г. Красноярск |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А33-6755/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Севастьяновой Е.В.,
судей: Дунаевой Л.А., Морозовой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Моисеевой Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля
на решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2012 года по делу N А33-6755/2012, принятое судьей Путинцевой Е.И.,
установил:
инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля (далее - инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю (далее - межрайонная инспекция, ответчик) о признании недействительным решения межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 31.01.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ника" (далее - общество, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 июля 2012 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля обратилась с апелляционной жалобой, в которой с решением от 02.07.2012 не согласна по следующим основаниям:
- государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ника", в части изменения адреса, осуществлена регистрирующим органом по документам, содержащим заведомо ложные сведения; письмом от 27.01.2012 N 06-12/00815 МИФНС России N 23 по Красноярскому краю извещена об отсутствии общества по заявленному адресу, однако, данное сообщение не было принято во внимание;
- регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отсутствие общества по заявленному адресу препятствует проведению налогового и иного контроля, реализации права на судебную защиту, направлению (истребованию) любой информации общества, что нарушает интересы налогового органа и иных лиц;
- в нарушение Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, в заявлении о государственной регистрации указан неполный адрес (отсутствует указание номера офиса или помещения), также не заполнены графы, касающиеся контактной информации; в нарушение требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" в заявлении о государственной регистрации не указан идентификационный номер Никитина Е.А., который является руководителем, учредителем и заявителем при государственной регистрации;
- вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие недействительность, установленную в судебном порядке, представленного на регистрацию решения единственного учредителя общества, не основан на нормах права; регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам представленные документы (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения;
- неверным является вывод суда первой инстанции о неправомерности осмотра помещения вне рамок проведения налогового контроля; осмотр проведен и протокол осмотра, подтверждающий факт отсутствия общества по заявленному адресу, составлен в соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором решение от 02.07.2012 считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http://www.3aas.arbitr.ru. Заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
12.01.2012 единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Ника" приняты решения, в том числе об изменении места нахождения общества на следующее: 150055, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10.
Обществом с ограниченной ответственностью "Ника" в целях государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в МИФНС N 23 по Красноярскому краю представлен ряд документов, зарегистрированных налоговым органом за входящим номером 1413А от 24.01.2012:
1) заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по форме Р13001 в части сведений об изменении адреса (места нахождения) общества с ограниченной ответственностью "Ника", согласно которому адресом постоянно действующего исполнительного органа общества является: Ярославская область, г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10.
Согласно заявлению по форме N Р13001 (страница 03) заявителем является руководитель постоянно действующего исполнительного органа - Никитин Евгений Анатольевич.
Подлинность подписи Никитина Евгения Анатольевича на заявлении Р13001 засвидетельствована нотариусом Красноярского нотариального округа Красноярского края Российской Федерации Козинцевой Мариной Витальевной (зарегистрировано в реестре за номером 1П-105);
2) устав общества с ограниченной ответственностью "Ника" (утвержден решением единственного участника общества от 12.01.2012), в соответствии со статьей 3 которого местом нахождения общества с ограниченной ответственностью "Ника" является: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10;
3) решение единственного учредителя общества с ограниченной ответственностью "Ника" от 12.01.2012, в соответствии с которым внесены изменения в учредительные документы общества (в том числе об изменении места нахождения общества на следующее: 150055, Россия, Ярославская область, г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10).
31.01.2012 на основании представленных для государственной регистрации документов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю принято решение N Р1413А о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Ника".
На основании письма ФНС России от 18.11.2011 N АС-5-2/1398дсп и других распорядительных и согласительных документов ФНС России и УФНС РФ СФО Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю направила в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля файл выгрузки в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ника" (письмо N 03-08/1/01581@ от 25.01.2012), запрос о поступлении в регистрирующий орган заявления мигрирующей организации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ника".
Согласно ответному письму инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля (исх.N 06-12/00815@ от 27.01.2012) общество с ограниченной ответственностью "Ника" не находится по адресу: г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10.
В соответствии с протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 27.01.2012 общество с ограниченной ответственностью "Ника" по адресу г. Ярославль, просп. Машиностроителей, д.10 отсутствует, вывески и другая рекламная информация ООО "Ника" отсутствуют. По данному адресу находится жилой многоквартирный дом, на первом этаже располагаются административные (нежилые) помещения. Со второго этажа находятся квартиры жильцов дома. Признаков, свидетельствующих о деятельности ООО "Ника", нет.
Сопроводительным письмом N 08-08/1/01031дсп от 02.02.2012 МИФНС N 23 по Красноярскому краю направила в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля регистрационное дело юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Ника".
