г. Тула |
|
4 октября 2012 г. |
Дело N А62-3513/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тиминской О.А., судей Байрамовой Н.Ю., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косаревой Е.Н., рассмотрев апелляционную жалобу СПК (колхоз) им. Ленина на решение Арбитражного суда Калужской области от 27.07.2012 по делу N А62-3513/2012, принятое по заявлению СПК (колхоз) им. Ленина (Смоленская область, Починковский район, д. Лучеса, ОГРН 1026700632661, ИНН 6712000869) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1046758340507, ИНН 6730055050), третьи лица: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, ООО "ТрейдСмолМаркет", территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области, о признании недействительным отказа от 13.04.2012 N 05/052/2012-516 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 29.12.2011 к договору аренды лесного участка N 46 от 29.12.2009, произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 29.12.2011 к договору аренды лесного участка N 46 от 29.12.2011, при участии: от заявителя - Мендуровой Т.Д. - представителя по доверенности от 01.10.2012, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) им. Ленина (далее - СПК им. Ленина) обратился с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее - Управление) о признании недействительным отказа от 13.04.2012 N 05/052/2012-516 в государственной регистрации дополнительного соглашения от 29.12.2011 к договору аренды лесного участка N 46 от 29.12.2009 и обязании произвести государственную регистрацию дополнительного соглашения от 29.12.2011 к договору аренды лесного участка N 46 от 29.12.2009 (с учетом уточнений).
Решением суда от 27.07.2012 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, СПК им. Ленина подал апелляционную жалобу.
Представители ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в связи с чем апелляционная инстанция находит возможным провести судебное заседание в их отсутствие в порядке ст. ст. 266, 156 АПК РФ.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что на основании протокола результатов лесного аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка между департаментом Смоленской области по лесному хозяйству и СПК им. Ленина был заключен договор аренды лесного участка N 46 от 29.12.2009, по условиям которого департамент (арендодатель) передал СПК им. Ленина (арендатору) сроком на 49 лет во временное пользование находящийся в государственной собственности лесной участок общей площадью 5354,1 га, состоящий из 5 лесных участков, которые являлись частью лесного участка с условным номером 67:01:2001:19:0226 (свидетельство о государственной регистрации права серия 67-АБ 297855, номер учетной записи в государственном лесном реестре 02-44-2009-12).
Государственная регистрация договора аренды произведена Управлением Федеральной регистрационной службы по Смоленской области 19.02.2010 за N 67-67-01/059/2010-247.
Между СПК им. Ленина и департаментом 29.12.2011 было заключено дополнительное соглашение к договору аренды, которым изменены площади лесного участка с 5354, 1 га на 5278,4123 га, а также переданы в аренду образованные лесные участки с кадастровыми номерами 67:14:0000000:291, 67:14:0000000:292, 67:14:0000000:293, 67:14:0000000:294, 67:14:0000000:295.
Указанное дополнительное соглашение СПК им. Ленина было предоставлено на государственную регистрацию.
Однако сообщением от 13.04.2012 N 05/052/2012-516 Управление отказало в регистрации дополнительного соглашения.
Полагая, что данный отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, СПК им. Ленина обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона N 122-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 Закона N 122-ФЗ являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
В силу пункта 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных выше, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 Закона N 122-ФЗ и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 18 Закона N 122-ФЗ документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав; ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.
Статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
На основании части 1 статьи 4.1 Закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.
Однако при этом статья 5 названного Закона ограничивает права арендатора, закрепляя, что арендатор по договору аренды участка лесного фонда до приведения договора в соответствие с ЛК РФ, а также арендатор по договору аренды участка лесного фонда или по договору аренды лесного участка, если государственный кадастровый учет таких участков не осуществлялся, не вправе сдавать арендованные участок лесного фонда, лесной участок в субаренду; передавать свои права и обязанности по договору аренды участка лесного фонда, по договору аренды лесного участка другим лицам (перенаем); отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив.
Таким образом, Законом ограничены правомочия арендатора по распоряжению участком лесного фонда до осуществления государственного кадастрового учета такого участка.
В рассматриваемом случае предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером 67:14:0000000:271, в то время как на госрегистрацию истцом было представлено дополнительное соглашение от 29.12.2011 в отношении лесного участка, предоставляемого в аренду с кадастровыми номерами 67:14:0000000:291, 67:14:0000000:292, 67:14:0000000:293, 67:14:0000000:294, 67:14:0000000:295. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на данные земельные участки.
В силу статьи 3 ЗК РФ и статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации для имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 2 статьи 16 Закона о государственном кадастре, устанавливающей основания осуществления кадастрового учета, определено, что постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 названного Закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 10 части 2 статьи 7 Закона, или сведений, указанных в пункте 21 части 2 статьи 7 этого нормативного акта, осуществляются, если иное не установлено Законом о государственном кадастре, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с этим Законом для осуществления такого учета документов.
На основании части 1 статьи 5 Закона о государственном кадастре каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Поэтому присвоение земельному участку кадастрового номера означает образование объекта недвижимого имущества, являющегося объектом гражданских прав.
Как следует из пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
На основании п. 2 ст. 22.2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе или объединении земельных участков, находящихся в собственности одного лица, осуществляется на основании заявления такого лица. Государственная регистрация прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении или перераспределении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления или действующего по их поручению лица либо на основании заявления лиц, которым такие земельные участки предоставлены в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, из исходного земельного участка с кадастровым номером 67:14:0000000:271, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, образовались земельные участки с определенными кадастровыми номерами, в свою очередь исходный земельный участок сохранился в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 ЗК РФ). Соответственно, площадь исходного земельного участка в связи с образованием из него земельных участков также изменилась.
Однако, как правомерно указал суд первой инстанции, необходимые в силу вышеуказанных норм действия собственником земельного участка (Российская Федерация) не были выполнены и в ЕГРП отсутствовали и отсутствуют сведения о правах на образованные земельные участки и об обременениях указанных прав.
Доказательств, подтверждающих наличие права государственной собственности на указанные земельные участки, не представлено, доказательства аннулирования записи в Едином государственной реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в материалах дела отсутствуют.
Указанное обстоятельство препятствует проведению государственной регистрации дополнительного соглашения, поскольку в силу положений абз. 3 п. 2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что спорные земельные участки являются составными частями лесного участка, на который право собственности зарегистрировано в установленном порядке, в связи с чем нельзя утверждать, что в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах на земельные участки, указанные в представленном на регистрацию дополнительном соглашении, отклоняется.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, как того требует ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.07.2012 по делу N А62-3513/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Н.Ю. Байрамова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3513/2012
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) им.Ленина
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области
Третье лицо: Департамент Смоленской области по лесному хозяйству, ООО "ТрейдСмолМаркет", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области