г. Тула |
|
5 октября 2012 г. |
Дело N А23-1227/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 октября 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Тиминской О.А., судей Еремичевой Н.В., Тимашковой А.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Верулидзе Н.Д., рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2012 по делу N А23-1227/2012, принятое по заявлению ЗАО "ТД "Петровский" (г. Москва, ОГРН 1097746600643) к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области (г. Калуга), третье лицо: Калужская таможня в лице Боровского таможенного поста (г. Калуга), о признании незаконным акта от 22.12.2011, при участии: от заявителя - Журавлева К.А. - представителя по доверенности от 03.05.2012 N 10, от ответчика - Михайловой Т.В. - представителя по доверенности от 19.04.2012 N 14, Линючева Ю.А. - представителя по доверенности от 19.09.2012 N 26, от третьего лица Кузнецова В.В. - представителя по доверенности от 05.03.2012 N 06-49/9, установил следующее.
Закрытое акционерное общество "Торговый дом "Петровский" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к управлению Россельхознадзора по Калужской области (далее - Управление) о признании незаконным акта от 22.12.2011 о нарушении Единых правил ветеринарно-санитарных требований при перевозке товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору.
Решением суда от 03.08.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Управление подало апелляционную жалобу.
Оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом установлено, что Управлением 22.12.2011 в зоне действия Калужской таможни - Боровский таможенный пост проведены контрольные мероприятия в виде документарного и физического контроля (досмотра) по товару, прибывшего по CMR N 174148 от 15.12.2011, готовая молочная продукция сливки для взбивания Frishli Schlagsahne 32%, код ТН ВЭД 0401, в количестве 216 мест, вес 2 592 кг, ветеринарный сертификат DE-0130503-5129 от 15.12.2011, место отправления Германия.
В результате проведения ветеринарного контроля выявлено, что маркировка на упаковку нанесена на иностранном языке, имеющиеся данные (дата окончания срока хранения, наименование на иностранном языке) не позволяют идентифицировать продукцию и установить соответствие груза товаросопроводительным документам; отсутствует указание даты выработки; в импортном ветеринарном сертификате, товаросопроводительных документах отсутствует регистрационный номер предприятия-изготовителя DE BY 270 EG, промаркированный на каждой единице упаковки продукции совместно с DE NI 006 EG.
Управлением составлен акт от 22.12.2011 о нарушении Единых правил ветеринарно-санитарных требований при перевозке товаров, подконтрольных государственному ветеринарному надзору, который содержит вывод о принятом решении: в связи с несоответствием подконтрольного товара данным, указанным в ветеринарном сопроводительном документе, а также несоответствием маркировки установленным требованиям, проставить в сопроводительных документах штамп "выпуск запрещен".
Полагая, что данный акт не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Общества, ЗАО "Торговый дом "Петровский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доказательств несоответствии груза нормам законодательства в области ветеринарии в соответствии с главой 27 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), ответчиком не представлено.
В силу части 2 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон о качестве) пищевые продукты, материалы и изделия, не соответствующие требованиям нормативных документов, не могут находиться в обороте.
Согласно статье 1 Закона о качестве ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования, утилизации или уничтожения некачественных, опасных пищевых продуктов, материалов и изделий, относятся к нормативным документам.
Из статьи 9 Закона о качестве следует, что требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, условий их заготовки, изготовления и оборота, установленные ветеринарными правилами и нормами, обязательны для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями.
Статья 15 Закона от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) содержит норму, согласно которой продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. При этом предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечить выполнение указанных требований.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе" утверждены Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
Согласно коду ТН ВЭД 0401 товар "Молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ" включен в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемыми к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), в главе 27 установлены ветеринарно-санитарные требования при ввозе на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещении между сторонами молока, полученного от крупного и мелкого рогатого скота и молочных продуктов, где к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещению между сторонами допускаются молоко и молочные продукты, полученные от здоровых животных из хозяйств, официально свободных от заразных болезней животных, поименованных в требованиях, в частности, молоко, используемое для производства молочных продуктов, прошло термическую обработку, достаточную для уничтожения патогенных микроорганизмов, представляющих опасность для здоровья человека. Поставляемые молочные продукты должны быть подвергнуты процессу переработки, в результате которой должно гарантироваться отсутствие жизнеспособной патогенной флоры. Молочные продукты признаны пригодными для употребления в пищу.
Микробиологические, физико-химические, химико-токсикологические и радиологические показатели молока и молочных продуктов должны соответствовать действующим на территории Таможенного союза ветеринарным и санитарным правилам и требованиям.
