г. Чита |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А58-725/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Даровских К.Н., судей Куклина О.А., Паньковой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бушуевым С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сахаэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2012 года по делу N А58-725/2012 по исковому заявлению открытого акционерного общества "Сахаэнерго" (ОГРН 1021401044830, ИНН 1435117944, адрес: 677001, Республика Саха (Якутия), город Якутск, переулок Энергетиков, 2) к муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "поселок Депутатский" (ОРГН 1051401350681, ИНН 1429005199, адрес: 678540, Республика Саха (Якутия), Усть -Янский улус, поселок городского типа Депутатский, квартал Арктика,28,33), с участием в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - муниципального учреждения "Дирекция Единого Заказчика" муниципального образования "Усть-Янский улус (район)" (ОГРН 1051401347964, ИНН 1429005054, адрес: 678Усть-Янский улус, п. Депутатский, кв-л Арктика, 12), муниципального образования "Усть-Янский улус" Республики Саха (Якутия) в лице Администрации, о взыскании 16 302 870 рублей 93 копейки (суд первой инстанции: судья Любицкая Т.Д.)
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчиков: не явились, извещены,
от третьих лиц: не явились, извещены,
установил:
открытое акционерное общество "Сахаэнерго" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к муниципальному учреждению "Дирекция Единого заказчика" муниципального образования "Усть-Янский улус (район)", муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "поселок Депутатский" о взыскании солидарно 16 302 870,93 руб. по муниципальному контракту от 01.01.2011 N 73/1м11 за период с 01.06.2011 по 31.12.2011.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.04.2012 принято уточнение ответчика по делу - муниципальному учреждению "Администрация муниципального образования "поселок Депутатский", к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное учреждение "Дирекция Единого заказчика" муниципального образования "Усть-Янский улус (район)".
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Усть-Янский улус" Республики Саха (Якутия) в лице Администрации.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17.07.2012 в иске отказано. Истцу из федерального бюджета возвращено 1 513,86 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, с апелляционной жалобой обратился истец, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что заключённые муниципальные контракты на энергоснабжение и на отпуск горячей, холодной воды и прием сточных вод ответчиками не оспорены и не признаны судом ничтожными.
Сослался на то, что решением Усть-Янского районного суда Республики Саха (Якутия) вступившим в законную силу установлено, что управление жилыми домами осуществлял ответчик.
Указал на то, что протоколом совещания рабочей группы по проблемным вопроса взаиморасчетов за коммунальные услуги с ресурсоснабжающими организациями установлено, что счета на оплату установлен МАУ "ДЕЗ", это же лицо вело претензионно-исковую работу с физическими лицами.
Сослался на то, что факт потребления тепловой энергии подтверждается актами выполненных работ, подписанными ответчиком без замечаний.
Кроме того, указал на то, что муниципальное образование является собственником внутридомовых сетей и исполнителем коммунальных услуг.
Истец и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, решение суда первой инстанции просил оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Судом апелляционной отказано в ходатайстве истца о приобщении к материалам дела доказательств приложенных к апелляционной жалобе: протокола совещания рабочей группы от 13.12.2011; решения Усть-Янского районного суда от 21.09.2011 по делу N 2-415/2011; договор N 269 от 14.07.2008, на основании ч.2 ст. 268 АПК РФ, так как истец не обосновал невозможность приобщения данных доказательств в суде первой инстанции.
Представленную копию решения суда суд не может принять еще и в связи с тем, что представленная копия надлежащим образом не заверена, не имеется отметки о том, когда указанное решение вступило в законную силу.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, правоотношения сторон регулируются заключенным 01.01.2011 истцом (поставщик), муниципальным учреждением "Дирекция Единого Заказчика", и муниципальным образованием "Поселок Депутатский" муниципальным контрактом N 73/1м11 на энергоснабжение.
Предметом контракта является поставка, потребление и оплата тепловой энергии в горячей воде на отопление для хозяйственных нужд жилищного фонда п. Депутатский в отопительный сезон 2011 года и поставка, потребление тепловой энергии в горячей воде на отопление нежилых помещений в многоквартирных домах п. Депутатский (нежилые помещения в домах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18) в соответствии с установленными объектами потребления теплоэнергии, согласно приложениям N 1, 1.1.
