г. Ессентуки |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А15-624/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2012 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Джамбулатова С.И., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу прокурора Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.06.2012 по делу N А15-624/2012
по заявлению заместителя прокурора Республики Дагестан
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Каспийску, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (ИНН 0562043926, ОГРН 1030502623612), обществу с ограниченной ответственностью "Кредитстрой" (ИНН 0545023510, ОГРН 1100545000412)
о признании незаконным решения налогового органа от 10.06.2010 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Кредитстрой", обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении данных о регистрации общества, обязании Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан учесть данные о налогоплательщике в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении данных о регистрации общества ограниченной ответственностью "Кредитстрой",
в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Республики Дагестан обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Каспийску, Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан, обществу с ограниченной ответственностью "Кредитстрой" о признании незаконным решения налогового органа от 10.06.2010 о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Кредитстрой", обязании инспекции внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись об исключении данных о регистрации общества, обязании Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан учесть данные о налогоплательщике в случае внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении данных о регистрации общества ограниченной ответственностью "Кредитстрой" (с учетом уточнений).
В качестве третьего лица привлечен Омаров Шамиль Магомедович.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.06.2012 в удовлетворении заявленных требований прокурора отказано в полном объеме.
Прокурор не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзывах на жалобу Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан и инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Каспийску Республики Дагестан просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Одновременно от Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзывов на жалобу, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.06.2012 по делу N А15-624/2012 является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что решением инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Каспийску Республики Дагестан N 2010254 от 10.06.2010 общество зарегистрировано как юридическое лицо с местом нахождения: Республика Дагестан, г. Каспийск, ул. Л.Чайкиной, д.6.
Согласно уставу единственным учредителем и участником общества является Омаров Ш.М.
В ходе проверки, проводимой по информации Национального банка Республики Дагестан о сомнительных операциях общества в ОАО АИБ "Имбанк", прокурором установлено, что общество не находится по адресу: г. Каспийск, ул. Л. Чайкиной, д. 6., что подтверждается объяснениями собственника и жильцов домовладения, расположенного по указанному адресу. Кроме того, из объяснения Омарова Ш.М. установлено, что он не имеет отношения к деятельности общества, поскольку оно зарегистрировано на его имя по просьбе его родственника.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора с заявленными требованиями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов каких-либо лиц, а также пропуска заявителем предусмотренного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока подачи заявления.
Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.
Согласно части 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
На основании части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" N 14-ФЗ от 08.02.1998 местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001.
Таким образом, государственной регистрации, как это следует, в частности из пункта 3 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, и положений Закона N 129-ФЗ о государственной регистрации, подлежат также все изменения статуса юридического лица (состав учредителей или участников, органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).
При этом, Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
На основании пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных указанным Законом необходимых для государственной регистрации документов, представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что как учредитель и уполномоченное лицо общества (Омаров Ш.М.) представил в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Каспийску Республики Дагестан полный пакет документов, предусмотренных статьей 12 Закона N 129-ФЗ.
При этом, несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При предъявлении таких требований они могут быть удовлетворены, если будет установлено несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым ненормативным правовым актом, решением или действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение указанной нормы прокуратурой не доказано, что оспариваемое решение о государственной регистрации не соответствует требованиям законодательства и нарушает права неограниченного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая названные обстоятельства, суд первой инстанции правомерно отказал прокуратуре в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, прокурором пропущен установленный статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячный срок на обращение с заявлением в суд.
Из материалов дела следует, что прокуратуре республики стало известно о вынесенном решении налоговым органом 14.03.2011 по завершению прокурорской проверки. С заявлением в суд по данному делу прокурор обратился 02.04.2012, при этом, из материалов дела не усматривается наличие уважительных причин пропуска срока, являющихся основанием для восстановления пропущенного срока.
С учётом всех установленных обстоятельств, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.06.2012 по делу N А15-624/2012 и принятию нового судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.06.2012 по делу N А15-624/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В. Марченко |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-624/2012
Истец: Прокуратура Республики Дагестан
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Каспийску, ООО "Кредитстрой", Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан
Третье лицо: Омаров Ш. М., Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Каспийску, ООО "Кредитстрой", Управление Федеральной налоговой Службы России по Республике Дагестан
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7480/12
13.12.2012 Определение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-624/12
01.10.2012 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2368/12
29.06.2012 Решение Арбитражного суда Республики Дагестан N А15-624/12