г. Санкт-Петербург |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А56-26879/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 октября 2012 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ю.А.Беляевой
при участии:
от истца (заявителя): не явился (извещен)
от заинтересованных лиц: предст. Демичев А.А.- доверенность N 12 от 11.01.2012
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15289/2012) ОАО "Кингисеппский Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.06.2012 по делу N А56-26879/2012 (судья Семенова И.С.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Кингисеппский Водоканал"
к 1) Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах,
2) Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
открытое акционерное общество "Кингисеппский Водоканал" (ОГРН 1084707001565; место нахождения: Ленинградская область, г. Кингисепп, ул. Малая, д. 5) (далее - ОАО "КВК", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах от 27.04.2012 N 47-07-54-12 о привлечении к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 08.06.2012 в удовлетворении заявленного обществом требования отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вмененного правонарушения.
В апелляционной жалобе ОАО "КВК" просит решение суда от 08.06.2012 отменить и принять по делу новый судебный акт, которым признать незаконным оспариваемое постановление. По мнению подателя жалобы, ОАО "КВК" не является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статей 8.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
ОАО "КВК", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило. От общества поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей ОАО "КВК". В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ОАО "КВК".
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах на основании распоряжения от 20.02.2012 N 231 проведена плановая выездная проверка ОАО "КВК" на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки установлено и отражено в акте проверки от 04.04.2012 N 231, что ОАО "КВК" осуществляет отведение сточных вод от жилых домов в деревне Кошкино (канализационная насосная станция и канализационная сеть деревни Кошкино переданы в аренду обществу на основании договора аренды N 03 от 23.12.2008 с Администрацией муниципального образования "Большелуцкое сельское поселение"). Сточные воды откачиваются насосной станцией и далее поступают в неработающие очистные сооружения и самотеком стекают не очищенные в ручей, впадающий в реку Луга. Результаты сточных вод после очистки канализационными очистными сооружениями "Кошкино" по бактериологическим показателям не соответствуют требованиям СаНПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод". Таким образом, сточные воды (производственные и хозяйственно-бытовые), содержащие возбудителей инфекционных заболеваний бактериальной природы, сбрасываются в водный объект (река Луга), являющийся источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
При этом, в нарушение требований СаНПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" информация о сбрасывании неочищенных сточных вод в неработающие очистные сооружения и в дальнейшем в водный объект (реку Луга), находящийся на территории деревни Кошкино, что представляет собой опасность для здоровья населения или условий водопользования, обществом в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологический службы (Роспотребнадзор) не сообщалась.
По факту выявленного правонарушения уполномоченным должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах в присутствии представителя общества Мясниковой Ж.Ю. (доверенность N 14 от 15.03.2012) составлен протокол об административном правонарушении от 20.04.2012 N 44.
Постановлением начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах от 27.04.2012 N 47-07-54-12 ОАО "КВК" привлечено к административной ответственности по статье 8.5 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Статьей 8.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Как правомерно указал суд первой инстанции, объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ, образует неправомерное деяние, выразившееся в несообщении или несвоевременном сообщении, намеренном искажении информации о состоянии окружающей среды, либо искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию в силу закона либо иных норм права. Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с исполнением обязанности по представлению экологической информации и обеспечивающие реализацию прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды. По смыслу статьи 8.5 КоАП РФ под экологической информацией следует понимать соответствующую в письменной, визуальной, устной форме или базе данных информацию о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдельных природных объектов; о вредных воздействиях или мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управления охраной окружающей среды.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; а также своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу пункта 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ соблюдение действующих на территории Российской Федерации санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000 утверждены СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5. "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы", которые являются обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для организаций, осуществляющих государственное управление и государственный контроль в области охраны вод в соответствии с законодательством (пункт 1.3 СанПиН 2.1.5.980-00. 2.1.5).
Согласно СанПиН 2.1.5.980-00 водопользование - это юридически обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с использованием водных объектов. Водопользователи - граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, использующие водный объект для любых нужд (в том числе для сброса сточных вод).