Приложением N 1 к муниципальному контракту стороны согласовали расчет потребности тепловой энергии на отопление муниципального жилищного фонда п. Депутатский на 2011 год с указанием количества домов муниципального образования (мкрн. Арктика, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27), количества проживающих в домах граждан, объемов потребности тепловой энергии на отопление.
Поставщик обязуется поставлять тепловую энергию на отопление и хозяйственных нужд жилищного фонда и нежилых помещений многоквартирных домов в объемах, указанных в приложениях N 1, 1.1 в течение всего отопительного сезона, кроме перерыва: не более 3-х часов для проведения внеплановых ремонтов тепловых сетей (пункт 2.1.1.).
По условиям пункта 2.2.1 муниципального контракта ДЭЗ обязался оплачивать тепловую энергию на отопление для хозяйственных нужд жилищного фонда и тепловую энергию для отопления нежилых помещений в многоквартирных домах п. Депутатский (нежилые помещения в домах N 1,2,3,4,5,6,8,9,10,11,12,13,14,15,18) за расчетный период (месяц) в установленные контрактом срок, и штрафные санкции в порядке, указанном в разделе N 4 контакта.
Согласно пунктам 2.5.1, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4 муниципального контракта гарант обязался производить контроль за своевременной и полной оплатой ДЭЗ потребленной тепловой энергии; принять на себя обязательства ДЭЗ по оплате услуг по данному контракту в случае возникновения кредиторской задолженности у ДЭЗ перед Поставщиком; в соответствии со ст. 117 Бюджетного кодекса Российской Федерации включить в бюджет на 2011 год муниципальную гарантию по обязательствам ДЕЗ по настоящему договору в размере 38 180 577 руб.; ежемесячно согласовывать акты выполненных работ с Поставщиком, не позднее 5-ти дней с момента их представления.
Учет и порядок расчетов согласован сторонами в разделе 4 муниципального контракта.
Так, расчет количества потребляемой ДЕЗом тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленным на тепловом вводе ДЕЗа в соответствии с "Правилами" по учету тепловой энергии и теплоносителя". В случае установки контрольно - измерительных приборов (счетчиков) на системы теплоснабжения во время действия настоящего контракта, оплата по показаниям установленных приборов учета производится с момента комиссионного подписания контракта, оплата по показаниям установленных приборов учета производится с момента комиссионного подписания представителями сторон акта о вводе данных приборов в эксплуатацию. Снятие показаний и расчет по приборам учета тепловой энергии производится с 25 числа предыдущего по 24 число текущего месяца (пункт 4.1); расчет объемов потребленной тепловой энергии на отопление жилого фонда и нежилых помещений многоквартирных домов, при учете потребления тепловой энергии приборами учета, определяется в процентном отношении от занимаемых площадей на жилые и нежилые помещения (пункт 4.3); оплата производится не позднее 14 числа месяца, следующего за расчетным, согласно полученным счету-фактуре и акту выполненных работ. Счет-фактура и акт выполненных работ выставляются ДЕЗу не позднее 6-го числа, следующего за расчетным, с приложением расчетов по фактически потребленным объемам услуг. Расчетным периодом является месяц (с 25-го числа предыдущего по 24 число текущего месяца включительно) Сверка объемов фактически оказанных услуг и выставленных счетов-фактур производится ежемесячно до 20 числа месяца, следующего за расчетным (пункт 4.7).
Срок действия контракта установлен с 01.01.2011 по 31.12.2011 и вступает в действие с момента его подписания.
01 января 2011 года между открытым акционерным обществом "Сахаэнерго" (поставщик), Муниципальным учреждением "Дирекция Единого Заказчика", и Муниципальным образованием "Поселок Депутатский" "Гарант оплаты" также заключен муниципальный контракт N 73/2м 11 на отпуск горячей, холодной воды и прием сточных вод (далее муниципальный контракт от 01.01.2011 N 73/2м 11 (т. 1 л.д. 24-35).
Предмет муниципального контракта от 01.01.2011 N 73/2м 11: поставщик отпускает ДЕЗу (для нужд частного и муниципального жилищных фондов): горячую воду для ЦГВС в п. Депутатаский Приложение N 1; холодную воду для ХВС, в объемах, указанных в приложении N 2, которые являются неотъемлемыми частями контракта (пункт 1.1) Поставщик принимает от ДЕЗ (от частного и муниципального жилищных фондов): сточные воды в систему канализации по канализационным выпускам от всех источников (систем) водоснабжения в п.Депутатский в объеме, указанном в Приложении N 3, которое является неотъемлемой частью контракта. ДЕЗ оплачивает полученную холодную, горячую воду и сброшенную сточную воду, соблюдая условия и режим получения холодной, горячей воды и сброса сточных вод в канализацию.
