Учет продовольственного снабжения
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на продовольственное обеспечение, которое осуществляется по нормам и в сроки, устанавливаемые Правительством РФ. Кроме того, федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, вправе определять порядок продовольственного обеспечения военнослужащих. В статье мы рассмотрим данный порядок, а также учет продовольственного обеспечения.
Нормативное регулирование продовольственного
обеспечения военнослужащих
Обеспечение продовольствием военнослужащих ВС РФ регламентировано приказами Минобороны РФ N 400*(1), N 218*(2), N 203*(3), военнослужащих пограничной службы - Приказом ФПС РФ N 56*(4). Данными нормативными документами утверждены нормы расхода продуктов питания на военнослужащего в сутки.
Планирование и организация продовольственного снабжения войск
В соответствии с п. 37-39 Приказа Минобороны РФ N 400 обеспечение войск (сил) продовольствием осуществляется по планам обеспечения, которые составляются*(5):
- Центральным продовольственным управлением Министерства обороны (ЦПУ) - по военным округам;
- продовольственной службой военного округа - по окружным продовольственным складам (по приписанным к ним объединениям, соединениям и воинским частям) и областям потребления;
- продовольственной службой обеспечивающей армии (корпуса) - по соединениям и воинским частям, не входящим в состав соединений;
- продовольственной службой соединения (военно-морской базы) - по воинским частям, входящим в состав соединения (военно-морской базы).
Потребность воинской части в продовольствии определяется на основании расчета, произведенного продовольственной службой воинской части.
Периодичность, методика и сроки составления планов обеспечения устанавливаются ЦПУ исходя из:
- списочной численности личного состава на начало планируемого периода;
- нормы продовольственных пайков и их количества по каждой норме;
- списочной численности и нормы кормления штатных животных;
- заявки главных и центральных управлений Минобороны и других федеральных органов исполнительной власти на продовольственные пайки для контингентов, содержащихся вне норм численности ВС РФ;
- организационных мероприятий, проведение которых предусматривается в планируемом периоде;
- количества продовольственных пайков, взамен которых выплачиваются денежная компенсация и продовольственно-путевые деньги;
- установленных переходящих запасов продовольствия текущего обеспечения;
- объема поставок продовольствия Минобороны;
- фактического наличия продовольствия на начало планируемого периода;
- действующих нереализованных поставок по контрактам на первое число планируемого периода;
- количества продовольствия, подлежащего сдаче сельскохозяйственными предприятиями Минобороны и подсобными хозяйствами воинских частей на плановое обеспечение;
- объема продовольствия целевого назначения (платный фонд, фонд для разрешенных замен одних продуктов другими при отпуске на питание личному составу и др.);
- количества продовольствия, необходимого для досрочного завоза в отдаленные гарнизоны;
- количества и наименования продовольствия, сэкономленного за предыдущий период;
- норм естественной убыли продовольствия при транспортировании, переработке и хранении;
- извещения о централизованных поставках продовольствия.
Закупки продовольствия
Закупки продовольственных товаров для военнослужащих являются составной частью оборонного заказа и осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 27.12.1995 N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно п. 3, 5 ст. 2 данного закона оборонный заказ на продовольствие должен содержать:
- перечень (номенклатуру) и количество подлежащей поставкам продукции, а также сроки ее поставок;
- прогнозируемую стоимость заказа в целом, а также по его разделам и отдельным этапам реализации;
- перечень государственных заказчиков;
- перечень предполагаемых головных исполнителей (исполнителей).
Финансирование поставок продовольствия для оборонного заказа осуществляется за счет средств федерального бюджета посредством выделения ассигнований государственному заказчику.
Обратите внимание: статьи федерального бюджета, по которым финансируется оборонный заказ, имеют статус защищенных статей расходов федерального бюджета.
В соответствии с условиями государственного контракта оплату поставок продукции может производить непосредственно государственный заказчик, если это предусмотрено соответствующим государственным контрактом. При этом средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на авансирование соответствующих поставок. Головной исполнитель несет ответственность за целевое использование указанных средств.
