г. Томск |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А02-651/2012 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: И.Н. Мухиной,
судей: В.М. Сухотиной, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ю.В. Губиной
без участия представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной завод "Теньгинский"
(апелляционное производство N 07АП-7669/12)
на решение Арбитражного суда Республики Алтай
от 19 июля 2012 года по делу N А02-651/2012 (судья Е.М. Гуткович)
по иску сельскохозяйственного производственного кооператива Племенной завод "Теньгинский"
к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай
о внесении изменений в договоры аренды лесных участков,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив Племенной завод "Теньгинский" (далее - СПК Племзавод "Теньгинский") обратился в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Алтай (далее - Минлесхоз) о внесении изменений в договоры аренды лесного участка N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010.
Исковые требования обоснованы статьями 424, 450, 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) и мотивированы тем, что предусмотренные договорами аренды размеры арендной платы превышают ставку арендной платы за пользование участком лесного фонда, находящимся в федеральной собственности, установленную Правительством Российской Федерации, однако ответчик уклонился от внесения соответствующих изменений в договоры аренды в части размера арендной платы и порядка его определения.
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 19 июля 2012 года исковые требования удовлетворены частично. В пункт 5 и приложение N 4 договора N 178-6 от 31.12.2008, пункт 5 и приложение N 4 договора N 192-6 от 31.12.2008, приложение N 4 договора N 10-06-10 от 24.02.2010 внесены изменения в части определения размера арендной платы, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, из расчета ставки 4,24 руб. с применением коэффициента на 2012 год 1.13. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не оспаривая выводы суда первой инстанции в части внесения в договоры аренды изменений относительно размера арендной платы, подлежащей уплате в доход федерального бюджета, СПК Племзавод "Теньгинский" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, судом первой инстанции не принято во внимание, что условия спорных договоров аренды лесных участков о размере арендной платы не являются результатом обоюдного соглашения сторон, а лишь одностороннего волеизъявления ответчика - Минлесхоза. Договоры аренды заключались в порядке переоформления, аукцион не проводился. Основанием установления ставки арендной платы в размере 90 рублей за 1 га по договору N 10-06-10 от 24.02.2010 явилось решение Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 19.02.2010, тем самым ответчик фактически установил минимально возможную ставку арендной платы, несмотря на то, что полномочия по определению минимальной ставки для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, принадлежат Правительству Российской Федерации.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей не направили. Согласно части 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством природных ресурсов Республики Алтай (арендодателем) и СПК "Племхоз Теньгинский" (арендатором) заключены договоры аренды лесных участков N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010, в соответствии с которыми арендодатель обязался предоставить, а арендатор - принять во временное пользование для выпаса одомашненных животных (маралов) лесные участки, находящиеся в государственной собственности, расположенные в кварталах 16, 22, 25, 31, 207, 210, 211, 212, 213, 215 Теньгинского участкового лесничества Онгудайского лесничества, и вносить арендную плату (т. 1, л.д. 9-47).
В соответствии с пунктами 5 договоров от 31.12.2008 N 178-6, от 31.12.2008 N 192-6 и Приложениями N 4 к ним размер арендной платы составляет 17,40 руб. за 1 га участка лесного фонда, что составило соответственно 3 985 рублей в год и 7 343 рубля в год.
Согласно пункту 5 и Приложению N 4 к договору аренды N 11-06-10 от 24.02.2010 размер арендной платы составляет 4,79 рублей за 1 га участка лесного фонда с учетом применения коэффициента 1,13, предусмотренного для Республики Алтай Федеральным законом от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В силу пункта 5 и Приложения N 4 к договору аренды N 10-06-10 от 24.02.2010 размер арендной платы составляет 101,70 рублей за 1 га участка лесного фонда с учетом ставки платы в размере 90 рублей за 1 га, предусмотренной решением Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 19.02.2010, и применения коэффициента 1,13.