Согласно пункту 2.2.1 муниципального контракта от 01.01.2011 N 73/2м 11 ДЕЗ обязался оплачивать холодную, горячую воду, и сброшенные сточные воды в систему канализации за расчетный период (месяц) в установленный контрактом срок, а также штрафные санкции в порядке, указанном в разделе 3 контракта.
Пунктами 2.3.2., 2.3, 2.3.4, 2.3.5, 2.3.6 муниципального контракта от 01.01.2011 N 73/2м 11 гарант обязался ежемесячно согласовывать акты выполненных работ с Поставщиком, не позднее 5-ти дней после их поступления; производить контроль за своевременной и полной оплатой ДЭЗ потребленной холодной, горячей воды и принятых от него сточных вод; принять на себя обязательства ДЭЗ по оплате холодной, горячей воды и приема сточных вод по данному контракту в случае возникновения кредиторской задолженности у ДЭЗ перед Поставщиком; в соответствии со ст. 117 Бюджетного кодекса РФ включить в бюджет на 2011 год муниципальную гарантию по обязательствам ДЕЗ по настоящему договору в размере 16 389 594 руб. (без НДС).
Приложениями N N 1,2, 3, 4 к муниципальному контракту от 01.01.2011 N 73/2м 11 согласован расчет потребности п. Депутатский на 2011 год в горячем, холодном воды, сточным водам с указанием количества домов муниципального образования (мкрн. Арктика, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27), количества проживающих в домах граждан, объемов потребности тепловой энергии на отопление, степени благоустройства домов, тарифов.
Учет и порядок расчетов согласован сторонами в разделах 3,5 муниципального контракта от 01.01.2011 N 73/2м 11.
Так, расчет учет количества израсходованной холодной, горячей воды производится по показаниям приборов учета, установленных у ДЕЗ и принятых в эксплуатацию представителями Поставщика (пункт 3.1); показания приборов учета передаются ДЕЗом Поставщику ежемесячно 25 числа текущего месяца. Расчетным периодом является месяц (с 25-го числа предыдущего месяца по 24 число текущего месяца включительно) (пункт 3.3).
Согласно пункту 5.1 оплата за потребленную холодную, горячую воду и принятые сточные воды за расчетный период производятся ДЕЗОМ 20 числа текущего месяца, в объеме, полученном от населения платежей. Окончательный расчет производится 10 числа месяца, следующего за расчетным, согласно выставляемому счету - фактуре и акту выполненных работ, с учетом произведенных ранее платежей. Расчетным периодом является календарный месяц. Счет-фактура и акт выполненных работ выставляется ДЕЗу не позднее 8-го числа следующего за отчетным месяцем, с приложением расчетов по фактически потребленным объемам услуг. Сумма ежемесячного платежа рассчитывается исходя из 1/12 годового начисления за водоснабжение и водоотведение. Ежемесячно, в срок окончательного расчета ДЕЗ представляет Поставщику информацию по проведенной работе с жильцами - неплательщиками, с указанием проведенных мероприятий, сроков и суммы образовавшейся задолженности. Сверка объемов фактически оказанных услуг и выставленных счетов-фактур производится ежемесячно до 20 числа следующего за отчетным.
Срок действия контракта установлен с 01.01.2011 по 31.12.2011 и вступает в действие с момента его подписания.
Ссылаясь на ненадлежащие исполнение ответчиками обязательств по оплате стоимости поставленных в спорный период коммунальных ресурсов, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции на основании статей 125, 210, 422, пунктом 1 статьи 432, статьей 539, пунктом 1 статьи 541, пунктами 1, 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 155, пунктом 2 статьи 15, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 4 статьи 14, пунктом 1 части 1 статьи 17, статьей 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации" пришел к выводу о недоказанности истцом факта принадлежности энергопринимающих устройств ответчику, недоказанности статуса МУ "ДЕЗ" исполнителя коммунальных услуг, размера исковых требований отказал в удовлетворении иска.