Следует отметить, что закупка продукции может осуществляться не только в специализированных военных предприятиях, но и в гражданских. Например, как определено п. 129-131 Приказа Минобороны РФ N 400, для обеспечения отдельных подразделений и команд военнослужащих, удаленных от воинских частей, складов и баз, разрешается закупать в торгующих организациях хлеб, мясные, молочные и другие продукты в соответствии с установленными в этих организациях порядком и ценами. При этом закупка должна осуществляться согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Получение и отпуск продовольствия
Воинские части получают продовольствие (п. 63 Приказа Минобороны РФ N 400):
- с продовольственных складов военного округа, к которым они приписаны;
- со складов, баз и предприятий поставщиков;
- от сельскохозяйственных предприятий Минобороны и подсобных хозяйств воинских частей.
В отдельных случаях по решению начальника ЦПУ материальные средства могут быть получены с центральных продовольственных баз и складов.
Отпуск продуктов питания продовольственной службы воинским частям осуществляется:
- через представителя продовольственного склада при централизованном подвозе;
- через представителя воинской части при получении на месте (с продовольственного склада военного округа, предприятия поставщика и др.);
- отгрузкой железнодорожным (водным, воздушным, автомобильным) транспортом в адрес воинской части.
Документами на право отпуска продовольствия с продовольственных складов военного округа являются наряды, разнарядки, счета-наряды или письменные указания довольствующего органа, которому подчинен склад (база).
В соответствии с п. 66 Приказа Минобороны РФ N 400 документом на получение продовольствия воинской частью является чековое требование, которое подлежит обязательной проверке принадлежности серии чековых требований к данному военному округу и чековых требований к данному складу.
Отпуск продовольствия со складов, предприятий и баз поставщиков непосредственно воинским частям оформляется чековым требованием получателя и фактурой (накладной) поставщика.
При получении продовольствия со склада военного округа, предприятия, склада или базы поставщика представитель воинской части обязан:
- проверить правильность массы и качество принимаемого продовольствия, а также качество тары и имущества;
- проверить наличие на мясных тушах клейм ветеринарно-санитарного надзора, удостоверяющих пригодность мяса для питания личного состава и обозначающих категорию упитанности;
- проследить за правильностью укладки и крепления груза при его погрузке;
- вручить при подвозе продовольствия на нескольких автомашинах сопровождающим лицам или водителю каждой автомашины сопроводительный лист.
В случае обнаружения несоответствия качества или наименования продовольствия данным сопроводительных документов, недостачи, порчи или повреждения грузов, тары и упаковки приказом командира воинской части назначается комиссия и в тот же день составляется акт приема, который является основанием для оприходования продовольствия, поступившего в воинскую часть. Чековое требование в этом случае выписывается на фактически принятое количество продовольствия с указанием в нем номера и даты выписки наряда, номера и даты составления акта приема.
По результатам проверки командир воинской части утверждает акт приема, назначает административное расследование и в зависимости от его результатов принимает соответствующее решение.
В случае обнаружения недостачи при приемке продовольствия, доставленного в воинскую часть представителем склада, административное расследование о ее причинах производится по распоряжению начальника склада.
Порядок списания недостачи зависит от ее выявленного объема. Так, если недостача не превышает норм естественной убыли и норм погрешности измерения массы нетто, то списание с учета производится по акту приема, утвержденному командиром воинской части. При превышении указанных норм списание с учета производится только после отметки о недостаче в книге учета недостач и в книге учета утрат.
Поступившие в учреждения продукты питания хранят в специально оборудованных продуктовых складах (кладовых), овощехранилищах, обеспечивающих их сохранность, соблюдение санитарных норм и правил. Факт получения продуктов питания заверяется материально ответственным лицом распиской в документах поставщика - товарной накладной и отметкой штампа (печати) воинской части.
