город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2012 г. |
дело N А32-4924/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филимоновой С.С.
судей Н.Н. Смотровой, М.В. Соловьевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Власовой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Авиационные линии Кубани"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2012 по делу N А32-4924/2012 по заявлению: открытого акционерного общества "Авиационные линии Кубани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о признании недействительным решения от 20.12.2011 по делу N248/2011 и предписания N 71-248/2011 от 20.12.2011 принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Авиационные линии Кубани" (далее - ОАО "Авиационные линии Кубани") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - УФАС по Краснодарскому краю) о признании незаконным решения от 20.12.2011 г. по делу N 248/2011 и предписания от 20.12.2011 г. N 71-248/2011.
Решением суда от 20.06.2012 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые решение и предписание соответствуют Закону. Общество оказывает услуги пассажирских перевозок авиационным транспортом на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар по разным тарифам при одинаковых условиях их применения. Федеральные авиационные правила не предоставляют авиаперевозчикам, занимающим доминирующее положение на определенном рынке авиаперевозок, право произвольного установления различных тарифов при одинаковых условиях применения тарифов без экономического, технологического либо иного обоснования, в том числе подтвержденного документально.
Не согласившись с данным судебным актом, ОАО "Авиационные линии Кубани" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило решение суда от 20.06.2012 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что Правила N 155 предусматривают возможность применения авиаперевозчиками различных по стоимости тарифов. Отсутствие возможности проводить гибкую тарифную политику приведет к тому, что авиаперевозчик не сможет обеспечить максимальную загрузку воздушного судна на условиях, позволяющих получить выгоду от перевозки, что может привезти к закрытию перевозок на отдельных направлениях.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом. От антимонопольного органа поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, УФАС России по Краснодарскому краю совместно с Краснодарской транспортной прокуратурой проведено контрольное мероприятие по проверке ОАО "Авиалинии Кубани" на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности по формированию стоимости авиабилетов на авиарейсы, выполняемые компанией.
Решением УФАС по Краснодарскому краю от 20.12.2011 г. по делу N 248/2011 ОАО "Авиационные линии Кубани" признано нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции". Указанное нарушение выразилось в необоснованном установлении тарифов на пассажирские перевозки авиационным транспортом на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар.
20.12.2011 г. обществу "Авиационные линии Кубани" выставлено предписание N 71-248/2011, в соответствии с которым обществу предписано прекратить нарушение ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и в срок до 01.03.2012 г. установить единые тарифы на одну и ту же услугу по пассажирским перевозкам по кодам тарифов XEEOW, BEEOW, Y, XEERT, BEERT, YRT на одних и тех же условиях их применения на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар.
Полагая, что решение УФАС по Краснодарскому краю от 20.12.2011 г. по делу N 248/2011 о признании общества нарушившим ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и предписание N 71-248/2011 являются незаконными, общество обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктами 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение и предписание УФАС по Краснодарскому краю от 20.12.2011 г. могут быть признаны незаконными только при наличии совокупности двух условий: несоответствия данных решения и предписания закону и нарушения ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие двух соответствующих условий применительно к настоящему делу не является доказанным.
Оценив обстоятельства дела с учетом положений ФЗ "О защите конкуренции", суд первой инстанции обоснованно признал, что ОАО "Авиационные линии Кубани" применительно к настоящему делу является субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по перевозке пассажиров на линиях Краснодар - Сочи - Краснодар; Краснодар - Казань - Краснодар.
Так, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, в том числе, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам (пункт 2 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции).
В рамках производства по делу N 248/2011 УФАС России по Ростовской области, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. N 220, проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг регулярных пассажирских перевозок воздушным транспортом по маршрутам Краснодар - Сочи - Краснодар; Краснодар - Казань - Краснодар.
Антимонопольным органом по сведениям о количестве перевезенных пассажиров за период 2010 г., 1-й квартал 2011 г. установлено, что доля общества на рынке услуг по перевозке пассажиров на линиях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар в географических границах авиалиний составляет 100%. Следовательно, доминирующее положение общества судебная коллегия находит доказанным.
В силу пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - Воздушный кодекс) перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Согласно пунктам 14, 15 Федеральных авиационных правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимании сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155 (далее - Правила) между двумя пунктами может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по размеру денежной суммы и/или условиям применения тарифов. Каждому тарифу устанавливаются условия его применения. Эти условия описываются набором категорий их значений.
Пункт 15 указанных Правил позволяет авиаперевозчику устанавливать различные по стоимости тарифа при одинаковых условиях их применения.
