Налоговый аудит
В последние годы в России все большее распространение получает дистанционный контроль налоговых органов, во многом аналогичный камеральным проверкам.
Дистанционный контроль - форма внутреннего аудита работы налоговых органов (без выезда на место) за своевременным исполнением мер по устранению выявленных аудиторской проверкой нарушений и недостатков.
Основными задачами внутреннего аудита являются обеспечение выполнения налоговыми органами требований нормативных актов при осуществлении налогового администрирования; оценка фактического состояния работы налогового органа в целом и основным направлениям его деятельности.
Объекты дистанционного контроля - управления ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня, в которых проведена аудиторская проверка.
Аудит налоговых органов организуют и проводят Управление контроля налоговых органов ФНС России, отделы контроля налоговых органов управлений ФНС России по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам.
Основным видом внутреннего аудита налоговых органов являются их выездные проверки (комплексные и тематические).
Письмом ФНС России от 27.10.05 г. N САЭ-6-12\911 " О порядке проведения оценки качества проверок налоговых органов" до налоговых органов доведены Методические указания о порядке проведения оценки качества внутреннего аудита налоговых органов.
Качество проверки оценивается по следующим направлениям:
- соответствие выполненных процедур требованиям актов ФНС России, устанавливающих порядок проведения проверок; соответствие содержания акта проверки, справок проверки направлений деятельности налоговых органов требованиям нормативных правовых актов;
- результативность проведенной проверки;
- корректность проведения проверки работниками проверяющей группы.
В связи с этим, заслуживает особого внимания действующая в Германии система балльной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Балльный нормативный показатель является средством для осуществления служебного или специального надзора, главным образом со стороны руководителей отделов налоговых проверок.
Сущность балльной оценки состоит в следующем. В зависимости от категории каждого проверенного предприятия (исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности), налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов (от 1 до 8). При этом за отчетный год каждый инспектор должен набрать, как минимум, 34 балла, что является основанием для начальника сделать вывод о его служебном соответствии. По истечении финансового года руководитель отдела налоговых проверок делает заключение о том, имеются ли основания при значительном отклонении результатов работы конкретного налогового инспектора от нормативного показателя, критически рассмотреть деятельность данного налогового работника и принять соответствующие организационные меры. Кроме того, балльный норматив служит основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
В отличие от налогового контроля Германии в Соединенных Штатах Америки существует три вида налоговых проверок:
- заочная (проводится путем направления документов в Контрольное управление Службы внутренних доходов);
- камеральная (проводится по месту нахождения СВД);
- выездная (проводится по месту нахождения налогоплательщика) .
Выбор вида налоговой проверки зависит от комплекса и сложности поставленных вопросов.
Камеральные проверки проводятся в СВД налоговыми аудиторами. В инициативном письме, направляемом налогоплательщику, содержится просьба о встрече с налоговым аудитором в офисе СВД. Как правило, в таком письме указывается, какие конкретно документы должен представить налогоплательщик налоговому аудитору.
Выездные налоговые проверки предназначены для оценки наиболее сложных налоговых деклараций физических и юридических лиц и проводятся в месте осуществления налогоплательщиком своей деятельности. Выездные проверки предполагают комплексный анализ правильности и полноты уплаты нескольких видов налогов. Подобные проверки проводят налоговые инспекторы, которые по сравнению с налоговыми аудиторами являются более опытными и квалифицированными специалистами.
При проведении налоговых проверок сотрудники СВД вправе: анализировать документы бухгалтерского учета и отчетности; вызывать любое лицо и получать необходимые свидетельские показания.
Время и место проведения налоговой проверки определяет СВД с учетом конкретных обстоятельств.
Начиная с 2006 г. в инспекциях Орловской области функционируют отделы налогового аудита. Эти подразделения в системе налоговых органов созданы с целью сокращения обращений налогоплательщиков в суды, урегулирования споров в досудебном порядке.
В 2006 г. отделами налогового аудита было принято 115 решений по жалобам и заявлениям физических и юридических лиц. Удовлетворено более 40% общего числа жалоб налогоплательщиков. В основном это жалобы по камеральным проверкам.
Отделы рассматривают налоговые споры на двух стадиях. Во-первых, это возражения налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверок (это основная работа отделов в инспекциях). И, во-вторых, жалобы на действия (бездействие) налоговых органов, а также на ведомственные акты ненормативного характера. Кроме того, отделы налогового аудита ведут аналитическую работу по выявлению причин возникновения налоговых споров. Чаще всего обжалуются решения, вынесенные по итогам выездных и камеральных проверок. Поправки, внесенные в НК РФ Федеральным законом N 137 от 27.07.06 г., значительно повлияли на порядок взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков при наличии спорной ситуации.
