Сезонные перемены
Есть такие категории товаров, которые пользуются наибольшей популярностью в определенное время года или в определенный сезон. Зима, естественно, имеет свою специфику - в этот период особым спросом пользуются новогодние ели, елочные украшения и игрушки, а также товары подарочного ассортимента. Об особенностях учета сезонной продукции расскажет специалист компании ООО "Траст-аудит" Нелли Савченко.
Получите бонус!
Ведение розничной и оптовой торговли всегда связано с риском возникновения убытков, которые могут быть вызваны необходимостью хранения товарных запасов в течение сезона, когда они практически не продаются, а также возможностью того, что в следующем сезоне определенные виды товаров могут быть не востребованы потребителями. Снизить такой риск поможет применение скидок.
Решение о том, применять или не применять скидки, остается за руководителем фирмы, бухгалтеру же необходимо проконтролировать правильность их документального оформления. Во-первых, такое решение необходимо закрепить в приказе руководителя. Можно порекомендовать разработать конкретный порядок и условия предоставления скидок и закрепить эти правила в виде приложения к учетной политике организации. Это может быть, например, "Положение о скидках, предоставляемых покупателям" или "Положение о маркетинговой политике организации".
Следует отметить, что если с учетом предоставленной скидки продажная цена товара стала меньше рыночной стоимости более чем на 20%, то продавцу придется пересчитать налоги и доплатить их в бюджет (п. 3 ст. 40 НК РФ). Исключение составляют скидки, которые вызваны:
- сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (сезонные скидки);
- потерей товарами качества или иных потребительских свойств или истечением сроков годности или реализации товаров (уценка товаров);
- маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, при продвижении товаров на новые рынки, при реализации опытных моделей и образцов удаленно в целях ознакомления с ними потребителей (рекламные, бонусные, дилерские и другие виды скидок, предусмотренные маркетинговой политикой).
Чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, бухгалтер должен обосновать предоставление скидок по ст. 40 НК РФ, а также правильно оформить все необходимые документы.
Необоснованное обогащение
Что же касается оптовых покупателей, то цена для них в каждом конкретном случае определяется условиями договора. То есть для одного скидка может быть больше, чем для другого. Однако, как уже было отмечено, необходимо закрепить общие принципы формирования отпускной оптовой цены в "Положении о скидках, предоставляемых покупателям" или "Положении о маркетинговой политике организации" и четко прописать условия предоставления скидки непосредственно в договоре купли-продажи или в дополнительном соглашении к нему. С момента включения в договор условия о предоставлении скидки у продавца появляется обязанность продать товар по цене с учетом скидки. Непредоставление скидки, предусмотренной договором, расценивается как необоснованное обогащение продавца (Постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2002 г. N КГ-А41/1203-02).
Если скидка не указана в договоре и предоставляется покупателю в одностороннем порядке по решению продавца без обязательного выполнения каких-либо условий, то такая операция рассматривается как прощение долга покупателю.
Очевидно, что скидки на руку покупателям, а рост объемов торговли - продавцам, но бухгалтеров, особенно занятых в розничной торговле, больше волнует проблема бухгалтерского учета продаж. В зависимости от положений учетной политики организации возможны следующие варианты учета товаров:
- по покупным или продажным ценам;
- стоимостной (суммовой) или натурально-стоимостной (количественно-суммовой) учет товаров.
Возможные варианты
Рассмотрим методы отражения в бухгалтерском учете.
1. Если товары учитываются бухгалтерией по покупным ценам в условиях стоимостной схемы, при которой фиксируется общий объем товарной массы, то составляются следующие проводки:
Дебет счета 50 "Касса" Кредит счета 90.1 "Выручка"
- отражена выручка по продажным ценам, уменьшенная на величину скидки, т.е. фактически уплаченные покупателем деньги;
Дебет счета 90.2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 41.2 "Товары в розничной торговле"
- списана стоимость проданных товаров по учетным ценам.
В результате отражения указанных операций по кредиту счета 90 "Продажи" финансовый результат (прибыль от реализации) окажется на величину скидки меньше, чем предполагалось.
Если учет ведется без разделения по ассортименту, то предоставляется возможность просто фиксировать реальную выручку по счету 50 "Касса" и в такой же сумме списывать стоимость проданных товаров с кредита счета 41.2 "Товары в розничной торговле". В этом случае на счете 41.2 "Товары в розничной торговле" отражаются по дебету фактические затраты по приобретению товаров, а по кредиту - стоимость реализованных товаров по продажным ценам (которые, как правило, выше покупных). По окончании отчетного периода посредством проведения инвентаризации определяются остатки в натуральном выражении, а затем устанавливается их оценка в денежном измерителе. Таким образом, по счету 41.2 "Товары в розничной торговле" будет сформировано конечное сальдо.