Согласно пункту 18 Федеральных авиационных правил N 155 в каждом классе обслуживания может быть установлено несколько пассажирских тарифов, различающихся по уровню тарифа и (или) условиям применения тарифа.
Федеральные авиационные правила, утвержденные Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, подлежат применению всеми перевозчиками независимо от занятия доминирующего положения на определенном рынке услуг.
Судом установлено, и общество не оспаривает, что комплекс и условия применения услуг по всем применяемым обществом тарифам одинаков и различается лишь стоимостью тарифов.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Авиационные линии Кубани", занимающим доминирующее положение на товарном рынке пассажирских авиаперевозок на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар допущены действия, признаваемые злоупотреблением доминирующим положением, в виде экономически, технологически и иным образом немотивированного установления различных тарифов (тарифов эконом класса в одну сторону XEEOW, BEEOW, Y, туда - обратно XEERT, BEERT, YRT) на одну и туже услугу по пассажирским перевозкам на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар.
Данное обстоятельство подтверждается представленными обществом сведениями о стоимости авиабилетов эконом класса на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар (приложение к приказу N 393 от 27.08.2009 г., приложение N 1 к приказу от 08.02.2011 г. и приложение к приказу от 16.03.2011 г. N 135).
Так, заявителем установлены следующие тарифы: по линии Краснодар - Сочи - Краснодар, предназначенные для перевозки пассажиров эконом класс (группа базовых тарифов) в одну сторону - Y - 4 000 рублей, XEEOW - 3 050 рублей, BEEOW - 2 550 рублей, туда обратно XEERT - 6 100 рублей, BEERT - 5 100 рублей, YRT - 8 000 рублей; по линии Краснодар - Казань - Краснодар в одну сторону - Y - 11 300 рублей, XEEOW - 10 100 рублей, BEEOW - 8 900 рублей, туда обратно XEERT - 20200 рублей, BEERT - 17 800 рублей, YRT - 22 600 рублей.
При этом вышеназванные тарифы имеют одинаковые условия применения, а именно: одинаковый срок годности билета - 12 месяцев, одинаковые условия переоформления и возврата билетов (до вылета -500 руб., после вылета 10%+ 500 руб.), одинаковые скидки для детей - 50% (приложение N 1 к письму ОАО "Авиационные линии Кубани" от 28.10.2011 г. N.24/1812).
Оценив вышеприведенные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод о непредставлении обществом экономического, технологического или иного обоснования установления различных цен (тарифов) на один и тот же товар (услуги).
Согласно разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции). Исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, Закон о защите конкуренции признает недопустимыми не только действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, повлекшие устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, но действия, способные привести к такому результату, т.е. свидетельствующие о наличии угрозы наступления такого результата.
Действия заявителя по экономически, технологически и иным образом немотивированному установлению различных тарифов (XEEOW, BEEOW, Y, туда-обратно XEERT, BEERT, YRT) на одну и ту же услугу по пассажирским перевозкам на авиалиниях Краснодар - Сочи - Краснодар и Краснодар - Казань - Краснодар могли иметь своим результатом ущемление интересов пассажиров, пользующихся услугами общества, поскольку пассажиры получают одинаковый комплекс услуг, оплачивая его фактически по разным ценам, без раскрытия каких-либо установленных критериев, позволяющих приобрести билет по более приемлемой цене, и без какого-либо обоснования таких различий со стороны перевозчика.
Ссылка заявителя жалобы на возможность установления различных тарифов, что предусмотрено в п. 15 Федеральных авиационных правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимании сборов в области гражданской авиации, утвержденных приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, не принимается судебной коллегией.
Пункт 15 указанных Правил позволяет авиаперевозчику устанавливать различные по стоимости тарифа при одинаковых условиях их применения. Однако эти Правила не устанавливают право авиаперевозчика, занимающего доминирующее положение на рынке авиаперевозок, произвольного установления различных по стоимости тарифов при одинаковых условиях их применения без экономического, технологического или иного обоснования.
Подобного обоснования заявитель не представил, в связи с чем УФАС по Краснодарскому краю правомерно признало ОАО "Авиационные линии Кубани" нарушившим требования Закона о защите конкуренции.
На ОАО "Авиационные линии Кубани" распространяется не только действие законодательства в сфере авиаперевозок, но и нормы специального антимонопольного законодательства, в том числе в части обязанности по недопущению совершения действий, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом.
При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.06.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Н.Н. Смотрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4924/2012
Истец: ОАО "Авиационные линии Кубани", ООО Авиационные линии Кубани
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: УФАС по Краснодарскому краю