Основанием для принятия к учету поступивших в подразделение продуктов питания является товарная накладная с подписью материально ответственного лица. Она поступает в бухгалтерию учреждения, после того как материально ответственное лицо отразит все указанные в ней продукты питания в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042), в которой ведется учет продуктов питания на складе: их поступление, расход и вывод остатков по наименованиям, сортам в количественном выражении. Для каждого наименования продукта питания должна быть предусмотрена отдельная страница книги.
Бухгалтерский учет движения продуктов питания
Порядок отражения операций по поступлению продуктов в бухучете одинаковый для всех типов бюджетных учреждений.
Для учета движения продуктов питания и продовольственных пайков Инструкцией N 25н*(6) предусмотрен счет 105 02 000 "Продукты питания", на котором на основании первичных документов отражается движение продуктов питания. По дебету счета 105 02 000 учитываются поступившие в учреждение продукты питания, по кредиту счета 105 02 000 отражается их выбытие. На этом счете продукты питания учитываются по их фактической стоимости.
Как уже указывалось, обеспечение воинских частей продовольствием осуществляется за счет централизованных поставок в рамках оборонного заказа по схеме: ЦПУ военного округа - армия (корпус) - соединение - воинская часть.
Оприходование продуктов питания происходит на основании первичных документов (извещение с приложением к нему накладных и счетов-фактур).
Данные операции в учете ЦПУ отражаются следующими бухгалтерскими записями:
- уплачен аванс на поставку продовольствия поставщику в рамках государственного оборонного заказа:
Дебет счета 1 206 22 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"
Кредит счета 2 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов"
- составлено извещение на основании счета, выставленного поставщиком на отгруженное продовольствие по воинским частям:
Дебет счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
- произведен зачет аванса:
Дебет счета 1 302 22 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 206 22 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам на приобретение материальных запасов"
В бухгалтерском учете воинской части будет сделана запись:
поступило поставленное продовольствие (при наличии извещения и копии счета поставщика):
Дебет счета 1 105 02 340 "Увеличение стоимости продуктов питания"
Кредит счета 1 304 04 340 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов"
Все расчеты с военными хлебозаводами и гражданскими хлебопекарными предприятиями за хлеб, полученный подразделениями, производятся воинской частью или продовольственным складом, к которому воинская часть приписана на продовольственное обеспечение. При этом делается бухгалтерская запись с использованием счета 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)":
Дебет счета 1 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит счета 1 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
В дебет счета 106 04 340 также относятся расходы на транспортную доставку, если они осуществляются гражданским транспортом поставщика. Данный порядок формирования фактической стоимости продуктов питания приведен в п. 49 Инструкции N 25н. Оприходование поставленных продуктов питания на склад по сформированной фактической стоимости отражается проводкой:
Дебет счета 1 105 02 340 "Увеличение стоимости продуктов питания"
Кредит счета 1 106 04 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Аналитический учет продуктов питания в воинской части ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035), записи в которую вносятся на основании данных Накопительной ведомости по приходу продуктов питания (ф. 0504037) и Накопительной ведомости по расходу продуктов питания (ф. 0504038). Ежемесячно в Оборотной ведомости по нефинансовым активам подсчитываются обороты и выводятся остатки на конец месяца. Материально ответственные лица ведут учет материальных запасов в Книге учета материальных ценностей (ф. 0504042) по наименованиям, сортам и количеству.
Обратите внимание: формы регистров бюджетного учета утверждены Приказом Минфина РФ N 123н*(7).
В соответствии с п. 25 Приказа Минобороны РФ N 400 для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, питание организуется в столовых воинских частей (береговых баз). Питание личного состава ВС РФ организуется в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Минобороны РФ N 400, и Руководством по организации питания личного состава ВС РФ, утверждаемым начальником ЦПУ (п. 101 данного приказа).
