г. Пермь |
|
01 октября 2012 г. |
Дело N А60-17404/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Грибиниченко О.Г., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя Управления по культуре, спорту и делам молодежи Администрации Североуральского городского округа (ОГРН 1126617000410, ИНН 6617020819): представители не явились,
от заинтересованного лица Отделения надзорной деятельности г. Североуральска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области: представители не явились,
от заинтересованного лица Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании заявление Управления по культуре, спорту и делам молодежи Администрации Североуральского городского округа
к Отделению надзорной деятельности г. Североуральска Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области, Управлению надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Свердловской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и решения по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности,
установил:
Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа (далее - Управление по культуре, спорту и делам молодежи) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 03.02.2012 N 1, вынесенного Главным государственным инспектором Североуралького городского округа по пожарному надзору, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 160 000 руб., и решения от 20.03.2012, вынесенного Главным государственным инспектором Свердловской области по пожарному надзору, по жалобе на указанное постановление о привлечении к административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.06.2012, заявленные Управлением по культуре, спорту и делам молодежи требования удовлетворены, постановление Отделения надзорной деятельности г.Североуральска о назначении административного наказания от 03.02.2012 N 1 признано незаконным и отменено, требование об оспаривании решения от 20.03.2012, вынесенного Главным государственным инспектором Свердловской области по пожарному надзору, по жалобе на указанное постановление о привлечении к административной ответственности судом не рассмотрено.
Не согласившись решением суда первой инстанции, Отделение надзорной деятельности г. Североуральска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить. В обоснование доводов жалобы Отделение надзорной деятельности г.Североуральска ссылается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований Управления по культуре, спорту и делам молодежи.
Управление по культуре, спорту и делам молодежи доводы апелляционной жалобы отклонило по мотивам, изложенным в письменном отзыве, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает.
При рассмотрении апелляционной жалобы административного органа в судебном заседании 05.09.2012 суд апелляционной инстанции установил, что требования об оспаривании решения Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности от 20.03.2012 судом первой инстанции не рассмотрены. При этом материалы дела не содержат сведений об изменении заявителем оснований или предмета иска, либо об отказе от части иска в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции учтено, что решение суда по настоящему делу затрагивает права лица, не привлеченного к участию в деле - Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области.
Поскольку данные обстоятельства в силу п.п. 2, 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции от 04.06.2012, суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Судебное разбирательство назначено на 25.09.2012 на 14 час. 00 мин.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 25.09.2012 лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в силу ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 12.12.2011 N 97 административным органом 16.12.2011 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований пожарной безопасности в зданиях и помещениях уполномоченного органа местного самоуправления "Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа", в том числе, ДК "Современник", расположенного по адресу: г. Североуральск, ул. Ленина, 24; ДК "Горняк", расположенного по адресу: г. Североуральск, пос. Калья, ул. Калинина, 33; ДК "Малахит", расположенного по адресу: г. Североуральск, пос. Черемухово, ул. Калинина, 53; ДК пос. Сосьва, расположенного по адресу: г. Североуральск, пос. Сосьва; ДК с. В-Благодатское, расположенного по адресу: г. Североуральск, с. В-Благодатское, ул. Кирова, 22; ДК п. Баяновка, расположенного по адресу: г. Североуральск, п. Баяновка, ул. Гагарина, 7.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 16.12.2011 N 97.
Административным органом в проверенных помещениях выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации"; СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения"; НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации"; Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
По факту выявленных нарушений уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Управления по культуре, спорту и делам молодежи составлены протоколы об административном правонарушении от 16.01.2012 N 1, N 1/2, N 1/3 (л.д. 84-91).
03.02.2012 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление N 1 о привлечении Управления по культуре, спорту и делам молодежи к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 160 000 руб. (л.д. 13-16).
28.02.2012 Управление по культуре, спорту и делам молодежи обратилось в вышестоящий административный орган - Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области с жалобой на указанное постановление о привлечении к административной ответственности.
Решением Главного государственного инспектора Свердловской области по пожарному надзору от 20.03.2012 жалоба Управления по культуре, спорту и делам молодежи на постановление о привлечении к административной ответственности от 03.02.2012 оставлена без удовлетворения (л.д. 17-22).
Не согласившись с постановлением от 03.02.2012 N 1, вынесенным Главным государственным инспектором Североуралького городского округа по пожарному надзору, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и решением от 20.03.2012, вынесенным Главным государственным инспектором Свердловской области по пожарному надзору, по жалобе на указанное постановление о привлечении к административной ответственности, Управления по культуре, спорту и делам молодежи обратилось в арбитражный суд с заявлением о их отмене.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные Управлением требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32, 11.16 Кодекса и ч. 3-8 названной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 1, ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности").
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, действовавшие на момент проведения проверки и привлечения Общества к административной ответственности, утратили силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Постановлением от 03.02.2012 Управление по культуре, спорту и делам молодежи привлечено к административной ответственности за следующие нарушения:
по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ:
в ДК "Современник"
- в нарушение п. 60 ППБ 01-03 в подсобных помещениях (помещения слесарей) на электролампах отсутствуют плафоны закрытого исполнения;
- в нарушение п. 36 ППБ 01-03 не произведена огнезащитная обработка деревянных конструкций кровли;
по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ:
в ДК "Современник"
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03 не произведена проверка внутренних пожарных кранов на водоотдачу;
- в нарушение п. 30.2 НПБ 110-03 система пожаротушения сцены находится в неработоспособном состоянии;
в ДК "Горняк"
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03 не произведена проверка внутренних пожарных кранов на водоотдачу;
в клубе п. Сосьва
- в нарушение прил. 3 ППБ 01-03 истек срок годности имеющихся огнетушителей;
в ДК "Малахит"
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03 не произведена проверка внутренних пожарных кранов на водоотдачу;
- в нарушение п. 3 ППБ 01-03 ящик пожарного крана установлен на высоте более 1, 35 м;
по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ:
в ДК "Современник"
- в нарушение п. 9 НПБ 110-03 система автоматической пожарной сигнализации установлена не во всех помещениях, подлежащих оборудованию системами АПС;
- в нарушение п. 12 таб. 2 НПБ 110-03 система оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией установлена не во всех помещениях, подлежащих оборудованию СОУЭ;
- в нарушение п. 53 ППБ 01-03 окраска стен на путях эвакуации (общие коридоры) выполнена масляной краской;
в ДК "Горняк
- в нарушение п. 9 НПБ 110-03 система автоматической пожарной сигнализации установлена не во всех помещениях, подлежащих оборудованию системами АПС;
- в нарушение п. 12 таб. 2 НПБ 110-03 система оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией установлена не во всех помещениях, подлежащих оборудованию СОУЭ;
- в нарушение п. 53 ППБ 01-03 окраска стен на путях эвакуации (общие коридоры) выполнена масляной краской;
в клубе с. В-Благодатское
- в нарушение п. 9 НПБ 110-03 отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение п. 12 таб. 2 НПБ 110-03 отсутствует система оповещения людей при пожаре;
в клубе п. Баяновка
- в нарушение п. 9 НПБ 110-03 отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
- в нарушение п. 12 таб. 2 НПБ 110-03 отсутствует система оповещения людей при пожаре.
Факт наличия вышеперечисленных нарушений требований пожарной безопасности подтвержден материалами дела (актом проверки от 16.12.2011 N 97, протоколами об административных правонарушениях от 16.01.2012 N 1, N 1/2, N 1/3), что свидетельствует о доказанности административным органом событий административных правонарушений, предусмотренных ч.1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судом установлено и имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что объекты, на которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, являются муниципальным имуществом муниципального образования город Североуральск и переданы в оперативное управление муниципальному бюджетному учреждению культуры "Центр культуры и искусства" на основании постановления Главы местного самоуправления муниципального образования город Североуральск от 02.12.2003 N 1273 "О передаче муниципального имущества муниципального образования город Североуральск в оперативное управление муниципальному учреждению культуры "Центр культуры и искусства".
В соответствии с п. 3 указанного постановления муниципальное учреждение культуры "Центр культуры и искусства" осуществляет использование имущества, переданного на праве оперативного управления, в соответствии со статьями 296, 298, 299, 300 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также обеспечивает сохранность муниципального имущества, своевременное осуществление его текущего и капитального ремонта.
16.01.2004 муниципальному учреждению культуры "Центр культуры и искусства" выданы свидетельства о праве оперативного управления на спорные объекты.
