Театр, являющийся федеральным государственным учреждением, участвует в благотворительной акции, организованной фондом, осуществляющим помощь детям-сиротам. За счет средств от приносящей доход деятельности приобретены два телевизора, которые будут переданы детскому дому. Может ли театр выступать в роли благотворителя? Как оформить и отразить в учете операции по передаче основных средств?
О благотворительности
Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ). В соответствии со ст. 1 Закона N 135-ФЗ под ней понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Однако цели, при которых оказанная помощь будет расцениваться как благотворительная, законодательством ограничены:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитация безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
- содействие защите материнства, детства и отцовства;
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
- охрана окружающей природной среды и защиты животных;
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения
Оказание помощи коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не является, а проведение одновременно с ней предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вообще запрещено (ст. 2 Закона N 135-ФЗ).
В соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Имущество бюджетного учреждения находится на правах оперативного управления, то есть оно не является его собственностью, следовательно, может быть отчуждено только по решению органа, которому государство передало право распоряжения данным имуществом. Поэтому по данному определению бюджетное учреждение не может выступать в роли благотворителя.
Следует также заметить, что эта же статья 161 предоставляет учреждению право самостоятельного распоряжения имуществом, приобретенного за счет внебюджетных источников, однако, по нашему мнению операции по отчуждению движимого имущества должны совершаться с согласия уполномоченного государственного органа.
Оформление безвозмездной передачи
Театром для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта РФ или муниципальную собственность необходимо представить в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом ряд документов, установленных Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации".
Кроме того, Инструкцией N 25н*(1) предусмотрен Акт о приеме-передаче объекта ОС (ф. 0306001).
Бухгалтерский учет безвозмездной передачи
Инструкция N 25н выделяет следующие виды безвозмездной передачи:
- между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета;
- между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета;
- между учреждениями разных уровней бюджетов;
- передача государственным и муниципальным организациям.
Учет операций в случае безвозмездной передачи от одного бюджетного учреждения другому, находящемуся на другом уровне бюджета, ведется с использованием счета 401 01 241 "Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям".
В бухгалтерском учете данные операции отразятся следующим образом:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
Театром приобретены два телевизора | 2 106 01 310 | 2 302 19 730 |
Произведена оплата поставленных основных средств | 2 302 19 830 | 2 201 01 610 |
Поставлены на учет основные средства | 2 101 04 310 | 2 106 01 410 |
Отражена безвозмездная передача телевизоров детскому дому |
2 401 01 241 | 2 101 04 410 |
Отражена начисленная по переданным объектам амортизация |
2 104 04 410 | 2 401 01 241 |
Обратите внимание: на основании пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не подлежит обложению НДС. Однако согласно Постановлению Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении Порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" плательщики НДС при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), как облагаемых, так и не облагаемых данным налогом, обязаны оформить счет-фактуру и отразить операцию в журнале учета счетов-фактур и книге продаж по установленным формам.
С. Гулиева,
эксперт журнала "Учреждения культуры и искусства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 декабря 2007 г.
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"