Выдача продуктов питания со склада (кладовой) в производство (столовую) для организации питания военнослужащих производится на основании Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202). Продукты питания, приобретенные за счет средств бюджета и используемые в бюджетной деятельности, отражаются бухгалтерской записью:
Дебет счета 1 401 01 272 "Расходование материальных запасов"
Кредит счета 1 105 02 440 "Уменьшение стоимости продуктов питания"
Отпуск продовольствия за плату
Особенностью продовольственного обеспечения в ВС РФ является возможность отпуска продовольствия за плату физическим лицам и организациям (далее - платные потребители). Такая возможность определена п. 84-93 Приказа Минобороны РФ N 400, согласно которым отпуск продовольствия осуществляется:
- организациям (в том числе санаториям, домам отдыха и туристическим базам), учреждениям, а также самодеятельным столовым, расположенным в отдаленных гарнизонах и не имеющим возможности приобретать продукты питания через торговую сеть, военнослужащим, гражданскому персоналу и членам их семей и другим лицам - по учетным ценам, действующим на день отпуска;
- санаториям, домам отдыха, оздоровительным лагерям и детским дошкольным учреждениям, гражданскому персоналу ВС РФ, членам семей военнослужащих, гражданского персонала, находящихся в войсках за границей, - по учетным ценам.
Отпуск продовольствия осуществляется исходя из объема закупок, произведенных Минобороны, на основании постановлений (распоряжений) Правительства РФ и приказов Минобороны с продовольственных складов и баз (объединенных складов материальных средств) Минобороны по счетам-нарядам продовольственной службы военного округа или ЦПУ. При этом выдача продовольствия производится после предварительной оплаты его стоимости с предъявлением приемщиками доверенностей и оплаченных счетов-нарядов и по установленным нормам.
В общем порядке оплата продовольствия платными потребителями производится безналичными перечислениями. Вместе с тем, как определено п. 92 Приказа Минобороны РФ N 400, в случае осуществления наличных расчетов прием наличных денег за отпускаемое продовольствие производится только финансовыми органами воинских частей через кассу. Иным лицам воинских частей принимать "наличку" запрещается.
В бухгалтерском учете поступление денег в кассу отражается:
Дебет счета 1 201 04 510 "Поступления в кассу"
Кредит счета 1 205 09 660 "Погашение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов", при этом одновременно делается запись на начисление доходов от реализации по учетным отпускаемым ценам:
Дебет счета 1 205 09 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от реализации активов"
Кредит счета 1 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Перечисление денежных средств из кассы на лицевой счет оформляется:
Дебет счета 1 304 05 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по приобретению материальных запасов"
Кредит счета 1 201 04 610 "Выбытия из кассы"
Стоимость продовольствия и табачных изделий, выдаваемых за плату личному составу воинских частей, разрешается удерживать из денежного довольствия за календарный месяц вперед по раздаточным ведомостям на выплату денежного довольствия военнослужащим. Суммы, удержанные из денежного довольствия, оформляются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 1 302 01 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по заработной плате"
Кредит счета 1 304 03 730 "Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из оплаты труда"
Продовольственная тара
При обеспечении продовольствием воинские части получают также продовольственную тару. Она поступает с продовольствием и фуражом от центральных продовольственных баз и складов, продовольственных баз и складов военного округа (флота) или непосредственно от баз, складов и предприятий поставщиков. Продовольственная тара по принадлежности подразделяется на собственную и возвратную. К собственной относится тара, полученная воинскими частями на первоначальное обзаведение или изготовленная (приобретенная) самими воинскими частями. К возвратной - полученная с продовольствием, фуражом или имуществом и подлежащая сдаче продовольственному складу военного округа (флота) или поставщикам.
Возвратная тара может быть многооборотной (многократного использования) и тарой разового использования, сдаваемой как вторичное сырье (макулатура): ящики и пачки из картона, мешки и пакеты бумажные. К многооборотной таре относится тара, изготовленная по государственным, отраслевым стандартам и другой нормативно-технической документации и многократно оборачивающаяся между поставщиками (предприятиями-изготовителями) и заказчиками продукции: мешки льняные и джутовые зерно-хлебные отечественного производства, сетки овощные, бочки железные и полимерные 50-200-литровые, бочки деревянные сухотарные и заливные, ящики и лотки деревянные, бутылки и банки стеклянные 0,5-3-литровые отечественного производства.
