Страхование в сфере туризма
При поездках за рубеж страхование туристов является обязательным, так как этого требует законодательство большинства иностранных государств - в них можно въехать только при наличии медицинского полиса.
Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ) не предусматривает обязательного предоставления туристской фирмой страховых полисов туристам. Самое распространенное решение - одновременно с путевкой турист приобретает страховой полис, означающий, что он заключил договор добровольного страхования с конкретной страховой компанией, по условиям которого она берет на себя обязательства по оплате услуг экстренной помощи при возникновении событий, определенных договором страхования.
Кроме того, в этом году туроператоров обязали страховать гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта. В каких случаях турфирма должна приобрести страховой полис для клиента? Каким образом организовать работу со страховой компанией?
Законные основания
Страхование при осуществлении туристической деятельности предусмотрено ст. 17 Закона N 132-ФЗ, согласно которой туроператор (турагент) обязан страховать туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев, если такие требования установлены законодательством той страны, куда направляется турист. Гарантировать оказание неотложной медицинской помощи своим клиентам турфирма может только тогда, когда заключен договор страхования и оформлен страховой медицинский полис - документ, подтверждающий право туриста на получение медицинской помощи (ст. 5 Закона N 1499-1*(1)). На основании договора страхования при наступлении страхового случая туристу оплачивается медицинская помощь, возмещаются иные расходы, произведенные в стране временного пребывания. По желанию туриста туристическая компания оказывает содействие в предоставлении услуг страхования иных рисков, например страхование гражданской ответственности, если клиент отправляется в путешествие на машине. Эти и другие услуги, которые могут быть оказаны во время тура, во избежание разногласий сторонам следует согласовать в договоре. В нем также необходимо предусмотреть ответственность сторон за отказ выполнить свои обязательства. Не указав этого существенного условия в договоре, стороны несут ответственность, предусмотренную ГК РФ, федеральными законами и Законом о защите прав потребителей*(2).
Гражданское законодательство допускает страхование ответственности за нарушение условий договора только в предусмотренных законом случаях (ст. 932 ГК РФ). Законом N 132-ФЗ определен один из них - для туроператоров, которые занимаются международным и внутренним туризмом. Для них установлен минимальный размер финансового обеспечения в пределах страховой суммы, определяемой договором страхования гражданской ответственности по усмотрению сторон (п. 3 ст. 947 ГК РФ). В свою очередь, страховая сумма выплачивается после внесения обусловленной договором платы (страховой премии) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая).
Такой договор заключается в пользу туриста, которому и выплачивается страховое возмещение, а не туроператора (страхователя). В бухгалтерском и налоговом учете отражаются только расходы по перечислению страховой премии, о доходах в виде страхового возмещения здесь речи не идет, поэтому в обязанности туроператора входят заключение договора, перечисление страховой премии и отражение данных операций в учете.
При заключении договора страхования турфирме, которая несет ответственность перед туристом за исполнение условий договора, следует обратить внимание на страховой полис. В случае поездки туриста за рубеж он составляется на русском языке и на государственном языке той страны, куда едет турист (ст. 17 Закона N 132-ФЗ). С учетом того, что в стоимость тура, как правило, включаются услуги по страхованию, перевозке и трансферу, турфирма должна проинформировать клиента о страховщике с указанием его юридического адреса, правилах страхования граждан, выезжающих за границу, установленных страховщиком (если эти правила не прилагаются к договору страхования и полису). Кроме того, туристу могут понадобиться адреса и телефоны филиалов, представительств или страховых агентов страховой компании, а также информация о том, куда ему следует обратиться, если с ним произошел несчастный случай. Предоставить такую информацию турфирма может перед подписанием договора или в момент передачи билета и страхового полиса.
Для того чтобы застраховать туриста, выезжающего за границу, турфирма обращается в страховую компанию, имеющую лицензию на осуществление соответствующих видов страхования (медицинского, от несчастных случаев, гражданской ответственности и т.д.), и заключает с ней договор. При этом турфирма может быть как посредником, так и участником договора страхования, заключенного в пользу туриста.
Кто страхует: турфирма или страховая компания?
В соответствии со ст. 6 Закона 4015-1*(3) оказывать страховые услуги на территории РФ могут только организации, у которых есть специальная лицензия на осуществление этого вида деятельности: страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке.
Страховщики осуществляют оценку страхового риска, получают страховые премии (страховые взносы), формируют страховые резервы, инвестируют активы, определяют размер убытков или ущерба, производят страховые выплаты, осуществляют иные связанные с исполнением обязательств по договору страхования действия.
Туристические фирмы не имеют таких лицензий, поэтому они не могут страховать туристов самостоятельно, а должны обратиться в страховую компанию, имеющую лицензию на осуществление необходимых видов страхования (медицинского, от несчастных случаев, гражданской ответственности и т.д.) и заключить с ней договор. Турфирма при этом является страховым агентом или брокером, то есть может осуществлять посредническую деятельность в сфере страхования туристов либо приобретать страховые услуги и включать их стоимость в цену турпутевки.