Четвертый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления, обеспечивать режим эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него, отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила названного параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Таким образом, статусом абонента в смысле статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации, который обязан в силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации производить оплату за потребленный ресурс, обладает лицо, владеющее энергопринимающим устройством.
Согласно пункту 4 Правил N307 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании положений раздела VIII Жилищного кодекса и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, собственнику помещения, находящегося в многоквартирном доме, предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
В соответствии с пунктом 5 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией.
Частью 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно абзацу 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано, орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей компании.
В абзаце 2 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ содержится положение о том, что ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, в случае если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления домом и органом местного самоуправления не проведен конкурс по выбору управляющей компании, лицом, отвечающим за содержание и ремонт данного дома, является организация, которая осуществляла указанные функции на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанная организация осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг (в том числе тепловой энергии).
Солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или законом (пункт 1 статьи 322 и пункт 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
Следовательно, в предмет судебного доказывания входит установление следующих обстоятельств: наличие или отсутствие у ответчика МУ "ДЕЗ" статуса управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг); наличие или отсутствие между истцом и ответчиками договорных отношений в спорный период; факт потребления тепловой энергии в горячей воде объектом ответчика, факт потребления воды в спорный период; количество принятых ответчиком коммунальных услуг; наличие у ответчика присоединенного к сетям истца энергопринимающего устройства и другого необходимого оборудования для передачи коммунального ресурса; стоимость переданного ресурса с учетом правильности примененных тарифов и произведенной оплаты правильность произведенного истцом расчета, наличие (отсутствие) оснований для установления солидарной ответственности ответчиков.
Из материалов дела следует, что между ОАО "Сахаэнерго" и МУ "Дирекция Единого Заказчика", муниципальным образованием "Поселок Депутатский" заключен муниципальный контракт N 73/1м 11.
Предметом муниципального контракта от 01.01.2011 N 73/1м 11 является поставка, потребление и оплата тепловой энергии в горячей воде на отопление для хозяйственных нужд жилищного фонда п. Депутатский в отопительный сезон 2011 г. и поставка, потребление тепловой энергии в горячей воде на отопление нежилых помещений в многоквартирных домах п. Депутатский (нежилые помещения в домах N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18) в соответствии с установленными объектами потребления теплоэнергии, согласно приложениям N 1, 1.1.
Приложением N 1 к муниципальному контракту от 01.01.2011 N 73/1 м 11 согласован расчет потребности тепловой энергии на отопление муниципального жилищного фонда п. Депутатский на 2011 год с указанием количества домов муниципального образования (мкрн. Арктика, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27), количества проживающих в домах граждан, объемов потребности тепловой энергии на отопление.
Срок действия контракта установлен с 01.01.2011 по 31.12.2011 и вступает в действие с момента его подписания.
01 января 2011 года между открытым акционерным обществом "Сахаэнерго" (поставщик), муниципальным учреждением "Дирекция Единого Заказчика", и муниципальным образованием "Поселок Депутатский" "Гарант оплаты" также заключен муниципальный контракт N 73/2м 11 на отпуск горячей, холодной воды и прием сточных вод.
Приложениями N N 1,2, 3, 4 к муниципальному контракту от 01.01.2011 N 73/2м 11 согласован расчет потребности п. Депутатский на 2011 год в горячем, холодном воды, сточным водам с указанием количества домов муниципального образования (мкрн. Арктика, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27), количества проживающих в домах граждан, объемов потребности тепловой энергии на отопление, степени благоустройства домов, тарифов.
Представленные истцом доказательства подтверждают, что МУ "ДЕЗ" фактически содержало и обслуживало в спорный период многоквартирные жилые дома, находящиеся в муниципальной собственности, а значит, исполняло договор управления многоквартирными домами муниципального жилого фонда (договор N 21-01-2011 от 10.02.2011 об организации исполнения муниципального заказа на оказание жилищно-коммунальных услуг) и было правомочно заключать договор поставки коммунальных ресурсов в муниципальные жилые дома.