Полагая, что предусмотренный данными договорами размер арендной платы превышает ставку арендной платы за пользование участками лесного фонда, находящимися в федеральной собственности, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации N 310 и составляющую 4,24 руб. за 1 га, а применение повышающего коэффициента 1,13 неправомерно, СПК Племзавод "Теньгинский" обратился в Минлесхоз с требованием о внесении соответствующих изменений в договоры аренды N 178-6 от 31.12.2008, N 192-6 от 31.12.2008, N 10-06-10 от 24.02.2010, N 11-06-10 от 24.02.2010 и Приложения N 4 к ним, касающиеся размера арендной платы (т. 1, л.д. 48).
Письмом от 16.04.2012 N 1845 ответчик отказал во внесении изменений в договоры аренды, что послужило основанием для обращения СПК Племзавод "Теньгинский" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований в части внесения изменений в условия договора N 10-06-10 от 24.02.2010 о ставке арендной платы, подлежащей уплате в доход бюджета Республики Алтай, и внесения изменений в договор N 11-06-10 от 24.02.2010, исходил из того, что установление в договорах ставки арендной платы, зачисляемой в доход бюджета субъекта Российской Федерации в размере, превышающем минимальную ставку, не противоречит требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановлению N 310.
Отказав в удовлетворении исковых требований СПК Племзавод "Теньгинский" в указанной части, суд первой инстанции принял по существу правильный судебный акт.
В соответствии со статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
Частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Частью 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно частям 2, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены, в том числе, ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при ведении сельского хозяйства.
В соответствии с частью 8 статьи 80 Лесного кодекса Российской Федерации, в случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине, указанной в пункте 1 части 7 настоящей статьи, единственный участник аукциона не позднее чем через двадцать дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона (начальному размеру арендной платы или начальной цене заготавливаемой древесины).
Системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда является регулируемым.
Вместе с тем, Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно договорам аренды лесных участков стороны предусмотрели, что арендная плата установлена в фиксированном размере, в том числе с перечислением определенной суммы в федеральный бюджет, что не противоречит требованиям статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 о минимальном размере арендной платы, и в определенном размере в бюджет субъекта Российской Федерации, что прямо не запрещено Лесным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений статей 421, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 71, 73 Лесного кодекса Российской Федерации при подписании спорных договоров истец возражений в отношении установленной цены договора, протокола разногласий в адрес ответчика не направлял. При таких обстоятельствах следует признать, что стороны, посредством свободного волеизъявления, согласовали применение приведенного в договорах расчета платы за аренду спорных лесных участков, в связи с чем у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований СПК Племзавод "Теньгинский" о внесении изменений в договоры аренды в части размера арендной платы, подлежащей перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что условия спорных договоров аренды лесных участков о размере арендной платы являются результатом одностороннего волеизъявления ответчика - Минлесхоза, и истец был вынужден заключить договоры аренды на указанных условиях, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждено какими-либо доказательствами и подлежит отклонению. В материалах дела отсутствуют сведения о том, что при заключении договоров аренды им заявлялись какие-либо возражения относительно условий о размере арендной платы. Истцом не представлено доказательств того, что решение Министерства природных ресурсов Республики Алтай от 19.02.2010, на основании которого была определена ставка арендной платы по договору аренды N 10-06-10 от 24.02.2010, было оспорено истцом и признано недействительным в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что у Министерства природных ресурсов Республики Алтай (в настоящее время - Минлесхоза) отсутствуют полномочия на установление ставки арендной платы для участков лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не может быть принят во внимание, так как установление органом субъекта Российской Федерации части ставки арендной платы, подлежащей уплате в бюджет субъекта, не противоречит действующему законодательству.
Принимая во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения, апелляционная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - неподлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на истца - СПК Племзавод "Теньгинский". Излишне уплаченная платежным поручением от 13.08.2012 N 218 государственная пошлина в размере 6 000 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 19 июля 2012 года по делу N А02-651/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу Племенной завод "Теньгинский" из федерального бюджета 6 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 13.08.2012 N 218.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.Н. Мухина |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-651/2012
Истец: СПК Племенной завод "Теньгинский"
Ответчик: Министерство лесного хозяйства Республики Алтай
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7669/12