г. Владивосток |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А51-8975/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 27 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей Г.М. Грачёва, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления муниципальной собственности г. Владивостока
апелляционное производство N 05АП-7122/2012
на решение от 10.07.2012
судьи А.А. Лошаковой
по делу N А51-8975/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Управления муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108790, ОГРН 1042504382931)
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке"
о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от Управления муниципальной собственности г. Владивостока: Еременко В.В., представитель по доверенности от 22.12.2011 N 28/1-7250, сроком действия до 31.12.2012;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Николаева С.А., представитель по доверенности от 29.12.2011 N 01-210, сроком действия до 31.12.2012;
от Управления лесным хозяйством Приморского края: Подосенов А.С., представитель по доверенности от 14.02.2012 N 26, сроком действия до 31.12.2012;
от МКУ "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципальной собственности г. Владивостока (далее по тексту - заявитель, УМС) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее по тексту - Росреестр, регистрирующий орган), оформленного письмом от 10.02.2012 N 01/0210/2011-390, об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 6842 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 4, под площадку для загородного отдыха, и об обязании Росреестр зарегистрировать право собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 6842 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 4, под площадку для загородного отдыха.
Определениями суда от 17.05.2012 и от 13.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - третье лицо, управление лесным хозяйством) и муниципальное казенное учреждение "Комплексное развитие земель в городе Владивостоке" (далее по тексту - третье лицо, утверждение).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы УМС, так как право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок за учреждением не зарегистрировано.
Обжалуя решение суда в апелляционном порядке, заявитель просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В доводах жалобы заявитель указывает, что согласно письму от 01.02.2012 N 01/0210/2011-390 основанием для отказа в регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на спорный земельный участок явилось то обстоятельство, что указанный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда. Однако в нарушение статьи 49 АПК РФ суд отказал в удовлетворении заявленных требований по иным основаниям, не указанным в оспариваемом отказе. Кроме того, заявитель полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, поскольку моментом возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок является решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования третьему лицу, принятое в 2007 году органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В судебном заседании представитель УМС доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, решение суда первой инстанции просил отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители Росреестра и управления лесным хозяйством на доводы апелляционной жалобы возразили, решение суда первой инстанции считают законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Учреждение, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явилось. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя третьего лица.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции находит судебный акт подлежащим отмене в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что постановлением администрации города Владивостока от 16.01.2007 N 224 муниципальному учреждению "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке" на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 6842 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Земляничная, 4 под площадку для загородного отдыха.
14.12.2011 УМС обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок (кадастровый номер 25:28:050026:984), расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Земляничная, 4.
Сообщением от 10.02.2012 N 01/210/2011-390 Росреестр отказал в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок со ссылкой на статью 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) и информацию, предоставленную Владивостокским филиалом КГКУ "Примлес" о том, что земельный участок площадью 6842 кв.м по ул. Земляничная, 4 в г. Владивостоке находится на землях лесного фонда в части выделов 3, 4 квартала N 35 Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесхоза, поэтому является федеральной собственностью.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, УМС обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемым решением права заявителя нарушены не были.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции ошибочными, поскольку при принятии судебного акта не учтено следующее.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 АПК РФ и в соответствии с разъяснениями, данными в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом из части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) на момент их вынесения (совершения).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
В силу пункта 1 статьи 17 данного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
По правилам пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" (далее по тексту - Закон N 137-ФЗ) в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относится, в том числе, земельные участки, предоставленные органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным или унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления.
В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Из изложенного следует, что вплоть до 01.02.2007 (до вступления в действие подпункта 21.1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае") распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Владивосток, осуществлял орган местного самоуправления.
Соответственно, Администрация г. Владивостока в пределах предоставленных ей полномочий распорядилась спорным имуществом, предоставив его учреждению.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимый для государственной регистрации права собственности муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, к которым относятся правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания, кадастровый план земельного участка.
Из материалов дела видно, что вместе с заявлением о государственной регистрации УМС представило регистрирующему органу постановление Администрации г. Владивостока от 16.01.2007 N 224 о предоставлении учреждению в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка из земель поселений и кадастровый паспорт спорного земельного участка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что Росреестру в установленный законом срок следовало произвести государственную регистрацию право собственности муниципального образования на спорный земельный участок.