Таким образом, у МУ "ДЕЗ" как организации действующей в интересах собственника - муниципального образования с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан в муниципальном жилом фонде, на основании муниципального контракта возникла обязанность по оплате стоимости коммунального ресурса потребленного жилыми (нежилыми) помещениями, находящиеся в муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, вывод суд первой инстанции о том, что МУ "ДЕЗ" не является исполнителем коммунальных услуг, является ошибочным. Однако данный вывод не привел к принятию неправильного решения, так как в данном случае объем потребленного коммунального ресурса истцом не доказан.
Из представленных в материалы дела поквартирных карточек следует, что жилые помещения, расположенные по адресам поселок Депутатский, мкрн. "Арктика": N 1 квартиры 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 11, 12, 16, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 30,31, 32, 37, -1, 37-2, 39, 40,42, 43, 44, 46,47,48, 52, 53, 55, 60, 61, 62,63; N 2 квартиры 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 44, 45, 46, 49,50, 51, 52,53, 54, 55, 56, 57, 58,59, 60, 61, 62, 63; N3 квартиры 1, 3, 4, 5, 8,9, 10, 11, 12, 13, 15,16, 17, 18, 21, 22, 23, 24, 26, 27,28,29,31, 33,35,36, 57,38, 39, 43, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 53, 54, 55, 57, 59, 60, 61, 62; N4 квартиры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 43, 45, 46, 50, 51, 52, 53, 54, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64; N5 квартиры 1,2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 1416, 18, 21, 23,26, 27, 28,29, 30,31,32, 33, 34, 35, 67,38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 49, 50, 52, 54, 57, 58, 60, 61, 62; N6 квартиры 3,4,5,6,7, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32; N8 квартиры 1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16,17, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 26, 27, 28, 29, 30, 31; N9 квартиры 1, 2, 3, 7, 8, 9, 10,11, 13, 14, 16, 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26,
27, 29, 30, 31, 32, 33, 34,35,36, 39, 41, 42, 43,44, 45,46,47,50, 51, 52, 54,55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63; N 10 квартиры 2, 3, 4, 5, 5а, 6, 7, 9, И, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 21, 22, 23,25,56, 27,
28, 29, 30, 31, 32; N 11 квартиры 2, 3, 4, 8,9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 25, 27, 28, 31, 32, 34, 35, 36,37, 39, 40, 42, 46, 47, 48, 49,52, 54, 55, 57, 58, 59,61,62,63,64; N 12 квартиры 4, 5, 6, 7, 8, 11,12, 13, 14, 15, 16, 19, 20, 24, 15, 26, 28, 29, 30,31,32, 35, 37,38 ; N 13 квартиры 1, 2, 3-1, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28,32,33 34, 36, 37, 39, 40,42, 44, 46, 47, 48, 52, 53, 55, 58, 59, 60, 62, 63, 64; N 14 квартиры 3,4, 5, 7, 8,9, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 24, 25, 26, 30, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 41, 42, 44, 45, 46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56 заселены физическими лицами.
Договоры социального найма жилых помещений в материалы дела не представлены.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.06.2006 N 6-П после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.
Суд первой инстанции правомерно указал, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность нанимателя жилого помещения по внесению платы за коммунальные услуги наймодателю.
Так как установить условия договоров социального найма жилых помещений, заключенных с физическими лицами, не представляется возможным, действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника муниципального жилищного фонда производить оплату задолженности нанимателей жилых помещений, собственников квартир по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в силу 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель обязан вносить плату за коммунальные услуги по тепловой энергии самостоятельно, что соответствует правовой позиции, изложенной в определении ВАС РФ от 15.12.011 N ВАС-15083/11.
