г. Москва |
|
03 10 2012 г. |
Дело N А40-26917/12-106-127 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Веклича Б.С., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12
апелляционную жалобу ТСЖ "Ангелов 6"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127, принятое судьей Кузнецовой С.А.,
по заявлению ТСЖ "Ангелов 6"
к Департаменту имущества города Москвы, Заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной
третьи лица: Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
о признании незаконными действий; обязании заключить договор аренды на
нежилое помещение N X, площадью 55,7 кв.м. для размещения административного и обслуживающего персонала управляющей организации ТСЖ "Ангелов 6"
при участии: от заявителя: Халезова М.С. - председатель правления согласно выписке из протокола заседания членов правления;
Хомяков В.К. - по доверенности N 1/12 от 16.01.2012;
Угольков М.Б. по доверенности N 05/12 от 23.07.2012;
от ответчиков: 1) Шаньгина А.И. - по доверенности N 14-Д от 10.01.2012;
Синицына Е.С. - по доверенности N 23-Д от 10.01.2012; 2) не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ТСЖ "Ангелов 6" с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) руководства Департамента имущества города Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А.Сергуниной, связанных с непредоставлением нежилого помещения площадью 55,7 кв.м (помещение N Х (комн.1-8), незаконными, нарушающими законные права и интересы ТСЖ "Ангелов 6"; обязании Департамента имущества г. Москвы в месячный срок передать в первоочередном порядке нежилое помещение площадью 55,7 кв.метров, расположенное в многоквартирном доме по адресу: Москва, Ангелов пер., д.6, в пользование ТСЖ "Ангелов 6" для выполнения функций по управлению многоквартирным домом путем заключения договора аренды данного нежилого помещения без проведения конкурсов и аукционов по минимальной ставке арендной платы (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 АПК РФ).
В качестве третьих лиц привлечены - Префектура СЗАО г. Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П.П.
Решением суда от 25.06.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оспариваемые действия Департамента имущества г.Москвы соответствуют действующему законодательству, а соответственно, не имеется оснований для удовлетворения требований и обязания заключить договор аренды на спорное помещение с заявителем.
С решением суда не согласился заявитель - ТСЖ "Ангелов 6" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что нахождение спорного нежилого помещения в Перечне государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, вследствие отсутствия факта его передачи в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не является основанием для отказа ТСЖ в оформлении договора аренды.
Ответчик (Департамент имущества города Москвы) возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Представители ответчика (Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н.А. Сергуниной) и третьих лиц, извещенные надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 23.12.2008 года ТСЖ "Ангелов 6" обратилось в Префектуру СЗАО г. Москвы с заявлением о выделении с 01.01.2009 нежилого помещения для размещения правления и эксплуатационных служб, в соответствии с положениями Постановления Правительства Москвы N 398-ПП от 22.05.2007 и Постановления Правительства Москвы N 498-ПП от 03.06.2008 ( т.1 л.д.14)
Письмом от 23.01.2009 N 9578/8-4 Префектура СЗАО г.Москвы сообщила заявителю, что свободные от обязательств нежилые помещения в доме по адресу: Ангелов переулок, д.6 отсутствуют (т.1 л.д.15).
В ответ на письмо ТСЖ "Ангелов 6" о предоставлении нежилого помещения необходимого для размещения Правления от 30.01.2009 N ПР-1002/2 (л.д.16) Префектура СЗАО г.Москвы письмом от 11.03.2009 N 926сл сообщила, что заключение договоров аренды возможно только по результатам аукциона или конкурса, проведением которых занимается СГУП по продаже имущества г.Москвы (т. 1 л.д.17).
В ответ на письмо ТСЖ от 01.07.2010 N ПРФ-3/10 о выделении нежилого помещения (л.д.18) Префектура СЗАО г. Москвы письмом от 27.07.2010 N 12-05-5109 предложила ТСЖ совместно с Ассоциацией Товариществ собственников жилья "Митинский оазис. Эксплуатация имущественных комплексов" рассмотреть вопрос о возможности совместного использования нежилых помещений по ул.Генерала Белобородова, корп.1 (т.1 л.д.20).
Письмом от 18.07.2011 N 09-11/10ию Департамент имущества г. Москвы, рассмотрев обращение ТСЖ "Ангелов 6", указал, что в соответствии с выпиской из протокола заседания окружной конфликтной комиссии префектуры СЗАО по вопросам управления многоквартирными домами от 20.05.2011 N 10, Департаментом подготовлен проект распоряжения "Об использовании нежилого помещения АО Ангелову пер., д.6", который находится на согласовании (т.1 л.д.25).
Департамент имущества г. Москвы письмом от 22.11.2011 N 11/30446 в ответ на обращение от 12.09.2011 N 4-8/11, проинформировал ТСЖ о том, что согласно п.4.3 постановления Правительства Москвы от 03.06.2008 N 498-ПП площадь выделяемых ТСЖ помещений определяется с учетом примерной нормы, установленной постановлением Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП и составляет до 50 метров, что свидетельствует об отсутствии оснований для передачи заявителю спорного помещения. Помещение площадью 55,7 кв.м по адресу: Ангелов пер., д.6, не может быть передано в пользование ТСЖ "Ангелов 6", поскольку включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП. В настоящее время Департаментом ведутся мероприятия по выставлению данного объекта на торги по определению ставки арендной платы на объект нежилого фонда нежилого фонда имущественной казны г. Москвы (т.1 л.д.28).
Постановлением Правительства Москвы от 22.05.2007 N 398-ПП "О программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 года и задании на 2010 год" предусмотрена обязанность Департамента имущества г. Москвы, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы совместно с префектурами административных округов по предоставлению товариществам собственников жилья, жилищным и жилищно-строительным кооперативам, управляющим многоквартирными домами, в приоритетном порядке без проведения торгов по минимальным ставкам арендной платы свободные от обязательств нежилые помещения в таких домах с учетом утвержденных норм (п.6.2).
Контроль за выполнением настоящего постановления возложен на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П. и префектов административных округов города Москвы (п.25).
Представитель заместителя Мэра Москвы Бирюкова П.П. в суде первой инстанции пояснил, что в связи с утверждением Мэром Москвы Распоряжения от 27.01.2011 N 16-РМ "О распределении обязанностей между Мэром Москвы, первым заместителем и заместителями Мэра Москвы в Правительстве Москвы" функции по контролю за выполнением Программы поддержки и развития ТСЖ, возложены на заместителя Мэра Москвы Сергунину Н.А., в связи с чем, заместитель Мэра Москвы Сергунина Н.А. привлечена к участию в деле в качестве ответчика в связи с первоначально заявленными требованиями заявителя.
Постановлением Правительства Москвы от 03.06.2008 N 489-ПП "О порядке предоставления ТСЖ, ЖК, ЖСК и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям нежилых помещений, относящихся к собственности города Москвы" в целях размещения товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных управляющих и обслуживающих организаций на период исполнения ими функций по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества, в соответствии с пп. 5.1 и 7 постановления Правительства Москвы от 22 мая 2007 г. N 398-ПП "О Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007-2009 годы и задании на 2010 год" и с учетом п. 4.3 постановления Правительства Москвы от 8 января 2002 г. N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" предусмотрено:
предоставлять в аренду товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам, осуществляющим функции управления многоквартирными домами, и иным управляющим и обслуживающим многоквартирные дома организациям на срок действия соответствующих договоров свободные от обязательств нежилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, без проведения торгов, без права сдачи в субаренду, переуступки, перепрофилирования (п.1);
площадь необходимых помещений (п. 1) определяется решениями комиссий по вопросам имущественно-земельных отношений при префектурах административных округов города Москвы по обращениям ТСЖ, ЖК, ЖСК и иных управляющих и обслуживающих многоквартирные дома организаций с учетом примерной нормы, указанной в постановлении Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" (п.2).
Площадь помещений для передачи ТСЖ установлена п.4.3 Постановления Правительства Москвы от 08.01.2002 N 14-ПП "О создании условий для образования жилищных имущественных комплексов в условиях реформы жилищно-коммунального хозяйства" и составляет - "до 50 метров".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, а именно ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (норма введена Федеральным законом Российской Федерации от 30.06.2008 года N 108-ФЗ).
При этом ссылка заявителя на Постановления Правительства Москвы от 22.05.2007 года N 398-ПП и от 03.06.2008 года N 489-ПП, в соответствии с которыми предусмотрена возможность предоставления ТСЖ заключать договора аренды нежилого помещения без проведения торгов, отклонена, поскольку указанные акты противоречат Федеральному закону "О защите конкуренции" от 26.07.2006 года N 135-ФЗ, и в этом случае в соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации следует руководствоваться федеральным законом.
Данный вывод согласуется с судебной арбитражной практикой (постановление ФАС МО от 17.06.2009 N КГ-А40/4291-09).
Таким образом, действия ответчиков при рассмотрении вопроса о предоставлении помещения в аренду правомерно признаны судом первой инстанции не противоречащими требованиям действующего законодательства.
Судом первой инстанции также обоснованно принято во внимание, что помещение по адресу: Ангелов пер., д.6 включено в Перечень государственного имущества, предназначенного, для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный Постановлением Правительства Москвы от 16.12.2008 N 1140-ПП, пунктом 3 которого предусмотрено, что указанное в Перечне имущество, не может быть передано во владение и (или) пользование юридическим и физическим лицам, не относящимся в соответствии с законом к субъектам малого и среднего предпринимательства.
В связи с этим не принимается судом апелляционной инстанции довод заявителя о том, что помещение не передано в аренду какому-либо лицу, поскольку согласно указанному постановлению имущество может быть передано только субъектам малого и среднего предпринимательства.
Каких-либо доказательств незаконности действий (бездействия) заместителя Мэра Москвы, как и указания на сами оспариваемые действия, заявителем не представлено, что также исключает возможность удовлетворения требований заявителя в этой части.
С учетом изложенного представленные в суде апелляционной инстанции копия плана мероприятий по устранению замечаний и реализации предложений, утвержденного Заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы 14.12.2010 г. и текст распоряжения Префектуры СЗАО города Москвы от 10.12.2010 г., в котором в том числе предусмотрено обеспечение оперативного рассмотрения вопросов, связанных с выделением нежилых помещений необходимых для организации работы правлений ТСЖ, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Таким образом, заявителем не представило доказательств нарушения прав, которые подлежат восстановлению судом в связи с действиями ответчиков, так как несоответствия действий ответчиков нормам действующего законодательства и нарушения в связи с этим прав заявителя не установлено.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии со ст. 104, 110 АПК РФ ТСЖ "Ангелов 6" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2012 г. по делу N А40-26917/12-106-127 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ТСЖ "Ангелов 6" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-26917/2012
Истец: ТСЖ "Ангелов 6"
Ответчик: Департамент имущества города Москвы, ДИГМ г. Москвы, Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Н. А. Сергунина, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Сергунина Н. А., Префектура СЗАО г. Москвы
Третье лицо: Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы П. П. Бирюков, Префектура СЗАО города Москвы, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюков П. П.
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5999/13
06.05.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5999/13
04.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15922/12
03.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25678/12
25.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-26917/12