Турфирма - посредник (страховой агент)
В силу специфики своей деятельности многие турфирмы предпочитают заключать посреднические договоры. Преимущество таких договоров состоит в упрощении бухгалтерского учета и процедур налогообложения у посредника, а также в возможности распределения обязанностей между сторонами по-своему усмотрению.
Заключая посреднический договор (поручения, агентский) и действуя от имени страховой организации, турфирма фактически выступает в роли страхового агента. Ими в соответствии со ст. 8 Закона N 4015-1 являются постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями. В этой ситуации страховщиком является страховая компания, а турист - застрахованным лицом. От страховой компании туристическая фирма получает страховые полисы, которые выдаются туристам вместе с путевкой.
В течение срока действия посреднического договора туристическая фирма обязана отчитываться перед страховой компанией по использованным страховым полисам. В отчете необходимо указать:
- когда были заключены договоры страхования с туристами и когда им были выданы полисы;
- номера заключенных договоров и выданных полисов;
- паспортные и иные данные застрахованных туристов.
Сроки представления таких отчетов турфирмы - посредника стороны указывают в договоре.
Договор в пользу третьих лиц
Турфирма может застраховать туриста не только на условиях посреднического договора, заключенного со страховой компанией, но и по договору страхования в пользу третьих лиц. В этом случае страховщиком будет страховая компания, страхователем - туристическая фирма, а выгодоприобретателем - турист (клиент турфирмы). В таких договорах помимо прав и обязанностей страхователя и страховщика указываются права и обязанности застрахованных лиц (выгодоприобретателей). При этом страховщик обязан произвести выплату не страхователю (организации), а указанному в договоре третьему лицу (п. 1 ст. 430 ГК РФ). Если турист заболеет или с ним произойдет несчастный случай, он должен будет обратиться в турфирму, которая, в свою очередь, сообщит об этом страховой компании, а она оплачивает медицинскую помощь или возмещает туристу другие убытки.
В случае невыполнения фирмой условий договора турист вправе потребовать, чтобы ему возместили убытки и компенсировали моральный вред (ст. 6 Закона N 132-ФЗ). В связи с этим турфирма может застраховать риски, которые могут привести к ущербу туриста:
- туристу не предоставлена необходимая и достоверная информация о правилах въезда в страну пребывания, об обычаях местного населения, программе путешествия, условиях безопасности и т.п.;
- туристу не оказаны услуги в том объеме и качестве, как это было предусмотрено договором;
- нарушены сроки путешествия;
- туриста не встретили в аэропорту;
- фирма была признана банкротом и т.д.
Требование о выплате страхового возмещения должно быть предъявлено туристом (иным заказчиком) страховщику в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ.
Самые ранние и поздние сроки для предъявления требований к страховщику - в течение срока действия договора, но по основаниям, возникшим до того, как начал действовать договор, и до истечения срока исковой давности (независимо от того, на какой срок оформлена страховка).
К сведению: согласно ст. 966 ГК РФ иск по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, может быть предъявлен в течение двух, а не трех лет - общего срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ. Вероятно, что для страховых компаний приоритетными являются положения ст. 17.6 Закона N 132-ФЗ.
Обратите внимание: страховщик не освобождается от выплаты страхового возмещения, даже если страховой случай наступил вследствие умысла туроператора, вопреки нормам ст. 963 ГК РФ.
При приобретении страхового полиса...
...клиент (турфирма) во избежание недоразумений должен внимательно изучить условия страхования, предлагаемые страховой компанией. От них зависит, насколько оперативно и качественно застрахованному лицу будут оказаны услуги экстренной помощи во время зарубежной поездки. Речь идет не о качестве медицинского обслуживания (в большинстве случаев турист может обратиться к любому врачу независимо от того, полис какой страховой компании он приобрел), а об оплате оказанных услуг. Турист может либо самостоятельно оплатить услуги врача и получить страховое возмещение в России (полностью или частично), либо зарубежный партнер страховой компании вносит плату за услуги врача, а турист информирует его о необходимости получения медицинской помощи. В любом случае турфирма заинтересована в том, чтобы услуги туристу были оказаны качественно и в срок.
Некоторые страховые компании оплачивают счета за оказанные медицинские услуги полностью, а в правилах страхования других компаний присутствует понятие франшизы, согласно которому часть расходов заболевший турист оплачивает самостоятельно. Полисы с франшизой стоят дешевле.
Но это еще не все специфические условия страхования в туризме. Например, в договоре страхования ответственности туроператора не может быть предусмотрено условие о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе) при наступлении страхового случая.
Е.А. Шестова,
эксперт журнала "Страховые организации: бухгалтерский
учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Закон РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ".
*(2) Закон РФ от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Закон РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"