Также из материалов дела следует, что жилые помещения расположенные по адресам поселок Депутатский, мкрн. "Арктика" по домам: N 1 квартиры 3, 4, 6, 13, 15, 17, 20, 21, 25, 29, 33, 34, 36, 38, 41, 45, 49, 50, 51, 54, 58, 59, 64, N 2 квартиры 5,9, 20, 21,26, 28, 31, 38, 41, 42, 43, 47, 48, 64, N 3 квартиры 6, 7,14, 19, 20, 25, 30 31, 32, 40, 41, 42, 46, 52, 56, 58, N 4 квартиры 9, 20, 26, 27,30, 31, 41, 42, 44, 47, 48, 49, 55, N 5 квартиры 3, 7, 15, 17, 19, 20, 22 24, 25, 36, 41, 47, 48, 51, 53, 55, 56, 59, 64, 23, 26, N 6 квартиры 1, 2, 8,10,11, 12, 20, 23, 26, N 8 квартиры 6,8, 20, 25, N 9 квартиры 4, 5, 6, 12, 15, 19, 28, 37, 38, 40, 48,49, 53, 57, 64, N 10 квартиры 8, 10, 20, 22, N 11 квартиры 1, 5, 6, 24 26, 30, 33, 38, 41, 43, 44, 45, 50, 51, 53, 56, 60, N 12 квартиры 2, 3, 9, 10, 17, 21, 22, 28, 27, N 13 квартиры 8, 13, 22, 25, 29, 30, 31, 35, 38, 41, 43, 45, 49, 50, 54,56, 57, 61, N 14 квартиры 1, 2, 6, 10, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 27, 28, 29, 31, 32, 39, 40, 43, 47, 50, 54,55, 57, 58, 59, 60, 63, N 15 квартиры 6, 7, 10, 15, 17, 20, 22, 23, 28, 32, 36, 42, 44, 47, 50, 51,52, 55, 63, N 18 квартиры 3, 4,5, 7, 8,9,10, 12,15,19, 20,21,23,30,34, 36, 39, 52, 54, 55, 57, 60, N21 квартиры 2, 4,6, 10, 14, 16,17,18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 30, 33, 34,35,36,41, 42,46, 47,50, 51,55,61,62,64, 65,66,68,69, 74, 75,77, 79,81,82,83,84, 85, 87, 88, 91, 95,99, 101, 104,106, N22 квартиры 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 15, 17, 18, 20, 22, 24, 29,30, 32,34, 35,38,40,41, 45,46,48,50, 52, N23 квартиры 1, 5, 13, 16, 18, 22,23, 27, 28, 29, 31 32, 33, 34, 37, 39, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 63, 64, 65, 66, 69, 70, 74, 75, 80, 81, 88, 89, 90, 92, 94, 96,97,99, 101, 103, 106, ПО, 113, N 24 квартиры 1, 3, 4, 6, 10, 13, 14, 15, 16, 18,20,30,31, 33, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 51, 52, 53, 55, N 25 квартиры 1, 4, 5, 7, 12, 13, 16, 22, 25, 27,28, 31, 33, 35, 38, 40, 44, 46, 49, 55, 56, 61, 62, 65, 69, 70, 73, 75,76, 79, 82, 83, 84, 87, 88, 90, 95, 97,99, 101, 104, 106, 111, 113, N26 квартиры 5, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15,21,22,23,27,28,30, 31, 34, 37, 45, 47, 50, 52, 53, 54,55, N27 квартиры 5,7, 9,10, 12, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 23, 24, 25, 26,30, 31, 35, 38, 40, 43, 44, 46, 52, 54, 56, 58, 61,62, 63, 69, 81, 82, 84, 85,88, 92, 96 101, 104, 105, 106,108, 111, имеют собственников.
Исходя из положений пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя содержания общего имущества.
В отношении солидарной ответственности апелляционный суд приходит к следующему.
Солидарная обязанность (ответственность) возникает, если солидарность обязанности предусмотрена договором или законом (пункт 1 статьи 322 и пункт 1 статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации). При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.
В силу пункта 2 статьи 322 названного Кодекса обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга (пункт 1 статьи 323 ГК РФ).
Деятельность муниципального образования по исполнению обязанностей в целях организации теплоснабжения населения не может расцениваться в качестве предпринимательской. Вышеуказанные муниципальный контракты не содержат условия о том, что муниципальное образование приняло на себя обязательство по несению солидарной ответственности.
Следовательно, оснований для возложения на муниципальное образование солидарной ответственности не имеется.
Поскольку совокупность обстоятельств, входящих в предмет доказывания по настоящему делу, материалами дела не подтверждена, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности отказа в иске.
Аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, однако они признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь его отмену, судом апелляционной инстанции не установлено в связи с чем, решение по делу подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 июля 2012 года по делу N А58-725/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
К.Н. Даровских |
Судьи |
О.А. Куклин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-725/2012
Истец: ОАО "Сахаэнерго"
Ответчик: Муниципальное учреждение "Администрация Муниципального образования "Поселок Депутатский", Муниципальное учреждение "Дирекция Единого Заказчика" МО "Усть-Янский улус"