В соответствии с п. 196 Приказа Минобороны РФ N 400 вся тара, поступающая вместе с продовольствием и фуражом, независимо от того, указана ли ее цена в приходных (сопроводительных) документах, подлежит обязательному учету по количеству, цене, видам, категориям и емкости (заливная тара). Когда цена поступающей тары не указана, она сообщается дополнительно довольствующим продовольственным складом (базой) военного округа (флота).
Бухгалтерский учет продовольственной тары ведется в установленном порядке. Согласно п. 66 Инструкции N 25н тара, подлежащая возврату, учитывается отдельно от затаренных продуктов, на счете 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Аналитический учет возвратной тары ведется в карточках количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) (Приказ Минфина РФ N 123н). Материально ответственным лицам для сохранности тары необходимо вести ее учет в Книге учета материальных ценностей по наименованию, сорту и количеству (ф. 0504042).
Поступление возвратной тары отражается в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (ф. 0504071), ее возврат - в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071).
Порядок и сроки возврата продовольственной тары воинскими частями на довольствующий продовольственный склад (базу) военного округа (флота) или непосредственно поставщику определяются указаниями начальника обеспечивающего органа (склада (базы)), заключившего контракт (договор) на поставку продовольствия.
При этом тара, требующая ремонта, перед возвратом должна быть отремонтирована, а мешкотара должна сдаваться той же категории или со снижением ее качества не более чем на одну категорию по сравнению с полученной (п. 198 Приказа Минобороны РФ N 400).
При сдаче мешкотары со снижением ее качества на две и более категории лица, виновные в этом, привлекаются к материальной ответственности в установленном порядке.
Выбытие тары отражается по кредиту счета 105 06 000 "Прочие материальные запасы".
Списание тары с книг учета материальных средств производится на основании акта комиссии по реализации и списанию продовольственной тары. При этом тара, хранящаяся на продовольственном складе воинской части и списанная с книг основного учета воинской части, но планируемая для использования на хозяйственные нужды, приходуется по книгам учета материальных средств, используемых на подсобном хозяйстве и для хозяйственных нужд, а в дальнейшем списывается в установленном порядке.
Один экземпляр акта комиссии по реализации и списанию продовольственной тары направляется на довольствующий склад для списания тары с лицевого счета воинской части.
Реализованная за плату продовольственная тара списывается с лицевого счета и с книг учета воинской части только после представления на довольствующий склад (базу) акта комиссии и платежных документов, подтверждающих факт ее реализации и перечисления денежных средств на расчетный счет склада (базы), а используемая на хозяйственные нужды - на основании акта комиссии.
Если воинские части не получили разрешения на освобождение от обязанности сдать возвратную тару, тара сдается на довольствующий продовольственный склад (базу), который ее реализует в порядке, установленном Приказом Минобороны РФ N 400.
Суммы, полученные от реализации продовольственной тары, зачисляются на восстановление сметы Минобороны (подстатья 340 ЭКР) в установленном порядке аналогично бухгалтерским записям по платному отпуску продуктов питания (п. 201 Приказа Минобороны РФ N 400).
Списание с учета продовольственной тары, утраченной вследствие стихийных бедствий, катастроф и других факторов, производится следующим образом:
Дебет счета 1 401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами"
Кредит счета 1 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов"
С. Гулиева,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ Минобороны РФ от 22.07.2000 N 400 "Об утверждении Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил РФ в мирное время".
*(2) Приказ Минобороны РФ от 29.05.2006 N 218 "Об утверждении Нормы продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил РФ объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ".
*(3) Приказ Минобороны РФ от 13.05.2002 N 203 "Об установлении Временной нормы продовольственного пайка для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации".
*(4) Приказ ФПС РФ от 29.01.2003 N 56 "Об утверждении Положения о порядке продовольственного обеспечения в пограничной службе РФ".
*(5) В соединении (военно-морской базе) и воинской части составляется расчет потребности и обеспеченности на планируемый период.
*(6) Приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету".
*(7) Приказ Минфина РФ от 23.09.2005 "Об утверждении форм регистров бюджетного учета".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"