г. Пермь |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А60-24472/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управление рабочего снабжения Северского трубного завода" (ОГРН 1056601622417, ИНН 6626014900): Гриценко Т.М., предъявлен паспорт, доверенность от 06.06.2012, Шайханов С.Б., предъявлен паспорт, доверенность от 14.09.2012,
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (ОГРН 1116674014775, ИНН 6679000019): представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 27 июля 2012 года по делу N А60-24472/2012,
принятое судьей Гаврюшиным О.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление рабочего снабжения Северского трубного завода"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление рабочего снабжения Северского трубного завода" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области (далее - Инспекция, административный орган) от 18.05.2012 N 03/39-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в идее штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.07.2012 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Инспекции, суд при вынесении решения ошибочно сослался на пункты 1.2, 1.3 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение N 373-П), так как Обществом не открыты расчетные счета для обособленных подразделений. Указывает на то, что на основании п. 6.1 Положения Общество должно ежедневно отражать в кассовой книге организации все кассовые операции, Обществом не оприходована выручка за 21.03.2012.
Представители Общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на недоказанность в действиях Общества состава административного правонарушения.
Налоговый орган надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей налогового органа.
Кроме того, до начала рассмотрения настоящего дела Инспекцией заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии ее представителя, принятое судом апелляционной инстанции в порядке ч. 2 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 22.04.2011 по 10.05.2012 должностными лицами Инспекции на основании поручения заместителя руководителя Инспекции от 21.03.2012 N 03/590 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации о порядке работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники. По результатам проверки составлен акт от 10.05.2012 N 03/39 (т. 1 л.д.19-25).
В ходе проверки проверяющими установлен факт нарушения Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившийся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности за 21.03.2012, полученной с применением ККТ, в день ее получения на сумму 60 651, 41 руб.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Общества составлен протокол от 10.05.2012 N 03/39-1 об административном правонарушении (т. 2 л.д. 5-9), и вынесено постановление от 18.05.2012 N 03/39-1 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 руб. (т.1 л.д. 15-18).
Не согласившись с указанным постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного постановления незаконным и его отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества события административного правонарушения.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П, зарегистрированном в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394 (далее - Положение N 373-П).
Согласно п. 1.2 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее - обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или Центральном банке Российской Федерации (далее - банк) открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном настоящим Положением для юридического лица.
В силу п. 1.8 и п. 1.9 Положения N 373 кассовые операции, проводимые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы). Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации.
В соответствии с п. 6.1 Положения N 373-П юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе: внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения; хранение на банковских счетах в банках свободных денежных средств, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 настоящего Положения.
Согласно раздела 5 Положения N 373-П, предусматривающего порядок ведения кассовой книги, для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги. Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Обособленное подразделение после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня передает лист кассовой книги 0310004 за этот рабочий день не позднее следующего рабочего дня юридическому лицу. В случае оформления кассовой книги 0310004 на бумажном носителе обособленным подразделением передается отрывной второй экземпляр листа кассовой книги 0310004, а в случае оформления кассовой книги 0310004 с применением технических средств - распечатанный на бумажном носителе второй экземпляр листа кассовой книги 0310004. Передача обособленным подразделением листа кассовой книги 0310004 юридическому лицу может осуществляться в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В этом случае передача листа кассовой книги 0310004 на бумажном носителе осуществляется в соответствии с правилами документооборота, утвержденными юридическим лицом.
Административным органом установлено и материалами дела подтверждается, что по данным фискальных отчетов контрольно-кассовой техники выручка, полученная подразделениями организации (закусочная "Изумруд", буфет N 2 столовой N 11, закусочная "Бистро", буфет Дворца спорта, кафе "Ностальжи") за 21.03.2012 составила 60 651, 41 руб.
Материалами дела подтверждается, что 21.03.2012 кассирами подразделений Общества надлежащим образом составлены приходные кассовые ордера и заполнены листы кассовой книги на указанную сумму выручки за 21.03.2012 (л.д. 26-37).
Однако по данным кассовой книги организации за 21.03.2012 (л.д. 53) выручка по указанным подразделениям не отражена, что, по мнению административного органа, свидетельствует о том, что 21.03.2012 Обществом нарушен порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, допущено неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ, в день ее получения на сумму 60 651, 41 руб.
Между тем, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что административным органом ни в акте проверки, ни в оспариваемом постановлении о привлечении Общества к административной ответственности не установлено, отражены ли данные денежные средства в кассовой книге юридического лица не позднее следующего рабочего дня (22.03.2012) с учетом положений п. 5.6 Положения N 373-П, соответствующие документы в материалах дела отсутствуют. Следовательно, административным органом надлежащим образом не установлено и не доказано нарушение Обществом требований Положения N 373-П.
Доводы апелляционной жалобы Инспекции подлежат отклонению в силу вышеизложенного.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным и отменил постановление Инспекции от 18.05.2012 N 03/39-1 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 июля 2012 года по делу N А60-24472/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-24472/2012
Истец: ООО "Управление рабочего снабжения Северского трубного завода"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N25 по Свердловской области