Себестоимость проданных товаров определяется как сумма начального сальдо и дебетового оборота по счету 41.2 "Товары в розничной торговле" за вычетом конечного сальдо. Если полученный результат больше, чем отраженный за отчетный период кредитовый оборот по счету 41.2 "Товары в розничной торговле", то разницу следует доначислить, если меньше - сторнировать. В этом случае на счете 90 "Продажи" отражается реальный финансовый результат.
2. Если товары учитываются по продажным ценам, то возникают дополнительные сложности. В этом случае прежде всего на контрольно-кассовой машине следует использовать специальные счетчики на каждый процент скидок (сколько скидок, столько и счетчиков).
Отражение на счетах бухгалтерского учета оприходованной выручки будет аналогичным первому варианту.
Общая стоимость проданных товаров отражается следующей проводкой:
Дебет счета 90.2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 41.2 "Товары в розничной торговле"
- в сумме (по продажным ценам), определяемой следующим образом:
(Выручка от реализации товаров, проданных со скидкой) руб. # 100%
(100% - % скидки)
Процент скидки кассир должен зафиксировать по специальным кассовым счетчикам суммы предоставленных скидок. Эту величину необходимо отметить в книге кассира-операциониста и внести в кассовый отчет, что позволит сопоставить данные товарных и кассовых отчетов.
В результате на счете 90 "Продажи" в этом случае будет дебетовое сальдо - потери от упущенной потенциальной прибыли как результат предоставленных покупателям скидок. Отражать их можно как ежедневно, так и по окончании отчетного периода.
Разность списывается сторнирующей проводкой:
Дебет счета 90.2 "Себестоимость продаж" Кредит счета 42 "Торговая наценка".
По окончании отчетного периода счет 90 "Продажи" будет иметь кредитовое сальдо, так как продажные цены, как правило, выше покупных (за исключением продажи товаров с убытком), но по отражении валового дохода от продажи товаров оно будет меньше ожидаемой прибыли, так как без скидок этот доход был бы больше.
3. Если товары учитываются по покупным или продажным ценам, но в условиях натурально-стоимостной схемы, при которой фиксируется движение товаров по отдельным наименованиям в натуральном и стоимостном измерителях, то во всех случаях необходима фиксация продаваемых товаров по ассортименту. Как правило, специальные устройства считывают штрих-коды, и параллельно идет регистрация по видам скидок. При этом возможны следующие варианты учета:
а) продажи в разрезе скидок привязываются к конкретным видам товаров;
б) отпуск проданных товаров ведется в разрезе наименований, но скидки накапливаются в течение дня. В этом случае уменьшается трудоемкость работы.
В бухгалтерском учете предоставляемые покупателям скидки уменьшают выручку от продаж продавца независимо от условий их предоставления. Порядок учета скидок определен в ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденном Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. N 32н.
Уценить или переоценить?
Отметим, что не стоит путать со скидками уценку непосредственно стоимости товаров. Общее между уценкой и скидкой заключается только в том, что в результате их проведения происходит снижение продажной цены. Уценка проводится на весь остаток товаров, по которым установлено снижение цены. Скидка же представляет собой сумму, на которую снижается продажная цена товаров, реализуемых определенному покупателю, исполнившему условия, требуемые продавцом для ее предоставления, в то время как на оставшиеся нереализованными ценности никакого снижения цены не производится. Поскольку скидка предоставляется только на ту часть товаров, которая продана конкретному покупателю, то их остаток независимо от наличия или отсутствия факта предоставления скидки по реализованным ценностям должен отражаться в учете организации-продавца по установленной учетной цене без учета скидки. Таким образом, уценка проводится на остаток товаров на определенный момент времени по данным инвентаризационных описей-актов, а скидка - только на реализуемые ценности.
Переоценка товаров проводится на основании приказа руководителя организации. Если торговая организация ведет суммовой (стоимостный) учет удаленно, то необходимо провести инвентаризацию переоцениваемых товаров. Если ведется количественно-суммовой (натурально-стоимостный) учет, то переоценка осуществляется на основании данных бухгалтерского учета.
Для проведения инвентаризации создается комиссия, в состав которой входят председатель комиссии, материально ответственные лица и специалисты (бухгалтеры, товароведы, экономисты и т.д.). Комиссия снимает остатки переоцениваемого товара и составляет инвентаризационную опись-акт, в которой указываются наименование товара, его артикул, количество, старая и новая цена, а также сумма отклонения (уценки или дооценки).
Таким образом, хотя предоставление клиентам скидок на сезонные товары связано для продавца с определенными рисками, но правильная организация бухгалтерского учета предоставляемых скидок способствует рациональной политике ценообразования на торговых предприятиях.
Едина для всех
Договоры розничной купли-продажи являются публичными (п. 2 ст. 492 ГК РФ), поэтому цена товаров должна быть одинаковой для всех потребителей за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Следовательно, размер скидки или цена со скидкой должны быть указана на ценнике (бирке), или правила предоставления скидок должны быть вывешены на видном месте (ст. 495 ГК РФ; п. 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").
Спасает ПБУ 9/99
Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности. При этом величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (п. 6.5 ПБУ 9/99).
Н. Савченко
"Расчет", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru