г. Самара |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А55-15915/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 сентября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Дворецкая Е.К., доверенность от 26.04.2012 г.,
от ответчика - Сметанина А.А., доверенность от 21.12.2011 г. N 467,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 сентября 2012 года в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-15915/2012 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Галстяна Гагика Товмасовича (ОГРНИП 304631333100056), г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
открытое акционерное общество "Самара-Городские информационные Системы" (ОГРН 1076319016960), г. Самара,
о признании незаконным бездействия, об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Галстян Гагик Товмасович (далее - заявитель, ИП Галстян Г.Т., Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - ответчик, Министерство) с заявлением о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0315003:609, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, Красноглинское шоссе, дом 21б, площадью 1280,00 кв.м., под нежилым зданием с прилегающей территорией; об обязании Министерства в двухнедельный срок со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность земельного участка с указанным кадастровым номером и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность заключить с Предпринимателем договор купли- продажи земельного участка по цене, равной 2,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 27 июня 2012 года заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0315003:609, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 21б, площадью 1280 кв.м., под нежилым зданием с прилегающей территорией.
Суд обязал Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность ИП Галстяну Г.Т. земельного участка с кадастровым номером 63:01:0315003:609, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 21б, площадью 1280 кв.м., под нежилым зданием с прилегающей территорией, за выкуп по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка за выкуп по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части обязания Министерства подготовить и направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по цене 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении указанного требования, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд неправомерно признал обоснованными требования заявителя о возможности определения выкупной цены земельного участка в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям сторон по договору купли-продажи земельного участка, которые возникнут после 01.07.2012 г.
По мнению Министерства, условие договора о цене земельного участка должно определяться в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, действующих на момент заключения указанного договора. Считает, что заявителем не был соблюден предусмотренный ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации досудебный порядок урегулирования спора.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что заявитель является собственником объектов недвижимости: нежилого помещения площадью 85,50 кв.м., 1 этаж, комнаты N N 2, 3, 5, 8, 10, 12-14 и нежилого помещения площадью 2,30 кв.м., 1 этаж, комната N 1, расположенных по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 21б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 24.07.2009 г. серии 63-АД N 123588 и от 19.08.2010 г. серии 63-АЕ N 063241 (л.д. 17, 18).
Согласно сведениям Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" от 20.10.2010 г. N 50668 указанные нежилые помещения связаны между собой, имеют единое использование, в связи с чем представляют собой единое нежилое здание (лит. Б) общей площадью 87,8 кв.м. (л.д. 19).
Данное здание расположено на земельном участке площадью 1280 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, пос. Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 21б, который поставлен на государственный кадастровый учет 01.12.2010 г., что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 01.12.2010 г. N 63-00-102/10-484499 (л.д. 21-24).
18.01.2011 г. ИП Галстян Г.Т. обратился в Министерство о предоставлении в собственность за выкуп земельного участка с кадастровым номером 63:01:0315003:609, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, п. Управленческий, Красноглинское шоссе, д. 21б, площадью 1280,00 кв.м., под нежилым зданием с прилегающей территорией (л.д. 77).
16.02.2012 г. заявителем в адрес Министерства были представлены дополнительные документы, подтверждающие отчуждение объектов недвижимости из муниципальной собственности.
Поскольку по вышеуказанному заявлению Министерством соответствующего решения не принято, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 г. N 74 "О порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" органом, осуществляющим распоряжение вышеуказанными земельными участками, является Министерство имущественных отношений Самарской области.
Пунктом 6 ст. 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в п. 4 Постановления от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанным с применением земельного законодательства", рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
Судом первой инстанции установлено, что ИП Галстян Г.Т. является собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке; при обращении в Министерство Предпринимателем были представлены все необходимые документы; доводы о наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 28 ЗК РФ, для отказа в предоставлении в собственность земельного участка ответчиком не приведены. При этом Министерство не исполнило в установленный срок возложенную на него п. 6 ст. 36 ЗК РФ обязанность по принятию решения по заявлению Предпринимателя о предоставлении испрашиваемого земельного участка на праве собственности и не направило в его адрес проект договора купли-продажи земельного участка с предложением заключить такой договор, то есть проявило незаконное бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, признал оспариваемое бездействие Министерства незаконным.
Доводы заявителя жалобы о невозможности определения выкупной цены земельного участка в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к правоотношениям сторон по договору купли-продажи земельного участка, которые возникнут после 01.07.2012 г., правомерно отклонены судом первой инстанции.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со ст. 36 ЗК РФ, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие ЗК РФ, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается в размере двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Исходя из изложенного, субъектами применения льготного порядка расчетов приватизируемого земельного участка за плату выступают собственники тех зданий, строений, сооружений, которые ранее находились в государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, для приобретения собственником такого объекта недвижимости земельного участка по льготной цене, установленной п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
При этом право приватизации земельных участков по льготной цене распространяется не только на первых собственников указанных зданий, строений и сооружений, но и на последующих.
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и Министерством не оспаривается, что ИП Галстян Г.Т. является собственником расположенных на спорном земельном участке нежилых помещений (нежилого здания, лит. Б), общей площадью общей площадью 87,8 кв.м., отчужденных ранее из муниципальной собственности, что в совокупности позволило суду сделать вывод о том, что Предприниматель имеет право на приобретение земельного участка по льготной цене.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтено, что правоотношения по выкупу земельного участка возникли в январе 2011 года при обращении ИП Галстяна Г.Т. в Министерство с соответствующим заявлением. Следовательно, в силу положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 36 ЗК РФ при определении цены земельного участка необходимо руководствоваться законами и иными правовыми актами, действовавшими на дату подачи заявления, бездействие по нерассмотрению которого является незаконным.
Ссылаясь на необходимость применения ст. 445 ГК РФ, регулирующей порядок заключения договора, Министерство не учитывает, что требование о заключении договора рассматривается в общем порядке искового производства, в то время как по настоящему делу заявитель обратился с иными требованиями, рассматриваемыми на основании положений главы 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно обязал Министерство в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи указанного земельного участка за выкуп по цене, равной 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, с предложением о его заключении.
Доводы, приведенные Министерством в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 июля 2012 года по делу N А55-15915/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15915/2012
Истец: ИП Галстян Гагик Товмасович
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самара-Городские Информационные Системы"