г. Воронеж |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А48-2056/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Яковлева А.С.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ляминой А.А.,
при участии:
от Управления Федерального казначейства по Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от ОАО "Орелэнергосбыт": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Муниципального бюджетного образовательного учреждения "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Департамента финансов Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
от Администрации Орловского района Орловской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Орловской области на решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 года по делу N А48-2056/2012 (судья Юдина А.Н.) по иску открытого акционерного общества "Орелэнергосбыт", (ОГРН 1055742001897) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, (ОГРН 1037739085636), Управлению Федерального казначейства по Орловской области, (ОГРН 1025700764320), муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области (ОГРН 1025700695800), при участии в деле третьих лиц: Департамента финансов Орловской области, (ОГРН 1025700832959), Администрации Орловского района Орловской области, (ОГРН 1025700695448) о взыскании 7 486 руб. 88 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Орелэнергосбыт" (далее - истец, ОАО "Орелэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с исковым заявлением к 1. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; 2. Управлению Федерального казначейства по Орловской области; 3. муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области о взыскании 7 486 руб. 88 коп., составляющих убытки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент финансов Орловской области, Администрация Орловского района Орловской области
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 7 486 руб. 88 коп., составляющих убытки, причиненные обществу в связи с невыполнением договора в порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате потребленной электроэнергии муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области за март и с июля по декабрь 2009 года.
Истец также заявил отказ от исковых требований в отношении Управления федерального казначейства по Орловской области и муниципального бюджетного образовательного учреждения "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа".
Арбитражный суд в силу статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ принял уточнение исковых требований.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 года с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ОАО "Орелэнергосбыт" взыскано 7 237 руб. 22 коп., составляющих убытки. В удовлетворении остальной части исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказано.
В части требований к Управлению Федерального казначейства по Орловской области, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области производство по делу прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управление Федерального казначейства по Орловской области обратились в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции. По мнению заявителей жалобы, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации не является стороной договора, заключенного между ОАО "Орелэнергосбыт" и МБОУ Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате потребляемой энергии. Кроме того, заявители считают, что суд первой инстанции необоснованно взыскал сумму компенсации за потребляемую абонентом электроэнергию, так как абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" предусматривает меры социальной поддержки в отношении сельских педагогов только по освещению жилой площади.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
От ОАО "Орелэнергосбыт", Департамента финансов Орловской области также поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. От ОАО "Орелэнергосбыт" поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, принимая во внимание заявленные ходатайства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
При рассмотрении дела в порядке арбитражного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (часть 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции, 01.12.2008 года между МОУ "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" (в настоящее время муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области, далее образовательное учреждение) и ОАО "Орелэнергосбыт" в соответствии с Законом Орловской области от 13.02.2007 года N 660-ОЗ "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Орловской области" был заключен договор о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате потребленной электроэнергии.
Согласно пункту 1.2 указанного договора образовательное учреждение принимает на себя обязательства возмещать ОАО "Орелэнергосбыт" расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки по оплате электроэнергии педагогическим работникам образовательного учреждения, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области, именуемым далее потребители.
Список педагогических работников (потребителей) стороны согласовали в приложении N 1.
Разделом 2 договора регулируется порядок исполнения договора. Так, согласно положениям данного раздела, ОАО "Орелэнергосбыт" на основании поступивших от потребителей квитанций по оплате потребленной электроэнергии, формирует отчет об объеме предоставленных льгот по форме, согласованной сторонами в приложении N 2, и направляет его вместе со счетом на оплату образовательному учреждению до 15 числа месяца, следующего за расчетным.
Образовательное учреждение в 3-дневный срок подписывает и возвращает один экземпляр отчета в адрес ОАО "Орелэнергосбыт" и в 5-дневный срок с момента получения счета на оплату производит возмещение фактически понесенных расходов от предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам путем предоставления денежных средств на р/с ОАО "Орелэнергосбыт".
Образовательное учреждение и ОАО "Орелэнергосбыт" ежемесячно осуществляют сверку расчетов, произведенных в рамках исполнения настоящего договора, которая оформляется двухсторонним актом сверки расчетов.
Согласно пункту 3.1. договора настоящий договор действует с 01 декабря 2008 года по 31 декабря 2009 года, включительно.
Если ни одна из сторон не менее чем за 30 дней до окончания срока действия настоящего договора не заявит о его расторжении, то срок действия договора пролонгируется на следующий календарный год на тех же условиях (пункт 3.2 договора).