В соответствии с пунктом 6.12 СанПин 2.1.5.980-00 водопользователи обязаны:
- проводить согласованные с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы или по предписаниям указанных органов и учреждений организационно-технические, санитарно-эпидемиологические или иные мероприятия, направленные на соблюдение гигиенических нормативов качества воды водных объектов;
- обеспечивать проведение работ по обоснованию безопасности и безвредности для здоровья человека материалов, реагентов, технологических процессов и устройств, используемых при очистке сточных вод, в канализационных, гидротехнических сооружениях и других технических объектах, которые могут привести к загрязнению поверхностных вод;
- обеспечивать контроль состава сбрасываемых сточных вод и качества воды водных объектов;
- своевременно, в установленном порядке, информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы об угрозе возникновения, а также при возникновении аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
Пунктом 7.10 СанПиН 2.1.5.980-00 также предусмотрено, что водопользователи обязаны предоставлять информацию органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы и населению о загрязнении водных объектов и прогнозируемом ухудшении качества воды, а также о принятом решении о запрещении или ограничении водопользования, осуществляемых мероприятиях.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность, связанную с использованием водных объектов (обеспечивает население и прочих потребителей МО "Большелуцкое сельское поселение" водоснабжением и осуществляет водоотведение сточных вод). Таким образом, ОАО "КВК" является водопользователем водного объекта, в связи с чем на общество возложена обязанность по соблюдению требований СанПиН 2.1.5.980-00, в том числе требования о предоставлении информации органам и учреждениям государственной санитарно-эпидемиологической службы о загрязнении водных объектов и об угрозе возникновения аварийных ситуаций, представляющих опасность для здоровья населения или условий водопользования.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела (из акта проверки от 04.04.2012 N 231, протокола об административном правонарушении от 20.04.2012 N 44, договора аренды от 23.12.2008 N 03), ОАО "КВС" осуществляет отведение сточных вод от жилых домов в деревне Кошкино Кингисеппского района Ленинградской области и их перекачку на канализационные очистные сооружения. Административным органом в ходе проверки установлено и обществом не оспаривается, что стоки от канализационной насосной станции (переданной в аренду ОАО "КВК" по договору N 03 от 23.12.2008) перекачиваются на неработающие канализационные очистные сооружения и в дальнейшем попадают в водный объект - реку Луга.
При этом, информация о сбрасывании неочищенных сточных вод в неработающие очистные сооружения и в дальнейшем в водный объект (реку Луга), что представляет опасность для здоровья населения или условий водопользования, обществом в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологический службы (Роспотребнадзор) не представлялась, что является нарушением требований СаНПиН 2.1.5.980-00 "Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и образует объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое, предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
Ссылка общества на то, что в соответствии с пунктом 9.6 договора аренды N 03 от 23.12.2008 ответственность за загрязнение водных объектов и окружающей среды в результате водоотведения несет Администрация муниципального образования "Большелуцкое сельское поселение" (арендодатель), отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности не за загрязнение водного объекта и окружающей среды, а за несообщение в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологический службы экологической информации о вредном воздействии на водный объект, представляющем опасность для здоровья населения (сбрасывании неочищенных сточных вод).
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований о представлении информации о вредном воздействии на окружающую среду (информации о сбрасывании неочищенных сточных вод в водный объект) либо невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП. Как правомерно указал суд первой инстанции, общество знало о факте неисправности канализационных очистных сооружений, однако не проинформировало органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологический службы о загрязнении водного объекта и об угрозе возникновения аварийной ситуации, представляющей опасность для здоровья населения.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлено нарушения процедуры привлечения общества к административной ответственности. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено административным органом в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ; наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 8.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах от 27.04.2012 N 47-07-54-12 не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 июня 2012 года по делу N А56-26879/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Кингисеппский Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-26879/2012
Истец: ОАО "Кингисеппский Водоканал"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области