город Ростов-на-Дону |
|
04 октября 2012 г. |
дело N А32-9526/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Авдониной О.Г.,
судей Ломидзе О.Г., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от истца: представителя Голуб А.С. по доверенности от 15.12.2011 N 81-20294/11-05,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кирпа Людмилы Геннадьевны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 11 июля 2012 года по делу N А32-9526/2012
по иску Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
к ответчику индивидуальному предпринимателю Кирпа Людмиле Геннадьевне
при участии третьих лиц: Управления автомобильных дорог Краснодарского края, общества с ограниченной ответственностью "Феррум", индивидуального предпринимателя Петанизиса Георгия Георгиевича,
об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,
УСТАНОВИЛ:
департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года (далее - истец, департамент) обратился с иском к Кирпа Людмиле Геннадьевне (далее - ответчик, Кирпа Л.Г.) с требованиями:
- изъять для нужд Краснодарского края земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровым номером 23:49:0202022:7 площадью 146 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б, путем прекращения права аренды Кирпа Л.Г. на земельный участок и изъять в собственность Краснодарского края путем выкупа расположенный на нем объект недвижимого имущества (нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м.), принадлежащий на праве собственности Кирпа Л.Г., посредством перечисления Управлением автомобильных дорог Краснодарского края денежной компенсации в размере 2 591 828 руб. на банковский счет Кирпа Л.Г., либо перечисления указанной денежной суммы в депозит суда;
- прекратить право собственности Кирпа Л.Г. на объект недвижимого имущества - нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б;
- обязать Кирпа Л.Г. освободить объект недвижимого имущества - нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул.Донская, 36 б, от иных лиц, а также от движимого имущества.
Исковые требования основаны на положениях Федерального закона N 310-ФЗ, на распоряжении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 N 1366-р об изъятии земельного участка для краевых нужд в целях размещения олимпийского объекта краевого значения "Автомобильная дорога на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)" и мотивированы тем, что находящийся в пользовании ответчика земельный участок площадью 146 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б, попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 21.07.2011 N 99-ОИ. Соглашение об условиях изъятия с ответчиком, как правообладателем этих участков, не достигнуто.
К участию в деле третьими лицами привлечены Управление автомобильных дорог Краснодарского края, общество с ограниченной ответственностью "Феррум" и Петанизис Георгий Георгиевич (определение от 05.06.2012).
Определением от 05.06.2012 суд принял к рассмотрению встречные требования Кирпа Л.Г. к Департаменту Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года об обязании департамента произвести актуализацию данных, содержащихся в отчете N 195/2011 об определении рыночной стоимости объекта для целей изъятия, путем направления ООО "Элит-Оценка" повторного задания на оценку, содержащего требования о проведении оценки рыночной стоимости изымаемого имущества сравнительным подходом, и включением в отчет размера убытков, причиненных досрочным прекращением обязательств перед третьими лицами в сумме 1 882 148 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.07.2012 исковые требования департамента в части изъятия для краевых нужд земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202022:7 площадью 146 кв.м. путем прекращения права аренды Кирпа Л.Г. на земельный участок и в части изъятия в собственность Краснодарского края путем выкупа расположенного на земельном участке объектов недвижимого имущества (нежилых помещений блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м.), принадлежащих на праве собственности Кирпа Л.Г., удовлетворены. Прекращено право собственности Кирпа Л.Г. на объект недвижимого имущества - нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б. Суд обязал Кирпа Л.Г. освободить объект недвижимого имущества - нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м., расположенные по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б, от иных лиц, а также от движимого имущества.
Встречный иск Кирпа Л.Г. и требование департамента по первоначальному иску об установлении размера денежной компенсации за изъятый земельный участок выделены в отдельное производство.