Вывод суда первой инстанции о том, что спорный земельный участок не предоставлен учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, и, соответственно, оспариваемым решением не затронуты права и законные интересы УМС, признается судебной коллегией ошибочным, поскольку моментом возникновения права муниципальной собственности в силу прямого указания Закона N 137-ФЗ следует считать дату принятия решения о предоставлении данного земельного участка третьему лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В свою очередь, основанием отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок послужил вывод Росреестра о том, что спорный земельный участок является федеральной собственностью, поскольку расположен на землях лесного фонда.
Данный довод обоснованно отклонен судом первой инстанции в силу следующего.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ (далее по тексту - ЗК РФ) установлено, что все земли для организации их рационального использования и охраны подразделяются на соответствующие категории. Категория земель - это совокупность однородных по своему целевому или функциональному назначению земельных участков, выделенных в качестве особой группы земель в зависимости от их природного, социального и экономического значения. Кодекс дифференцирует земли в Российской Федерации на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В силу статьи 7 ЛК РФ границы лесного участка определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Кодекса, то есть в результате проведения лесоустройства, проектирования лесных участков и их государственного кадастрового учета.
Как предусмотрено в части 1 статьи 6 ЛК РФ, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 ЛК РФ).
Исходя из содержания статьи 8 ЛК РФ, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-83 ЛК РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 ЛК РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В соответствии с частью 1 статьи 67 и частью 3 статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Таким образом, леса могут находиться и на землях населенных пунктов.
В силу пункта 6 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ границы земель лесного фонда отражаются в генеральных планах поселения, городского округа.
Согласно имеющемуся в материалах дела фрагменту карты градостроительного зонирования на территории г. Владивостока (сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности) от 26.03.2012 спорный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1).
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 25:28:050026:984 видно, что он находится на землях населенных пунктов. Разрешенное использование спорного земельного участка, указанное в кадастровом паспорте, не противоречит градостроительным регламентам, установленным для этой территориальной зоны.
Следовательно, в соответствии с генеральным планом Владивостокского городского округа спорная территория находится в населенном пункте г. Владивосток и относится к землям населенных пунктов.
Учитывая изложенное, вывод Росреестра о нахождении земельного участка на территории земель лесного фонда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и противоречит представленным по делу доказательствам.
Письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 16.01.2012 N 36 об отнесении спорного участка к землям лесного фонда с приложением выкопировки из планшета Садгородского участкового лесничества Владивостокского лесничества не могут являться доказательствами отнесения спорного участка к землям лесного фонда и соответственно федеральной собственности.
В данном случае суд исходит из того, что сам по себе факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда, так как в соответствии с положениями статьи 67 ЗК РФ и статьи 23 ЛК РФ лесоустройство проводится не только на землях лесного фонда, но также на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу положений пункта 3 статьи 4.1, статьи 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", пункта 7 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) установить принадлежность испрашиваемого земельного участка к землям лесного фонда можно только на основании документов государственного кадастрового учета либо плана лесного участка.
Между тем, на государственный кадастровый учёт как лесной участок в соответствии с Законом N 221-ФЗ спорный земельный участок не поставлен, и соответствующих доказательств лицами, участвующими в деле, не представлено.
Таким образом, Росреестр не доказал факт отнесения спорного земельного участка к землям лесного фонда, на которые Российская Федерация обладает исключительным правом собственности.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ Росреестра в государственной регистрации права собственности муниципального образования не соответствует закону и нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269 АПК РФ отменить, признав незаконным оспариваемое решение Росреестра.
Соответственно, нарушенное право заявителя на основании статьи 201 АПК РФ подлежит восстановлению путем обязания Росреестр осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования в срок, установленный Законом N 122-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого отказа.
На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции в соответствии со статьей 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене, а апелляционная жалоба заявителя - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.07.2012 по делу N А51-8975/2012 отменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, оформленное письмом от 10.02.2012 N 01/210/2011-390 об отказе в государственной регистрации права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 6842 кв.м, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Земляничная, 4, под площадку для загородного отдыха, как не соответствующее Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в месячный срок с даты принятия постановления суда осуществить государственную регистрацию права собственности муниципального образования г. Владивосток на земельный участок общей площадью 6842 кв.м, расположенный по адресу г. Владивосток, ул. Земляничная, 4, под площадку для загородного отдыха.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
Г.М. Грачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-8975/2012
Истец: Управление муниципальной собственности г. Владивостока
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю
Третье лицо: МКУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", МУ "Комплексное развитие земель в г. Владивостоке", Управление лесным хозяйством ПК
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4484/13
01.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4484/13
19.02.2013 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7122/12
19.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6306/12
04.10.2012 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-7122/12
10.07.2012 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-8975/12