На что жалуетесь?
В нашу редакцию часто приходят письма с жалобами бухгалтеров на государственные органы, чиновников и собственное руководство. Мы решили помочь нашим читателям в разрешении этих многочисленных проблем. Если у вас имеются наболевшие вопросы, то вы можете присылать их по адресу raschet@berator.ru.
Найти программу
Вопрос
Наша читательница жалуется на ФНС, которая постоянно меняет программы подачи налоговой отчетности и сдачи баланса. Ее особенно волнует тот факт, что бухгалтеров о нововведениях, как правило, не предупреждают. Марина Дмитриевна является сотрудником крупного предприятия, коллектив которого очень велик. Естественно, что каждый день ей приходится иметь дело с огромным количеством документов. Из-за непрерывных изменений правил игры, или, точнее, из-за того, что соответствующие органы не считают нужным вовремя предупредить главбухов, работа не идет должным образом. А когда специалист по учету предъявляет претензии, то зачастую не получает никакого внятного ответа, за исключением грубостей. Возникает вопрос: не обязаны ли сотрудники ФНС напрямую предупреждать бухгалтеров о подобных изменениях?
Ответ
Александр Боев, генеральный директор ООО "Магнум Аудит"
В соответствии с п. 4 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны: "...бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения...". Из этого следует, что данная обязанность закреплена за налоговыми органами законодательно. Но, с другой стороны, форма подачи такого предупреждения не утверждена, поэтому инспекторы практикуют в этом вопросе формальный подход. По их мнению, достаточно разместить такую информацию на сайте налоговой либо на стенде в самой инспекции - и обязанность можно считать выполненной. С другой стороны, не стоит ожидать, что представители налоговых органов будут письменно оповещать всех налогоплательщиков при каждом изменении законодательства или технических возможностей - такая мера трудозатратна и зачастую неэффективна.
Налоговики выигрывают всегда
Вопрос
Главный бухгалтер крупной московской фирмы жалуется, что за последнее время их компания не смогла выиграть ни одного спора в суде. С каждым годом все труднее выиграть дело, даже если и закон вроде бы на стороне компании. Вероника просит разъяснить, с чем это связано - ведь бизнес оказывается практически беззащитен перед чиновниками.
Ответ
Юлия Лакша, редактор-эксперт, журнал "Расчет"
Сегодня подобные жалобы слышатся с разных концов страны - что, в общем-то, не удивительно. Предыстория же нынешнего положения дел такова. Еще год назад один из российских высокопоставленных чиновников предложил оценивать работу налоговиков по числу судебных дел, выигранных у компаний. Тогда мало кто подозревал, чем это обернется для налогоплательщиков. Похоже, работники решили любыми способами доказать, что они прекрасно справляются со своими задачами. Ну а чем это обернется для российского бизнеса - покажет время.
Про увольнение
Вопрос
Сергей уже семь лет работает главным бухгалтером в некоей организации. Он был на хорошем счету у руководства, поддерживал образцовый порядок в своих делах и всегда вовремя сдавал документы. Но недавно он женился и быстро понял, что зарплата в 15 тыс. рублей не покрывает даже элементарных семейных нужд. Молодой специалист решил устроиться на вторую работу аудитором. Но хотя его рабочее время на этой должности приходилось на выходные, главбух был уволен. Сергея интересует вопрос: имел ли право начальник его увольнять? Не противоречит ли это ТК страны?
Ответ
Павел Калашников, начальник отдела медиации и судебной работы
Правового бюро "ДИГЕСТА"
Как следует из положений статьи 282 Трудового кодекса РФ, совместительство - это выполнение сотрудником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Согласно статье 60.1 ТК работник имеет право заключать трудовые договоры о совместительстве у другого работодателя или у того же. В первом случае будет иметь место внешнее совместительство, во втором - внутреннее.
Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 Трудового кодекса РФ. В соответствии с ней сотрудник может работать в порядке как внешнего, так и внутреннего совместительства по любой обусловленной трудовым договором специальности - в том числе и по той же, что и на основной работе. Право работодателя на увольнение работника закреплено законодателями в статье 81 Трудового кодекса РФ, в которой перечислен полный перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Важным является то, что этот список не содержит норму увольнения работника по причине совмещения трудовых функций. Более того, последний вправе заключать трудовые договоры о работе по совместительству с неограниченным числом работодателей (часть 2 статьи 282 Трудового кодекса РФ). При этом какого-либо разрешения, в т.ч. и от работодателя по основному месту работы, на это, как правило, не требуется. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные федеральным законом, - например, это касается работодателей. Однако законодатель частью 5 статьи 282 Трудового кодекса предусматривает ограничения, каким категориям работников и при каких условиях запрещается работа по совместительству. Соответственно, рассмотрение каждого случая совместительства должно происходить строго индивидуально. В рассмотренном же случае увольнение работника по инициативе работодателя, когда обоснованием является выполнение должностных обязанностей в другой организации, безусловно, является незаконным.
Подвел изготовитель
Вопрос
Наша постоянная читательница столкнулась со следующей проблемой. Ей надо было сдать отчетность в налоговую инспекцию. Фирма, в которой она работает, полностью ориентирована на одну известную программу для бухгалтеров. Альбина по этой программе подготовила всю отчетность и сдала ее в соответствующие органы. Каково же было ее удивление, когда ей сообщили, что главбух предоставил неправильную информацию. Жительница Калининграда хотела бы знать, как поступать в том случае, если подвела программа, на кого жаловаться и кому?
Ответ
Анна Будневич, редактор-эксперт, журнал "Расчет"
Конечно же, все претензии следует адресовать разработчику данной программы. Выпуская на рынок то или иное ПО, компания обязана предоставлять определенные гарантии. Как правило, в подобных фирмах имеются специальные консультанты по внедрению систем автоматизированного бухгалтерского учета, они и занимаются выполнением аналитической работы на стадии проектирования автоматизации. Следует обратиться к этим специалистам - они помогут разобраться. Вообще, квалифицированная техническая поддержка - это весомый фактор коммерческого успеха для любой компании, производящей ПО.
"Расчет", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru