г. Москва |
|
04 10 2012 г. |
Дело N А40-86554/11-84-503 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Веклича Б.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
помощником судьи Шимкус М.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области, Правительства Амурской области, Министерства здравоохранения Амурской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2011 г.
по делу N А40-86554/11-84-503, принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению: Правительства Амурской области, Министерства здравоохранения
Амурской области, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области,
к ответчику: Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: Муниципальное учреждение здравоохранения "Тындинская городская
стоматологическая поликлиника", НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында"
ОАО "РЖД"; Депутата 1 избирательного округа г. Тында Е.П. Рючина; Мирончик
О.А.; Авакжанян Г.С.; Борисов Т.П.
о признании незаконными и отмене решения по делу N 1 16/70-11 от 04.07.11 о
нарушении антимонопольного законодательства, предписания от 04.07.11 по делу N 1
16/70-11 о нарушении антимонопольного законодательства
при участии:
от заявителей:
от Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области - Кривошеин Ю.И. - по доверенности N 01-06-1331 от 23.07.2012;
от Правительства Амурской области - Щербаков А.Г. - по доверенности N 01-13-4790 от 14.10.2011;
от Министерства здравоохранения Амурской области - не явился, извещен;
от ответчика: Огневская Д.В. - по доверенности N ИА/5185 от 22.02.2012; Ковалев А.В. - по доверенности N ИА/26032 от 13.08.2012;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось Правительство Амурской области о признании незаконными и отмене решения Федеральной антимонопольной службы по делу N 116/70-11 от 04.07.2011 г. о нарушении антимонопольного законодательства, предписания от 04.07.2011 по делу N 1 16/70-11 о нарушении антимонопольного законодательства.
Определением от 26.09.2011 г. по делу N А40-92568/11-17-808 дела NN А40-86554/11-84-503, А40-92568/11-17-808 по заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Амурской области к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным решения и предписания от 04.07.2011 по делу N 1 16/70-11 и А40-102850/11-21-889 по заявлению Министерства здравоохранения Амурской области к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным решения N1 16/70-11 от 04 июля 2011 и Предписания N1 16/70-11 от 04 июля 2011 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу номера А40-86554/11-84-503.
В качестве третьих лиц привлечены Муниципальное учреждение здравоохранения "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД"; Депутата 1 избирательного округа г. Тында Е.П. Рючина; Мирончик О.А.; Авакжанян Г.С.; Борисов Т.П.
Решением суда от 30.12.2011 г. в удовлетворении заявления Правительства Амурской области, Министерства здравоохранения Амурской области, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области о признании незаконными и отмене решения Федеральной антимонопольной службы России по делу N 1 16/70-11 от 04.07.2011 о нарушении антимонопольного законодательства, а также предписания Федеральной антимонопольной службы России от 04.07.2011 г. по делу N 1 16/70-11 о нарушении антимонопольного законодательства отказано. При этом суд исходил из того, что антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что подписание рассматриваемого протокола носит характер действия, свидетельствующего о достижении указанными лицами соглашения, которое имеет (может иметь) в качестве последствий создание препятствий в доступе на товарный рынок.
С решением суда не согласились заявители - Правительство Амурской области, Министерство здравоохранения Амурской области, Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области и обратились с апелляционными жалобами.
Правительство Амурской области просит решение суда отменить и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что первоначально установленный размер объемов медицинской помощи для медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством РФ и Амурской области, не может влиять на право граждан на выбор этих медицинских организаций. Заявителем представлены дополнения по апелляционной жалобе.
Министерство здравоохранения Амурской области просит решение суда отменить и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что расчет объемных показателей на 2011 год (количество койко - дней, посещений, пациенто - дней) в рамках программы ОМС произведен на основании численности застрахованного населения.
Территориальный Фонд обязательного медицинского страхования Амурской области просит решение суда отменить и удовлетворить требования. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что наибольшее значение при разработке заданий (объемов медицинской области) на следующий год имеет значение реализация планового объема медицинской помощи.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционных жалоб и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что действия Министерства здравоохранения Амурской области, Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Амурской области по формированию территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2011 г., а также, действия Правительства Амурской области по утверждению данной программы, не учитывающей права страховых медицинских организаций свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования ограничивают доступ медицинских организаций частной формы собственности на рынок медицинских услуг, оказываемых в рамках программы.
Представители заявителя (Министерство здравоохранения Амурской области) и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением N 1 16/70-11 от 04.07.2011 ФАС России Министерство здравоохранения Амурской области и ТФОМС Амурской области признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части подписания протокола согласования объемов оказания медицинской помощи (задания) на 2011 г. для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД".
Кроме того, Правительство Амурской области признано нарушившим п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, в части утверждения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Амурской области на 2011 год, содержащей дискриминационные условия в отношении НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД".
Одновременно с вынесенным решением ФАС России вынесены предписания N 1 16/70-11 следующего характера.
Правительству Амурской области прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: привести в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации процедуру по распределению объемов оказания медицинской помощи населению г. Тынды на 2011 год между муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская центральная районная больница", муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", негосударственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" по программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи с соблюдением прав граждан на выбор медицинского учреждения;
Внести изменения в постановление Правительства Амурской области от 30.12.2010 N 748 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год" по итогам выполнения пункта 1 настоящего Предписания.
Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Амурской области прекратить нарушение пунктов 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: привести в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации процедуру распределения объемов оказания медицинской помощи населению г. Тынды на 2011 год между муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская центральная районная больница", муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", негосударственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" по программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи с соблюдением прав граждан на выбор медицинского учреждения.
Министерству здравоохранения Амурской области прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно: привести в соответствие с антимонопольным законодательством Российской Федерации процедуру по распределению объемов оказания медицинской помощи населению г. Тынды на 2011 год между муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская центральная районная больница", муниципальным учреждением здравоохранения "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", негосударственным учреждением здравоохранения "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" по программе государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи с соблюдением прав граждан на выбор медицинского учреждения;
Подготовить изменения по внесению изменений в постановление Правительства Амурской области от 30.12.2010 N 748 "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год" по итогам выполнения пункта 1 настоящего Предписания.
О выполнении Предписаний предлагалось сообщить в антимонопольный орган в срок не позднее 40 рабочих дней с момента вступления в силу решения Комиссии ФАС России по рассмотрению дела N 1 16/70-11 о нарушении антимонопольного законодательства от 04.07.2011.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства, а также предупреждает монополистическую деятельность.
Согласно подпункту 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение о ФАС России), ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Согласно части 1 статьи 23 и части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный органа возбуждает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения которых принимает решения и выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу п. 1 Приказа ФАС РФ от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу).
Таким образом, оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции, определенной указанными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что ТФОМС Амурской области письмом от 13.08.2010 N 01-02/3-1623 направил в адрес начальников гор(рай)здравотделов, главных врачей лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ), работающих в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), запрос о предоставлении предложений по планируемым ЛПУ на 2011 год объемам медицинской помощи в целях формирования и обоснования Территориальной программы ОМС на 2011 г.
Письмом от 10.09.2010 N 1793 НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" в ответ на письмо ТФОМС Амурской области направило предложения по планируемым объемам оказания гражданам Амурской области медицинской помощи на 2011 г. за счет средств ОМС (стационарная помощь - 3 974 госпитализаций; амбулаторно-поликлиническая помощь - 173 457 посещений; стационарозамещающая помощь - 12 590 дней пребывания; стоматологическая помощь - 47 400 условных единиц трудоемкости (далее - УЕТ).
Совместным информационным письмом от 11.10.2010 Министерства здравоохранения Амурской области N 01А-11321 и ТФОМС Амурской области N 2171 было сообщено о проведении в период с 12.10.2010 по 21.10.2010 заседания комиссии по разработке государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населении (далее - Комиссия) Амурской области бесплатной медицинской помощи.
Совместным приказом Министерства здравоохранения Амурской области и ТФОМС Амурской области от 29.01.2008 N 35/28 "О комиссии по разработке государственных (муниципальных) заданий по обеспечению государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи и контролю за их реализацией" утвержден состав Комиссии, в который вошли представители Министерства здравоохранения Амурской области и ТФОМС Амурской области.
Положением о Комиссии установлено, что Комиссия рассматривает предложения по объемам медицинской помощи, определяет их соответствие, а также разрабатывает задания. Министерство совместно с Фондом устанавливает и доводит задания на очередной год до руководителей гор(рай)здравотделов и главных врачей медицинских учреждений.
В соответствии с Протоколом согласования объемов оказания медицинской помощи (задания) на 2011 г. от 19.10.2010 N 67 (далее - Протокол N 67) для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" согласованы объемы оказания медицинской помощи населению городов и районов области по программе государственных гарантий оказания населению Амурской области медицинской помощи: стационарная помощь - 797 госпитализаций; амбулаторно-поликлиническая помощь - 30 362 посещений; стационарозамещающая помощь - 1 674 дней пребывания; стоматологическая помощь - 37 800 УЕТ.
Таким образом, согласованные объемы по отношению к заявленным Учреждением по стационарной помощи занижены в 5 раз, амбулаторно-поликлинической помощи - 6 раз, стационарозамещающей помощи - 8 раз, стоматологической -1,25 раз.
Письмом от 28.10.2010 N 2118 НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" обратилось в адрес Министерства здравоохранения Амурской области и письмом от 28.10.2010 N 2117 в адрес ТФОМС Амурской области с просьбой вернуться к вопросу установления задания на 2011 год по г. Тында с учетом интересов застрахованных, сохранив за ними право выбора лечебного учреждения.
Данными письмами НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" направлены предложения по новым объемам медицинской помощи в целях установления задания на 2011 г. (стационарная помощь - 2 176 госпитализаций; амбулаторно-поликлиническая помощь 110 643 посещений; стационарозамещающая помощь - 4 286 дней пребывания; стоматологическая помощь-37 800 УЕТ).
Из писем также следует, что по состоянию на 28.10.2010 к НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" прикреплено по личным заявлениям граждан 15 297 человек, в том числе 4 555 детей.
Из писем Министерства здравоохранения Амурской области (от 26.01.2011 N 06- 555) и ТФОМС Амурской области (от 02.12.2010 N 01-02-2654), направленных в адрес НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД", следует, что при распределении объемов между НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" и муниципальными учреждениями здравоохранения Комиссия руководствовалась Постановлением N 2776, в связи с чем отсутствует возможность принять к рассмотрению предложенные НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" объемы медицинской помощи на 2011 г.
Повторное предложение НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" по объемам медицинской помощи на 2011 год Комиссией не рассматривалось.
Территориальная программа утверждена постановлением Правительства Амурской области от 30.12.2010 N 748, в соответствии с которой объемы медицинской помощи на территории г. Тында распределены следующим образом: МУЗ "Тындинская центральная районная больница" стационарная помощь - 5 701 госпитализация; стационарозамещающая помощь - 1 948 выбывших пациентов амбулаторно-поликлиническая помощь - 220 957 посещений стоматологическая помощь - 0 УЕТ; НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" стационарная помощь - 797 госпитализаций; стационарозамещающая помощь - 190 выбывших пациентов амбулаторно-поликлиническая помощь - 30 362 посещения стоматологическая помощь - 37 800 УЕТ; МУЗ "Тындинская городская стоматологическая поликлиника" стационарная помощь - 0 госпитализаций; стационарозамещающая помощь - 0 выбывших пациентов амбулаторно-поликлиническая помощь - 0 посещений стоматологическая помощь - 4 800 УЕТ.
Объемы, предусмотренные Территориальной программой для Учреждения, соответствуют объемам, установленным Протоколом N 67.
Из анализа нормативов объемов медицинской помощи, распределенных между учреждениями здравоохранения по г. Тында в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания населению Амурской области бесплатной медицинской помощи на 2010, 2011 годы (постановления Правительства Амурской области от 30.12.2009 N 637, от 30.12.2010 N 748), следует, что в 2011 году по отношению к 2010 году сокращены выделяемые объемы для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" и увеличены для МУЗ "Тындинская центральная районная больница".
Так, для МУЗ "Тындинская центральная районная больница" увеличились объемы по стационарной помощи с 5 151 до 5 701 (число госпитализаций), по амбулаторно-поликлинической помощи со 180 000 до 220 957 (количество посещений), по стационарнозамещающей помощи с 13 727 до 14 288 (пациентодни). Для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" сокращение - по стационарной помощи с 1 135 до 797 (число госпитализаций), по амбулаторно-поликлинической помощи со 122 300 до 30 362 (количество посещений), по стационарнозамещающей помощи с 3 199 до 1 581 (пациентодни).
Статьей 1 Закона N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 4 Закона N 1499-1 медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение).
Договор медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ОМС.
В соответствии со статьями 14, 15 Закона N 1499-1 страховыми медицинскими организациями выступают юридические лица, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и которые имеют право свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, обязаны заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС.
Согласно статье 6 Закона N 1499-1 граждане Российской Федерации имеют право на выбор медицинской страховой организации, медицинского учреждения и врача в соответствии с договором ОМС, получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора.
В соответствии со статьей 20 Закона N 1499-1 медицинские учреждения в системе медицинского страхования являются самостоятельно хозяйствующими субъектами и строят свою деятельность на основе договоров со страховыми медицинскими организациям.
Согласно статье 23 Закона N 1499-1 договор на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) представляет собой договор, по которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования.
В силу статьи 26 Закона N 1499-1 отношения субъектов медицинского страхования регулируются настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами, а также условиями договоров, заключенных между субъектами медицинского страхования.
Согласно статье 23 Закона N 1499-1 лечебно-профилактическая помощь является медицинской услугой и, соответственно договор на предоставление лечебно-профилактической помощи является договором услуг, регулируемым положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, из чего следует, что субъекты медицинского страхования выполняют обязательства по заключенному договору в соответствии с законодательством Российской Федерации. Аналогичная норма установлена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 20 Закона N 1499-1 медицинскую помощь в системе медицинского страхования оказывают медицинские учреждения любой формы собственности; в свою очередь, в соответствии со статьей 2 данного Закона медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензию лечебно - профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно.
Из этого следует, что субъектом отношений по расходованию средств Фонда обязательного медицинского страхования и участником этих отношения может быть медицинское учреждение любой организационно-правовой формы и формы собственности на основании договоров со страховыми медицинскими организациями.
В связи с этим именно страховые медицинские организации при организации ими предоставления медицинской помощи конкретному застрахованному лицу (гражданину) осуществляют выбор медицинских организаций любых форм собственности.
Поскольку финансирование обязательного медицинского страхования осуществляется в основном в рамках программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включение медицинского учреждения в Перечень медицинских учреждений, работающих в системе ОМС, является обязательным условием возможности выполнения медицинским учреждением взятых на себя обязательств по договору оказания медицинских услуг в системе ОМС.
Таким образом, необоснованное включение одних медицинских учреждений в указанный перечень и отказ во включении других медицинский организаций в указанный перечень создает неравные условия для субъектов одного и того же рынка медицинских услуг и соответственно ограничивает конкуренцию.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан установлено, что гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь (часть 1 статьи 20.1 Основ).
В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 20.1 Основ).
Согласно статье 22 Закона N 1499-1 базовую программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство здравоохранения Российской Федерации и утверждает Совет Министров Российской Федерации (Правительство Российской Федерации); на основе базовой программы Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что действия Министерства здравоохранения Амурской области по формированию Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2011 год, а также действия Правительства Амурской области по утверждению данной Программы, не учитывающей права страховых медицинских организаций свободно выбирать медицинские учреждения для оказания медицинской помощи и услуг по договорам медицинского страхования, ограничивают доступ медицинских организаций частной формы собственности на рынке медицинских услуг, оказываемых в рамках Программы.
Довод Правительства Амурской области относительно отсутствия нарушения прав и законных интересов НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" ввиду возможности скорректировать соответствующие объемы оказания медицинской помощи обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку исходя из представленных в материалы дела документов и сведений, на момент обращения НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД" с заявкой на включение в Территориальную программу с указанием объемов медицинской помощи, определенных с учетом количества прикрепленных застрахованных лиц, указанные сведения заявителями учтены не были, что влечет невозможность осуществления корректировки установленных организаций объемов медицинской помощи.
При этом, пунктом 123 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила ОМС) установлены условия, при которых возможно осуществление корректировки установленных организации объемов медицинской помощи: учет права граждан на выбор врача; количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинской организации, оказывающей амбулаторную медицинскую помощь, и показателей объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов, условий оказания медицинской помощи и врачебных специальностей; показатели объемов медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей медицинской помощи, врачебных специальностей, видов и условий ее оказания медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц.
Статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект поставлен в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят к установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, действия Правительства Амурской области по утверждению Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Амурской области на 2011 год, содержащей дискриминационные условия в отношении НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД", носят характер рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными внебюджетными фондами, если такие соглашения приводят к разделу товарного рынка по объему продажи товаров и ограничению доступа на товарный рынок хозяйствующих субъектов.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Таким образом, Закон о защите конкуренции устанавливает специальные требования к определению соглашения, как волеизъявления хозяйствующих субъектов, отличные от содержащихся в ГК РФ.
С учетом изложенного, выводы ФАС России о том, что Министерство здравоохранения Амурской области и ТФОМС Амурской области признаны нарушившими пункты 3, 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части подписания протокола согласования объемов оказания медицинской помощи (задания) на 2011 г. для НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД", являются обоснованными.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
В соответствии со ст.104 АПК РФ Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Амурской области подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.12.2011 г. по делу N А40-86554/11-84-503 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному Фонду обязательного медицинского страхования Амурской области из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-86554/2011
Истец: Министерство здравоохранения Амурской обл, Правительство Амурской области, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Амурской области
Ответчик: Федеральная антимонопольная служба, Федеральная антимонопольная служба России
Третье лицо: Авакжанян Г. С., Борисов Т. П., Г.С.Авакжанян, Депутат 1 избирательного округа г. Тында Е. П.Рючина, Министерство здравоохранения Амурской области, Мирончик О. А., МУЗ "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", МУП "Тындинская городская стоматологическая поликлиника", НУЗ "Отделенческая больница на ст. Тында" ОАО "РЖД", НУЗ "Отделенчиская больница на ст.Тында" ОАО "РЖД", О.А.Мирончик, Т.П.Борисов, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Амурской области