г. Владивосток |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А59-865/2012 |
Резолютивная часть постановления оглашена 26 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Н.Н. Анисимовой, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области
апелляционное производство N 05АП-7094/2012
на решение от 11.07.2012 г.
судьи Н.И. Аникиной
по делу N А59-865/2012 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (ОГРН 1026500543167, ИНН 6501026755)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Лавина" (ОГРН1066501066769, ИНН 6501170597)
об аннулировании лицензии
при участии:
от Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области - не явились,
от Общества с ограниченной ответственностью "Лавина" - не явились,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (далее - Министерство, лицензирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Лавина" (далее - ООО "Лавина", общество) об аннулировании лицензии регистрационный номер 344-09алк/ЮС от 12.08.2009 года (далее - Лицензия).
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.07.2012 года в удовлетворении требований Министерства отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, лицензирующим органом подана апелляционная жалоба, в которой Министерство указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а так же на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Министерство считает, что ООО "Лавина" осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине "Лавина", расположенном на остановочном пункте движения транспорта общего пользования городского сообщения. Полагает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о размещении автобусной остановки на расстоянии 5 метров от посадочной площадки, так как магазин "Ливина" по своему назначению является магазином, совмещенным с остановочным павильоном, и располагается на площадке ожидания, которая является частью остановочного пункта.
На основании приведенных доводов Министерство считает выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, что является основанием для отмены решения.
ООО "Лавина" в представленном в материалы дела письменном отзыве доводы апелляционной жалобы отклонило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.
ООО "Лавина" и Министерство, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Коллегия, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Лавина" зарегистрировано в качестве юридического лица 02.06.2006 года, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1066501066796.
Обществу 12.08.2009 года выдана лицензия 65 МЕ 005101 (регистрационный номер 344-09алк/ЮС) на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на объекте торговли: магазин "Лавина", расположенный в г. Южно-Сахалинске, пр. Победы, 86-в, сроком действия до 12.08.2012 года.
В данной лицензии отражены условия лицензируемого вида деятельности - соблюдение законом и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Сахалинской области, регулирующих розничную продажу алкогольной продукции.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 65 АБ N 020617 помещением магазина находится в собственности Шамаевой Ю.Г.
Согласно указанному свидетельству, техническому паспорту на нежилое здание магазина и договора аренды земельного участка, заключенного между Шамаевой Ю.Г. и Департаментом архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска N 1504/2241 от 28.05.1999 года с дополнительными соглашениями к нему, наименование объекта недвижимости определено (целевое назначение земельного участка в договоре аренды) как магазин, совмещенный с остановочным павильоном.
При этом соглашением от 02.03.2006 года к договору аренды земельного участка и постановлением мэра города N 303 от 27.02.2006 года установлено, что площадь предоставленного в аренду земельного участка составляет 100 квадратных метров, в том числе участок N 1 - 84 квадратных метра под помещение магазина, участок N 2 - 16 квадратных метра под остановочный павильон.
Помещение магазина на основании договора от 22.03.2009 года передано в аренду ООО "Лавина".
Министерством на основании распоряжения N 524-л "О проведении внеплановой выездной проверки" проведена выездная проверка в ООО "Лавина", в результате которой установлен нарушение положений ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 года "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), о чем составлен акт N 130 от 11.11.2011 года.
Придя в ходе проверки к выводу о нарушении обществом требований законодательства ввиду осуществления розничной торговли алкогольной на остановочном пункте движения транспорта общего пользования, Министерством обществу выдало предписание N 5/1-6421/11-8 от 12.12.2011 года об устранении нарушений, прекращении розничной продажи алкогольной продукции в срок до 20.01.2012 года.
С целью проверки исполнения обществом выданного предписания на основании распоряжения N 06-л от 13.01.2012 года проведена внеплановая выездная проверка, которой установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не осуществляется, вместе с тем алкогольная продукция находится в складском помещении.
Полагая, что требования предписания не исполнены, распоряжением Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области N 46-л от 27.01.2012 года действие Лицензии, выданной обществу, приостановлено на шесть месяцев до 26.07.2012 года.
30.01.2012 года составлены акты снятия остатков алкогольной продукции.
В феврале 2012 года в Министерство поступило заявление ООО "Лавина" об устранении обстоятельств, повлекших приостановление лицензии, в котором указано, что предписание выполнено, розничная торговля не осуществляется, а магазин не расположен на остановочном пункте, просило возобновить действие лицензии.
Не усмотрев основания для возобновления лицензии, лицензирующий орган обратился в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 11.07.2012 года в удовлетворении требований, заявленных Министерством, отказано.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пунктам 2 и 10 статьи 18 Закона N 171-ФЗ на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции выдается лицензия органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом N 171-ФЗ, Законом Сахалинской области N 393 от 30.12.2002 года "О порядке регулирования розничной продажи алкогольной продукции на территории Сахалинской области", Положением о лицензировании деятельности по розничной продаже алкогольной продукции на территории Сахалинской области N 29-па от 31.01.2003 года, государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах их компетенции и включает в себя контроль за соблюдением условий действия лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Министерство в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области N 448 от 20.09.2010 года, является органом, осуществляющим выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
В соответствии со статьей 20 Закона N 171-ФЗ действие лицензии приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами осуществляющими контроль и надзор за соблюдением указанного Закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в случае невыполнения организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии.
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев.
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензия аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа.
Основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке является неустранение в установленный срок обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ, с изменениями вступившими в силу с 22.07.2011 года, не допускается розничная продажа алкогольной продукции на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 данного Закона.
Согласно Требованиям к автомобильным договорам с регулярными автобусными сообщением, утвержденным ФДС РФ от 19.01.1999 года, пункту 4.6. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденными приказом Минтранса России от 08.01.1997 года, ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах, Общие технические требования" выбор местоположения автобусных остановок производится в соответствии с действующими нормативными документами.
Местоположение автобусных остановок согласовывается дорожными (коммунальными) организациями, главным архитектором города, Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется соответствующими коммунальными службами в соответствии с действующими нормативными документами.
Элементами автобусной остановки являются: остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, заездной карман, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон.
Места автобусных остановок должны быть оборудованы остановочными и посадочными площадками и павильонами для пассажиров в соответствии с требованиями СПиП 2.05.02.-85.
Запрещается использовать посадочные площадки и павильоны для других целей (торговые точки и т.п.).
Посадочная площадка предназначена для высадки и посадки пассажиров. Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а в длину в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 10 метров.
За посадочной площадкой располагается площадка ожидания. Размеры площадки ожидания должны обеспечивать размещение на ней автопавильона и нахождение на ней пассажиров, пользующихся остановкой в час пик, из расчета 2 человека на квадратный метр. Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса).
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 года "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной договори и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона к элементам благоустройства автомобильных дорог наряду с иными сооружениями отнесены остановочные пункты.
В силу приведенных норм остановочный пункт, являясь элементом обустройства автомобильной дороги, также является и частью самой автомобильной дороги.
Автомобильные дороги расположены на земельных участках, отнесенных к территориям общего пользования, границы которых обозначают красные линии (пункт 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на основании заявки землепользователя выдан градостроительный план земельного участка от 06.06.2011 года. Постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска N 45 от 24.01.2012 года с 07.10.2011 года изменено разрешенное пользование земельного участка, площадью 100 квадратных метра, предоставленного в аренду ИП Шамаевой Ю.Г. с "под магазин, совмещенный с остановочным павильоном" на "магазин". Также подписано дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 22.02.2012 года об определении разрешенного использования земельного участка: под магазин.
Исходя из ответа Департамента архитектуры, градостроительства и землепользования г. Южно-Сахалинска N 6292-014/015 от 03.07.2012 года, письма N 326-014/1 02.02.2012 года следует, что магазин "Лавина" расположен за пределами красных линий.
При таких обстоятельствах коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о недоказанности материалами дела расположения магазина "Лавина" и осуществлении обществом розничной торговли алкогольной продукции на территории остановочного пункта.
Следовательно, в рассматриваемом случае правовых оснований для аннулирования лицензии общества не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы Министерства были надлежащим образом оценены судом первой инстанции и не могут быть признаны обоснованными, так как не опровергают выводов суда по существу спора, а сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве оснований для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 11.07.2012 года по делу N А59-865/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-865/2012
Истец: Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области
Ответчик: ООО "Лавина"