Кирпа Л.Г. обжаловала решение в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просила решение в части удовлетворения иска департамента отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами:
- удовлетворяя иск об изъятии земельного участка, суд не рассмотрел одновременно вопрос о выкупе земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости, чем нарушены положения статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ. Фактически земельный участок был изъят безвозмездно без понуждения истца произвести оплату, т.е. конфискован,
- в резолютивной части решения не указан порядок изъятии земельного участка путем прекращения права аренды на земельный участок, порядок выкупа находящихся на земельном участке объектов недвижимости, чем нарушены положения статьи 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заявитель жалобы в судебное заседание не явился, будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
Представитель департамента в судебном заседании пояснила, что спор между сторонами в настоящее время урегулирован. Заключено соглашение, согласно которому Кирпа Л.Г. будет выплачена компенсация за изъятый земельный участок в размере, указанном в исковом заявлении. Представила на обозрение суда соглашение, подписанное Кирпа Л.Г.
Третьи лица также не обеспечили явку представителей в судебное заседание, будучи уведомлены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие заявителя жалобы и третьих лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Кирпа Л.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202022:7 площадью 146 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б, на основании договора от 22.05.2009 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 4900004314 от 10.09.2007 (л.д. 57 том 2). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.09.2011 N 50/125/2011-387 (л.д. 62 том 2).
На арендованном земельном участке расположены принадлежащие Кирпа Л.Г. на праве собственности нежилые помещения блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРП от 12.07.2011 N 50/085/2011-461 (л.д. 26 том 1).
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 310-ФЗ) установлено, что в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года на территории Краснодарского края допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения олимпийских объектов.
Пунктом 6 вышеназванной статьи Федерального закона N 310-ФЗ Российская Федерация передала Краснодарскому краю осуществление в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года полномочий по изъятию земельных участков для федеральных нужд, в том числе подготовку и принятие решений об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, уведомление об этом лиц, у которых изымаются участки, подготовку и заключение соглашений в связи с изъятием земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения, обращение в суд с иском об изъятии земельных участков для названных целей.
Пунктом 1.1 постановления главы администрации Краснодарского края от 05.06.2008 N 497 уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по реализации полномочий Краснодарского края и Российской Федерации, переданных Краснодарскому краю, по подготовке XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Краснодарского края, определен департамент - истец по настоящему делу.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.09.2011 N 1366-р в собственность Российской Федерации для федеральных нужд путем выкупа изъят земельный участок (земли населенных пунктов) с кадастровыми номером 23:49:0202022:7 площадью 146 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Донская, 36 б.
В соответствии с программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 991, изымаемый земельный участок попадает в границы размещения олимпийского объекта федерального значения "Автомобильные дороги на улицах Донской и Пластунской (проектные и изыскательские работы, реконструкция)".
Как правильно указал суд первой инстанции, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством (статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок (статья 281 Кодекса).
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, уполномоченный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд (статья 282 Кодекса).
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ Российская Федерация с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по резервированию земель и изъятию земельных участков для федеральных нужд.
О принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков уведомляются в течение семи дней со дня принятия указанного решения (пункт 18 статьи 15 Закона).
В соответствии с пунктом 18 статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ Кирпа Л.Г. 24.01.2012 уведомлена о принятии распоряжения от 09.09.2011 N 1366-р об изъятии для федеральных нужд путем прекращения права аренды находящегося в ее пользовании земельного участка (л.д. 20-21 том 1).
24.01.2012 Кирпа Л.Г. вручен для ознакомления проект соглашения в связи с изъятием земельного участка путем прекращения права аренды земельного участка и расположенных на нем иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийского объекта федерального значения (л.д. 24 том 1).
Судом первой инстанции установлено, что соглашение содержит все условия, указанные в пункте 25 статьи 15 Закона N 310-ФЗ.
Согласно пункту 3.21 положения о Департаменте Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года, департамент в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Краснодарского края, осуществляет, в частности, функции по обращению в суд, арбитражный суд с иском об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов федерального значения. Такое обращение допускается в случае, если собственником недвижимого имущества с уполномоченным органом не подписано соглашение в связи с изъятием объекта недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального назначения.