В соответствии с положениями раздела 1 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и искусства" (далее - Учреждение) Учреждение (л.д. 44-55) является правопреемником муниципального учреждения культуры "Центр культуры и искусства". Учредителем и собственником имущества Учреждения является Североуральский городской округ (п. 10 Устава). Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является уполномоченный орган местного самоуправления Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа (п. 11 Устава). Учреждение находится в ведомственном подчинении главного распорядителя средств бюджета Североуральского городского округа Уполномоченный орган местного самоуправления "Управления по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа" (п. 12 Устава). В структуру Учреждения входят следующие подразделения без образования юридического лица: Дворец культуры "Современник", г. Североуральск, ул.Ленина, 24; Дом культуры "Малахит", пос. Черемухово, ул.Калинина, 53; Дом культуры "Горняк", пос. Калья, ул. Ленина, 33; клуб "Сосновый бор" пос. Баяновка, ул. Гагарина, 5-А; клуб пос. Сосьва, ул. 40 лет октября, 2; клуб села Всеволодо-Благодатское, ул Кирова, 25 (п. 13 Устава). Полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа" (п. 14 Устава). Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, которое закрепляется за ним на праве оперативного управления (п. 17 Устава).
Из указанного следует, что здания, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, находятся в оперативном управлении муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и искусства", полномочия собственника данного имущества осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа", а Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа является органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя и главного распорядителя бюджетных средств.
То есть Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа не относится ни к одной из категорий лиц, поименованных в ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности".
Довод административного органа о наличии вины Управления по культуре, спорту и делам молодежи в совершении вменяемого административного правонарушения со ссылкой на Положение об Уполномоченном органе местного самоуправления "Управления по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа" (л.д. 26-37) судом апелляционной инстанции исследована и отклоняется по следующим основаниям.
Согласно раздела 3 указанного Положения Управление по культуре, спорту и делам молодежи выступает учредителем муниципальных учреждений культуры, обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных учреждений культуры (п. 3.1 Положения); организует обследование технического состояния помещений и зданий подведомственных учреждений, осуществляет планирование по проведению работ по содержанию зданий и сооружений, обустройству их территорий; является распорядителем бюджетных средств для подведомственных учреждений культуры; обеспечивает, в пределах своей компетенции, соблюдение подведомственными учреждениями правил и нормативных требований охраны труда, противопожарной безопасности (п. 3.2 Положения).
В силу ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Следовательно, принимая постановление о привлечении Управления по культуре, спорту и делам молодежи к административной ответственности, административный орган должен был доказать вину Управления по культуре, спорту и делам молодежи в совершении административного правонарушения.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения. Суд проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о доказанности наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности. Эти обстоятельства подлежат установлению административным органом при вынесении постановления.
В оспариваемом постановлении не указано какие действия Управление по культуре, спорту и делам молодежи должно было совершить, но не совершило, для соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, находящихся в собственности муниципального образования город Североуральск, в отношении которых полномочия собственника имущества Учреждения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления "Комитет по управлению муниципальным имуществом Североуральского городского округа", и переданных в оперативное управление муниципального бюджетного учреждения культуры "Центр культуры и искусства".
Доказательств, свидетельствующих о том, что муниципальное бюджетное учреждение культуры "Центр культуры и искусства" обращалось в Управление по культуре, спорту и делам молодежи, как к распорядителю соответствующих бюджетных средств, с заявлениями о финансировании работ по противопожарной безопасности, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом не доказана вина Управления по культуре, спорту и делам молодежи в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от 03.02.2012 N 1, вынесенное Главным государственным инспектором Североуралького городского округа по пожарному надзору, о привлечении Управления по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа к административной ответственности, предусмотренной ч.1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и решение от 20.03.2012, вынесенное Главным государственным инспектором Свердловской области по пожарному надзору, по жалобе на указанное постановление о привлечении к административной ответственности не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем требования Управления по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, ч. 6.1 ст. 268, ст. 269, п. 4 ч. 4 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 04 июня 2012 года по делу N А60-17404/2012 отменить.
Заявленные Управлением по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить постановление от 03.02.2012 N 1, вынесенное Главным государственным инспектором Североуральского городского округа по пожарному надзору, о привлечении Управления по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа к административной ответственности, предусмотренной ч. 1, ч. 3, ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 160 000 рублей, и решение заместителя Главного государственного инспектора по Свердловской области от 20.03.2012, вынесенное по жалобе на указанное постановление о привлечении к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Н.В.Варакса |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-17404/2012
Истец: Управление по культуре, спорту и делам молодежи Администрации Североуральского городского округа, Управление по культуре, спорту и делам молодежи Североуральского городского округа
Ответчик: Отдел надзорной деятельности г. Североуральска, Отделение надзорной деятельности г. Североуральска главный государственный инспектор по пожарному надзору Североуральского городского округа Санников С. В.
Третье лицо: Управление надзорной деятельности ГУ МЧС России по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
01.10.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7460/12