В соответствии с условиями договора истец поставил педагогическим работникам МБОУ "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области в период с января по декабрь 2009 года электрическую энергию на общую сумму 15 966 руб. 56 коп., что подтверждается отчетами об объеме предоставленных льгот по оплате электрической энергии педагогическими работниками.
МБОУ "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области платежными поручениями N 516 от 30.07.2009 года, N 726 от 08.12.2009 года, N 906 от 29.12.2009 года перечислило истцу денежные средства в размере 8 479 руб. 68 коп. в счет возмещения расходов, связанных с оплатой электрической энергии. Задолженность составила 7 486 руб. 88 коп.
Наличие задолженности и послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к выводу об частичном удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела. При этом суд апелляционной инстанции руководствуется следующим.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 28.12.2010) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Статьей 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Законом Орловской области от 13 февраля 2007 года N 660-ОЗ установлен порядок и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областного и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности или поселках городского типа на территории Орловской области.
Финансирование расходов, связанных с реализацией Закона Орловской области от 13.02.2007 N 660-ОЗ "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областных и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области по оплате жилых помещений с отоплением и освещением" осуществляется за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Обязательства Орловской области в соответствии с Законом Орловской области от 13.02.2007 N 660-ОЗ "О возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилых помещений с отоплением и освещением педагогическим работникам образовательных учреждений, финансируемых из областных и местных бюджетов, работающим и проживающим в сельской местности и поселках городского типа на территории Орловской области по оплате жилых помещений с отоплением и освещением" исполнены в полном объеме.
В 2009 году согласно приложению N 11 к Закону Орловской области от 30 июня 2010 года N 1088-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2009 год" на финансирование указанных расходов в Орловском районе Орловской области было запланировано 2 649 000 рублей. Фактическое финансирование указанных расходов в Орловском районе составило 2 649 000 рублей.
Пунктом 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации на граждан и организации возлагается обязанность своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В пункте 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) плату за коммунальные услуги.
Из содержания статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право педагогических работников на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности подразумевает предоставление указанной категории граждан льгот по оплате за пользование жилым помещением (для нанимателей), плате за содержание и ремонт жилого помещения, а также коммунальные услуги.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
По статье 8 Федерального закона от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие данного Кодекса.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ст. 7, ч. 1) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (ст. 7, ч. 1), вместе с тем не закрепляет отдельные меры такой защиты, равно как и объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Определение организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку, относится к полномочиям законодателя. При этом, поскольку социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "ж" ч. 1 Конституции РФ), по данному предмету совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ).
Таким образом, как следует из вышеназванных правовых актов, Российская Федерации не устранялась до 1 января 2005 года и не устраняется после этой даты, когда вступил в силу Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 23 от 22.06.2007 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничение полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, осуществляются в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) перечислены в п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Данной нормой права также установлено, что осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
Перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и (или) дополнений в пункт 2 настоящей статьи или в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
Субъект Российской Федерации - Орловская область нормативно-правовых актов по отнесению названного вопроса к полномочиям, финансируемым за счет собственных средств регионального бюджета, не принимала.
Финансирование рассматриваемых льгот, исходя из положений статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как обязательство, возникшее в результате принятия Федерального закона при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 322-О-П от 08.02.2007 норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) и, по сути, воспроизвела правовое регулирование, содержавшееся в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг". Российская Федерация, как следует из названных нормативных правовых актов, не устранялась до 1 января 2005 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и не устраняется после этой даты от обязанности по финансовому обеспечению предоставления установленного абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" уровня мер социальной поддержки.
Пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, не предусмотренные пункт 2 настоящей статьи и установленные иными федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета. Такие федеральные законы должны: определять права и обязанности органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также права и обязанности федеральных органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; устанавливать способ (методику), федеральные государственные минимальные социальные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление соответствующих полномочий; содержать указание на передачу в пользование и (или) управление либо в собственность субъекта Российской Федерации материальных объектов в целях обеспечения осуществления соответствующих полномочий; определять порядок представления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отчетности об осуществлении соответствующих полномочий; определять порядок осуществления федеральными органами государственной власти контроля за исполнением органами государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих полномочий и содержать наименования контрольных органов; определять условия и порядок временного изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъекта Российской Федерации, возмещения субвенций, передаваемых органам государственной власти субъекта Российской Федерации для обеспечения осуществления соответствующих полномочий.
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания педагогических работников не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, указанный перечень не был изменен или дополнен в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 26.3 данного Закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что финансирование расходов по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам является бюджетным обязательством Российской Федерации, а не субъекта Российской Федерации - Орловской области.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, возмещается в данном случае за счет казны Российской Федерации.
Статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23).
Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения.
Возможность субъекта Российской Федерации или муниципального образования предусматривать в своем бюджете средства для финансирования мер социальной поддержки педагогических работников не исключает обязанности Российской Федерации по возмещению соответствующих расходов.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дав надлежащую правовую оценку указанным обстоятельствам, арбитражный суд области обосновано пришел к выводу о том, что финансирование вышеназванных расходов является бюджетным обязательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком было заявлено о пропуске срока исковой давности, ответчик просил рассматривать требования за период с мая по декабрь 2009 года.
Разрешая данное заявление, суд первой инстанции руководствовался статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации и пришел к выводу, что истец пропустил срок исковой давности по требованию о взыскании убытков за март 2009 года, а в остальной части периода начисления убытков срок исковой давности ОАО "Орелэнергосбыт" не пропущен.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
В соответствии с частью 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению решения об отказе в иске, поэтому выяснение иных обстоятельств существенного значения для разрешения спора не имеет.
Данная правовая позиция изложена в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15 от 12.11.2001 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 18 от 15.11.2001 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
При таких обстоятельствах, суд области правомерно удовлетворил исковые требования в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации 7 237 руб. 22 коп., составляющих убытки, причиненные обществу в связи с невыполнением договора в порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате потребленной электроэнергии муниципальным бюджетным образовательным учреждением "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области.
Довод жалобы о том, что льготы предоставляются только на освещение, а решением суд первой инстанции взыскал сумму компенсации за всю потребляемую абонентом электроэнергию, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается в связи со следующим.
Право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, является важной мерой поддержки педагогов, проживающих и работающих в сельской местности.
По смыслу части 1 статьи 1, статьи 2, частей 1, 2 статьи 15, статей 18, 19, части 1 статьи 45, части 2 статьи 55, части 1 статьи 76, части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации в целях соблюдения конституционных прав педагогических работников, проживающих в сельской местности, понятие "бесплатное освещение" подразумевает под собой бесплатное предоставление полного объема потребляемой ими электроэнергии.
Законом об образовании не предусмотрено возмещение расходов, связанных с предоставлением гражданам льгот на оплату жилья и коммунальных услуг в меньшем размере, чем они фактически понесены организацией, оказавшей такие услуги.
В силу положений пункта 21 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23.05.2006, выделить из общего объема потребления электроэнергии, потребленной педагогическими работниками непосредственно на освещение жилого помещения, не представляется возможным, поскольку прибор учета учитывает весь объём потреблённой электроэнергии. Прибор учет, позволяющий определить количество электроэнергии, использованной именно на освещение, отсутствует.
Составляющие формулы, изложенной в пункте 21 Приложения, удельная мощность приборов освещения, коэффициент одновременного включения приборов освещения, число часов использования содержат лишь рекомендуемые значения для определения нормативов потребления в отсутствие приборов учета. При этом точный объем электроэнергии, потребленной на освещение, по данной формуле определить также невозможно.
Помимо этого, доводы ответчика, о применении пункта 30 вышеназванных Правил при расчете оплаты затраченной электроэнергии на освещение несостоятельные и по тем основаниям, что норматив потребления коммунальных услуг применяется в отсутствие прибора учета. Однако жилые помещения педагогических работников, проживающие в сельской местности, оснащены прибором учета потребляемой электроэнергии.
Невозможность определения количества потребленной электроэнергии на освещение не лишает педагогических работников, наделенных федеральным законом льготой, права на получение компенсаций, указанной меры социальной поддержки.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, оснований для отмены либо изменения судебного акта не имеется.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела были полно установлены фактические обстоятельства дела, всесторонне исследованы доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, им дана надлежащая правовая оценка и принято решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, допущено не было.
В силу статьи 333.27 НК РФ заявители освобождены от оплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 26.07.2012 года по делу N А48-2056/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Управления Федерального казначейства по Орловской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Л.А. Колянчикова |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-2056/2012
Истец: ОАО "Орелэнергосбыт"
Ответчик: МБОУ "Краснозвездинская СОШ" Орловского района Орловской области, МБОУ "Краснозвездинская средняя общеобразовательная школа" Орловского района Орловской области, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, РФ в лице Министерства финансов РФ, Управление Федарельного Казначейства по Орловской области, УФК по Орловской области
Третье лицо: Администрация городского Поселения Знаменка Орловского района Орловской области, Администрация Орловского района Орловской области, Департамент финансов Орловской области