Раньше в налоговом законодательстве процедура представления и рассмотрения письменных возражений была регламентирована только в отношении выездных налоговых проверок. Теперь все споры по результатам как камеральных, так и выездных проверок могут быть урегулированы на стадии рассмотрения возражений. Материалы всехпроверок (а не только выездных, как раньше) оформляются актом. Налогоплательщики имеют право представить свои возражения в течение 15 дней с момента его получения. Они также вправе присутствовать при рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения.
В НК РФ с 1 января 2007 г. внесено новое понятие - апелляционная жалоба. Как и обычная, она принимается в письменном виде, но отличается сроками и порядком представления. Срок подачи жалобы - в течение 10 дней с момента получения решений, апелляционную жалобу налогоплательщик заявляет в инспекцию, которая вынесла решение.
Обращение в отдел налогового аудита будет рассмотрено в течение месяца, по решению руководителя инспекции этот срок может быть продлён на 15 рабочих дней. Причём апелляционную жалобу можно подать только по результатам выездных и камеральных проверок - в отношении других контрольных мероприятий инспекций подача такой жалобы не предусмотрена. Если в настоящее время наряду с жалобой в отдел налогового аудита можно обратиться и в суд, то уже с 2009 г. этот порядок изменится: обжаловать решение в суде можно будет только после того, как налогоплательщик пройдет процедуру досудебного разбирательства в Управлении ФНС России.
В соответствии с законом N 137-ФЗ от 27.07.06 г. изменены правила проведения налоговых проверок с 01.01.07г. Теперь, например, при камеральной проверке налоговый орган не вправе истребовать у плательщика дополнительные сведения и документы. Истребование документов при камеральной проверке возможно только в трёх случаях: при подтверждении права на налоговые льготы, при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога, и при проверке декларации по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.
Существенно изменён порядок проведения выездной налоговой проверки. Теперь в течение года нельзя проверить одного плательщика более двух раз (сверх этого ограничения возможна проверка только по решению руководителя налоговой службы). Срок выездной проверки -два месяца. Но при необходимости он может быть продлён до четырёх месяцев, в исключительных случаях - до шести (только по решению ФНС России). Срок исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проверке. Кроме того, налоговики получили право приостанавливать проверку на срок до шести месяцев, в исключительных случаях - до девяти. С 2007 г. выездная проверка может быть проведена и на территории налогового органа, если у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение.
В начале 2007 г. ФНС России направила в территориальные управления письмо с перечнем критериев, по которым фирмы могут быть отнесены к "однодневкам", а значит, подлежат налоговому контролю в первую очередь. В частности, определены следующие признаки неблагонадёжности компании с точки зрения налоговиков:
- если по адресу регистрации компании уже зарегистрированы 10 и более фирм;
- адреса регистрации компании не существует;
- физическое лицо является заявителем, учредителем или руководителем 10 и более компаний;
- компания зарегистрирована с организационно-правовой формой ООО;
- компания не предоставила информацию об открытии счетов в банке;
- не сдает отчетность в органы статистики;
- не сдает декларации по налогам в инспекцию;
- представляет "нулевую" налоговую или бухгалтерскую отчетность в течение одного или нескольких налоговых периодов;
- предъявляет к возмещению значительные суммы налогов;
- по итогам предыдущих выездных или камеральных проверок компании выявлены факты неуплаты или неполной уплаты налога и другие признаки.
В случае неисполнения налогоплательщиком в установленные сроки обязанности по уплате налога производится арест имущества (ст. 77 НК РФ).
Следует отметить, что с 1 января 2007 г. ст. 77 НК РФ не претерпела каких - либо существенных изменений, за исключением одного - с 1 января 2007 г. арест имущества может быть применен для обеспечения исполнения обязанности по уплате не только налогов, но также пеней и штрафов.
Таким образом, не доводя дела до суда, необходимо, на наш взгляд, своевременное обращение налогоплательщиков в отдел налогового аудита по материалам проверок, что позволит значительно сэкономить денежные средства на судебные издержки (госпошлина и т.д.).
Л.И. Ковалева,
доцент кафедры финансов, кредита и налогообложения ОРАГС,
кандидат экономических наук,
О.И. Базилевич,
доцент кафедры бюджета и налогообложения филиала
ВЗФЭИ в г. Орле, кандидат экономических наук
"Финансы", N 10, октябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансы"
Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал. Издается с 1926 г.
Учредители - Министерство финансов Российской Федерации и ООО "Книжная редакция "Финансы"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24300 от 27 апреля 2006 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-4427, 699-4333, 699-4385
тел./факс: 8 (495) 699-9616
Internet: http://www.finance-journal.ru/
Подписные индексы
"Роспечать" - 71027, 73442
"Пресса России" - 45493, 39414