Считая решение межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю от 31.01.2012 незаконным, инспекция Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание заявленные материально-правовые требования, особенности правового регулирования вопросов, связанных с рассмотрением дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц (пункт 1 статьи 198, пункты 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в предмет доказывания по настоящему делу входит установление следующих обстоятельств:
- несоответствие оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;
- нарушение регистрирующим органом прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемое решение не нарушает законных интересов заявителя, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания отказа ООО "Ника" в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ), регулирующим отношения, возникшие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации.
Как следует из подпункта "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, определяющей порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Федерального закона, согласно положениям которой представляемое в регистрирующий орган заявление, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке; заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
При этом Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ не содержит положений о документальном подтверждении юридическим лицом фактического нахождения исполнительного органа юридического лица по указанному адресу на момент подачи заявления о внесении изменений в учредительные документы, а также закрепляющих право (обязанность) налоговых органов на проверку достоверности сведений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, что для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представлен полный пакет документов, предусмотренный статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, который по форме и содержанию соответствовал требованиям законодательства, в том числе заявление по форме Р 13001 за подписью руководителя постоянно действующего исполнительного органа.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ника" в отношении сведений о месте нахождения юридического лица.
Доводы Инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля о том, что в заявлении по форме Р13001 от 24.01.2012 ООО "Ника" отсутствует указание номера офиса или помещения, которое является обязательной частью необходимого пакета документов, предоставляемого для регистрации, а также не заполнены графы, касающиеся контактной информации; судом первой инстанции не принят во внимание факт отсутствия в заявлении по форме Р13001 идентификационного номера Никититна Е.А., подлежат отклонению, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для признания государственной регистрации изменений в учредительных документах недействительной.
Кроме того, отсутствие данных о квартире (офисе) в сведениях об адресе (месте нахождения) юридического лица при представлении обществом заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, не может свидетельствовать о недостоверности сведений об указанном в заявлении адресе.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что установленное несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признание регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством.
Более того, признание судом недействительной государственной регистрации изменений в учредительных документах не может рассматриваться в качестве правовых последствий представления в регистрирующий орган недостоверных, по мнению инспекции Федеральной налоговой службы по Заволжскому району г. Ярославля, сведений о юридическом лице.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную. В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлено, что государственная регистрация изменений в отношении ООО "Ника" осуществлена в соответствии с требованиями закона. Заявитель не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемой государственной регистрацией прав и законных интересов иных лиц.
Доводы заявителя о том, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ника", в части изменения адреса, осуществлена регистрирующим органом по документам, содержащим заведомо ложные сведения; письмом от 27.01.2012 N 06-12/00815 МИФНС России N 23 по Красноярскому краю извещена об отсутствии общества по заявленному адресу, однако, данное сообщение не было принято во внимание, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Установленный Законом о государственной регистрации порядок государственной регистрации юридических лиц носит уведомительный характер, в связи с чем обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Следовательно, представление недостоверных сведений при оспариваемой государственной регистрации изменений в учредительные документы влечет иные правовые последствия, которые наступают для юридического лица. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.
Закон о государственной регистрации не содержит положений, закрепляющих права налоговых органов по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов.
Проведение до государственной регистрации различного рода мероприятий регистрационного контроля (осмотры, опросы), в ходе которых установлена недостоверность представленных заявителем сведений о месте нахождения юридического лица, не влечет за собой признание регистрации недействительной.
Кроме того, представленные заявителем в материалы дела доказательства отсутствия юридического лица по адресу, указанному при регистрации изменений, не свидетельствуют об отсутствии волеизъявления общества на нахождение по указанному адресу в момент государственной регистрации.
В связи с чем, ссылка заявителя на то, что осмотр проведен и протокол осмотра составлен в соответствии со статьей 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельная. Кроме того, нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применяются только в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Доводы заявителя о том, что вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие недействительность, установленную в судебном порядке, представленного на регистрацию решения единственного учредителя общества, не основан на нормах права; регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам представленные документы (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку суд первой инстанции не указывал на наличие у заявителя обязанности проверять на соответствие закону решения общества и оценивал данное обстоятельство (наличие или отсутствие доказательств незаконности решения общества об изменении места нахождения юридического лица) в совокупности с иными представленными в материалы дела доказательств.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт не нарушает законных интересов третьих лиц, а также каких-либо публичных интересов, в том числе, не является препятствием для осуществления налогового контроля, он принят в соответствии с требованиями действующего законодательства и является результатом реализации права на государственную регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС по Заволжскому району г. Ярославля освобождена от уплаты государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "02" июля 2012 года по делу N А33-6755/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Л.А. Дунаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6755/2012
Истец: ИФНС по Заволжскому району г. Ярославля
Ответчик: МИФНС N 23 по Красноярскому краю
Третье лицо: ООО Ника