г. Челябинск |
|
05 октября 2012 г. |
Дело N А47-9682/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Малышевой И.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Соловьевой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ясном Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 августа 2012 года по делу N А47-9682/2012 (судья Сердюк Т.В.).
Общество с ограниченной ответственностью "Керамос" (далее - заявитель, общество, ООО "Керамос") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ясном Оренбургской области (далее - заинтересованное лицо, управление, пенсионный фонд) о признании незаконными решения о привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете N 1 от 18.04.2012 о наложении финансовой санкции на сумму 77 107 рублей; N 066 259 11 РП 0008731 от 18.04.2012 о наложении финансовой санкции в сумме 23 608,4 рубля, N066 259 12 РК 0002462 от 17.04.2012 о наложении финансовой санкции в сумме 14 119,6 рублей.
Решением суда от 02 августа 2012 года (с учетом определения от 22.08.2012 об исправлении опечатки - т. 2, л.д. 87) заявленные требования удовлетворены частично:
* решение N 1 от 18.04.2012 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано недействительным в части штрафа в сумме 73 252 руб.;
* решение N 066 259 11 РП 0008731 от 18.04.2012 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования признано недействительным в части штрафа в сумме 22 428 руб.;
* решение N 06625930001462 от 17.04.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах признано недействительным в части штрафа в сумме 13 413 руб.60 коп.
Пенсионный фонд, не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке - в жалобе просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что суд снизил размер штрафа, установленного решением N 066 259 12 РК 0002462 от 17.04.2012, в 20 раз, до суммы 706 руб. При этом, судом не принято во внимание, что расчет суммы взыскиваемого штрафа регулируется частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ). Указанной статьей установлен минимальный размер подлежащей взысканию суммы штрафа - не менее 1 000 рублей. Таким образом, суд неправильно применил нормы материального права, установив сумму штрафа ниже предусмотренного законодательством минимального предела.
Принимая решение, суд руководствовался нормами налогового кодекса, в то время как правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Законом N 212-ФЗ.
Таким образом, управление считает, что применение судом норм налогового законодательства при разрешении спора, касающегося правоотношений по обязательному пенсионному страхованию, недопустимо.
До судебного заседания от общества в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом - в судебное заседание представители сторон не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Кодекса в отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, решение пересматривается арбитражным апелляционным судом в обжалуемой заинтересованным лицом части.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Кодекса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, не находит оснований для отмены либо изменения обжалованного судебного акта.
Как следует из материалов дела, общество 16.02.2012 по электронным каналам связи предоставило отчет формы РСВ-1, АДВ-6-2, СЗВ-6-2 СЗВ-6-3 за 2011 год, которые были получены органом пенсионного фонда.
Руководителем группы ПУ АСВ ВС и ВЗ Смирновой И.В. 15.03.2012 составлены акты камеральных проверок N 1, N 066 259 11 АК0008731 в которых зафиксирован факт обнаружения несвоевременного предоставления ООО "Керамос" сведений за 2011 года формы АДВ-6-4, АДВ-6-2, СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2).
Старшим специалистом группы ПУ АСВ ВС и ВЗ Рейдер Е.С. 15.03.2012 проведена проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов ООО "Керамос".
По результатам проверки составлен Акт N 06625930001462.
В результате проверки установлено несвоевременное представление расчета за 2011 год по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
По результатам рассмотрения указанных актов были вынесены:
- решение N 1 от 18.04.2012 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об обязательном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ) в виде штрафа в размере 77 107 руб.;
- решение N 06625911РП 0008731 от 18.04.2012 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 23 608 руб.;
- решение N 06625930001462 от 17.04.2012 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, предусмотренного пунктом 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 14 119 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд пришел к выводу, что управление правомерно привлекло заявителя к ответственности, предусмотренной Законом N 27-ФЗ и Законом N 212-ФЗ, однако посчитал возможным снизить размер штрафных санкций в 20 раз по решению N1 от 18.04.2012 до суммы 3 855 руб. 35 коп., по решению N 066 259 11 РП 0008731 от 18.04.2012 до суммы 1 180 руб. 42 коп., по решению N066 259 12 РК 0002462 от 17.04.2012 до суммы 706 руб.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом N 212-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Закона N 212-ФЗ заявитель является плательщиком страховых взносов.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Закона N 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по представлению расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам страхователь несет ответственность, предусмотренную статьей 46 Закона N 212-ФЗ, согласно части 1 которой непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что общество было привлечено управлением к ответственности за нарушение срока представления расчёта РСВ-1 ПФР за 2011 года, поскольку данный расчёт был представлен обществом 16.02.2012, тогда как срок его представления установлен до 15.02.2012.
В соответствии с частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) индивидуальные сведения.
По статье 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
Материалами дела подтверждается, что отчет формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2 СЗВ-6-3 за 2011 год переданы заявителем по каналам электронной связи в управление 16 февраля 2012 года. Таким образом, заявителем допущено нарушение сроков представления отчетности, предусмотренных частью 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
На основании вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 42 Закона N 212-ФЗ и пунктом 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ. Факт нарушения срока представления расчета и вина общества в совершении вмененного правонарушения заявителем признаются.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 62 Закона N 212-ФЗ названный Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2010, за исключением части 5 статьи 8, части 2 статьи 12, части 10 статьи 15 данного Федерального закона.
По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, данный Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу (пункт 3 статьи 62 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 4 части 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в ходе рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, предусмотренного названным Федеральным законом, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ смягчающим обстоятельствам признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (часть 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).
Учитывая изложенное, а также действие принципов индивидуализации и соразмерности наказания, выражающих требования справедливости и предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П), а также, оценив фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств: общество ранее к ответственности не привлекалось и признало правонарушение, срок представления индивидуальных сведений нарушен на 1 день вследствие отсутствия связи, отсутствие задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, отсутствие реального ущерба в связи с нарушением срока представления расчета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал возможность снизить размер взыскиваемого штрафа в 20 раз по решению N 1 от 18.04.2012 до суммы 3 855 руб. 35 коп., по решению N 066 259 11 РП 0008731 от 18.04.2012 до суммы 1 180 руб. 42 коп., по N 066 259 12 РК 0002462 от 17.04.2012 до суммы 706 руб.
Ссылка управления на ошибочное применение судом первой инстанции к спорным правоотношениям положений Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как на момент вынесения обжалуемого решения применению подлежали положения Закона N 212-ФЗ, не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство не повлияло на правильность состоявшегося судебного акта.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно установил сумму штрафа ниже предусмотренного законодательством минимального предела, отклоняется судом апелляционной инстанции. Запрет назначения размера штрафа ниже низшего предела действующим законодательством в данном случае не установлен.
Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, а также принципам индивидуализации, справедливости и соразмерности наказания, закрепленным в перечисленных выше нормах права.
С учетом изложенного, решение суда является правильным, нарушений норм материального или процессуального права не допущено. При рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права в силу частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, являющихся основанием для отмены судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба пенсионного фонда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 02 августа 2012 года по делу N А47-9682/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ясном Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
И.А. Малышева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-9682/2012
Истец: ООО "Керамос"
Ответчик: УПФР в г. Ясном Оренбургской области