волгадизельаппарат", ООО "Фабрика корпусной мебели" подтверждающие основания применения расчета по мощности газопотребляющего оборудования.
Таким образом, условиями договоров поставки газа заранее оговаривается и поставщиком газа согласовывается отбор газа сверх договорных объемов. На основании чего, повышающие коэффициенты в вышеуказанных случаях не применялись.
Также в ходе проведения проверки налоговым органом было выявлено занижение суммы доходов по операциям по реализации природного газа потребителям, в результате нарушений, описанных в 2.1, 2.2, 2.3 Решения:
- Дополнительно начислен налог на добавленную стоимость в сумме 188 844,86 рублей.
Учитывая то, что при подсчете итоговой суммы дополнительно начисленного НДС налоговой инспекцией были допущены арифметические ошибки и ошибки в периодах начисления, а также опечатки по периодам уплаты, то итоговая сумма начисления должна была составить 188 808 руб.
Разница в начислении составляет 36,86 рублей (188 844,86 рублей -188 808,0 рублей) - Установлено завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета в сумме 254 296 рублей, в том числе:
За 1 кв. 2008 г.-12 102,12 руб.,
За 1 кв. 2009 г.-123 450 руб.,
За 1 кв.2010 г.-118 744 руб., а также штраф 36 137 руб., пени 10 308,48 руб. Представитель Заявителя с судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст. 143 НК РФ ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" является плательщиком НДС, в соответствии с п. 1 статьи ст. 163 НК РФ в проверяемом периоде уплачивало налог ежеквартально.
Моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, если иное не предусмотрено пунктами 3, 7-11, 13-15 статьи 167 НК РФ, является наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
В соответствии с пунктом 3 ст. 161 НК РФ налогоплательщик в проверяемом периоде являлся налоговым агентом по НДС.
ООО "Газпром межрегионгаз Саратов" считает, что выводы, изложенные в п. 2.1, 2.2, 2.3 Решения не основаны на нормах действующего законодательства РФ. Позиция Общества о применения тарифов на транспортировку газа конечным потребителям определяемых исходя из групп потребления и не применении повышающего коэффициента к тарифам подробным образом изложена в отношении доначисления налога на прибыль.
Кроме того, следует принять во внимание, что общим основанием к доначислению налогов послужили выводы налогового органа о неправильном применении цен, для целей налогообложения.
При этом налоговый орган не оспаривает правомерность применения тарифов, но дает правовую оценку исполнению обязательств по договорам с потребителями газа, и в частотности отнесению их к той или иной категории потребителей.
Такая оценка не соответствует полномочиям налогового органа по определению цен для целей налогообложения, согласно статье 40 НК РФ.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 16 июля 2012 года по делу N А57-8159/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
Н.Н. Пригарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-8159/2012
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Саратова"
Ответчик: МРИ ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области
Третье лицо: УФНС РФ по Саратовской области