Реализовывая предусмотренные законом полномочия, департамент обратился в суд с иском по настоящему делу.
Суд удовлетворил иск департамента в части изъятия для краевых нужд земельного участка с кадастровым номером 23:49:0202022:7 площадью 146 кв.м. путем прекращения на него права аренды Кирпа Л.Г. и в части изъятия в собственность Краснодарского края путем выкупа расположенного на земельном участке объекта недвижимого имущества (нежилых помещений блока обслуживания N 2 общей площадью 56,8 кв.м.), принадлежащего на праве собственности Кирпа Л.Г. Суд прекратил право собственности Кирпа Л.Г. на принадлежащий ей и находящийся на изымаемом земельном участке объект недвижимости и обязал освободить помещения от иных лиц, а также от движимого имущества.
Кирпа Л.Г. полагает, что, приняв решение об изъятии земельного участка и прекратив право собственности на расположенные на земельном участке объекты недвижимости без решения вопроса о выплате Кирпа Л.Г. предусмотренной денежной компенсации, судом нарушены требования статьи 282 Гражданского кодекса Российской Федерации и положения статьи 15 Федерального закона N 310-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о недоказанности довода Кирпа Л.Г. о безвозмездном изъятии у нее земельного участка и объектов недвижимости.
На момент принятия судом решения по настоящему делу об изъятии у Кирпа Л.Г. земельного участка для федеральных нужд спор о размере денежной компенсации, подлежащей выплате Кирпа Л.Г. в связи с изъятием земельного участка, не был разрешен, а был выделен в отдельное производство. Выделение спора в части определения размера денежной компенсации обусловлено, в том числе, обращением Кирпа Л.Г. с встречным иском об обязании Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года произвести актуализацию данных, содержащихся в отчете N 195/2011 об определении рыночной стоимости объекта.
Суд апелляционной инстанции считает, что выделение спора в части определения размера денежной компенсации за изъятие земельного участка в целях строительства олимпийского объекта в отдельное производство, не свидетельствует о безвозмездном изъятии земельного участка (конфискации, как полагает Кирпа Л.Г.) и не лишает ответчика права на получение предусмотренной законом компенсации. Суд не высказывался об изъятии у Кирпа Л.Г. земельного участка безвозмездно.
Право суда на выделение одного или нескольких соединенных требований в отдельное производство предусмотрено статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обусловлено усмотрением суда.
Выделение спора по размеру подлежащей выплате денежной компенсации в отдельное производство судом мотивировано также значимостью скорейшего строительства олимпийского объекта федерального значения и недопустимости срыва сроков строительства указанного объекта.
Довод об отсутствии в резолютивной части решения указания на порядок изъятия земельного участка путем прекращения права аренды на земельный участок, порядка выкупа находящихся на земельном участке объектов недвижимости, подлежит отклонению. Размер компенсации за изъятие земельного участка и принадлежащего ответчику объекта недвижимости и порядок его выплаты подлежат рассмотрению в рамках выделенного в отдельное производство дела.
Суд апелляционной инстанции при разрешении апелляционной жалобы принимает во внимание факт достижения между департаментом и Кирпа Л.Г. соглашения от 26.09.2012 по размеру денежной компенсации в связи с изъятием земельного участка в целях размещения олимпийского объекта краевого значения путем прекращения права аренды на земельный участок и прекращения права собственности на расположенный на нем объект недвижимого имущества.
По изложенным основаниям суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11 июля 2012 года по делу N А32-9526/2012 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.Г. Авдонина |
Судьи |
О.Г. Ломидзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-9526/2012
Истец: Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года
Ответчик: Кирпа Людмила Геннадьевна
Третье лицо: ООО "Феррум", ООО "Ферум", Петанизис Георгий Георгиевич, Управление автомобильный дорог Краснодарского края