К ввозу на таможенную территорию таможенного союза и (или) перемещению между сторонами не допускаются молоко и молочные продукты, имеющие измененные органолептические показатели или нарушения целостности упаковки.
В соответствии с пунктом 3.8 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза ветеринарные сертификаты при ввозе подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза должны быть оформлены на русском языке, а также на языке страны-экспортера и/или английском языке.
В силу пункта 9.3 Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза подконтрольный товар, владелец которого не может подтвердить его происхождение документами, удостоверяющими безопасность в ветеринарно-санитарном отношении, подлежит утилизации (уничтожению) без проведения экспертизы за счет владельца такого товара или возвращается грузоотправителю (экспортеру). Подконтрольные товары, ввоз которых не разрешен, подлежат вывозу в сроки, установленные законодательством сторон; вывоз производится владельцем подконтрольных товаров за свой счет и с соблюдением таможенного законодательства таможенного союза (пункт 9.4).
Судом установлено, что качество ввозимого Общества товара "готовая молочная продукция сливки для взбивания Frishli Schlagsahne 32%" подтвержден:
- ветеринарным сертификатом на экспортируемые из Европейского Союза в Российскую Федерацию молоко и молочные продукты, полученные от крупного и мелкого рогатого скота от 15.12.2011 DE-0130503-5129 (т.1 л.д.59-61), где грузоотправителем значится Frishli Milchwerke GmbH, Bahndamm 4, 31547 Rehburg-Loccum, страна происхождения продукции Deutschland - Германия. Маркировка DE NI 006 EG - пункт 2.7 в разделе 2 Идентификация продукции;
- международной товарно-транспортной накладной CMR N 174148 от 15.12.2011 с указанием на данный ветеринарный сертификат от 15.12.2011 DE-0130503-5129, адрес поставщика и место 31547 Rehburg-Loccum, DE - Германия: графы 1, 4, 5 CMR;
- письмом производителя от 15.12.2011, которое имеет указание на производителя Frishli Milchwerke GmbH, Bahndamm 4, D - 31547 Rehburg-Loccum, DE NI 006 EG (т.1 л.д.62);
- актом таможенного наблюдения от 18.07.2012, из которого также следует, что первым отправителем и производителем Продукции является компания Frishli Milchwerke GmbH, расположенная по адресу: Bahndamm 4, 31547 Rehburg-Loccum (т.2 л.д.47).
При проведении физического ветеринарного контроля установлено, что в маркировке на упаковке товара имеется указание на два номера предприятия-изготовителя, один из которых имеется в импортном ветеринарном сертификате.
В акте таможенного наблюдения от 18.07.2012 на фото упаковок спорного товара подтверждается наличие двух маркировок предприятия-изготовителя: DE NI 006 EG; DE BY 270 EG, где в то же время указан адрес предприятия-изготовителя: D - 31547 Rehburg-Loccum (л.д.47 т.2).
Факт производства молочной продукции данной марки на фабрике в г.Ребург-Локкум подтвержден в письме предприятия-изготовителя от 18.07.2012
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что товар "готовая молочная продукция сливки для взбивания Frishli Schlagsahne 32%" ввезен по ветеринарному сертификату DE-0130503-5129 от 15.12.2011, что соответствует требованиям Положения о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза.
Также из оспариваемого акта следует, что маркировка на каждой единице упаковки содержит сведения о дате окончания срока хранения 03.02.2012, информация о дате выработки продукции не указана, что не соответствует пункту 3 статьи 18 Закона о качестве, где на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом вида пищевых продуктов должна быть указана, в частности, информация о дате изготовления и условиях хранения пищевых продуктов (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям хранения).
Однако в соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона от 12.06.2008 N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" (далее - Технический регламент) со дня вступления данного закона в силу вышеуказанная норма в части молочных продуктов промышленного изготовления не применяется.
Согласно подп. 13 ч. 25 ст. 36 Технического регламента молоко и продукты его переработки, расфасованные в потребительскую тару и реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, должны иметь маркировку, содержащую информацию о дате производства (изготовления) и дате упаковки молочной продукции (при несовпадении этих дат), обозначенные двузначными числами, - час, число, месяц (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности, исчисляемым часами), число, месяц, год (для скоропортящейся молочной продукции со сроком годности до 30 дней), месяц, год (для нескоропортящейся молочной продукции, в том числе консервов).
На основании ст. 37 Технического регламента маркировка осуществляется при помощи этикеток на русском языке.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Торговый дом "Петровский" письмом от 22.12.2011 N 1 извещало Управление об отсутствии на упаковке перевода на русском языке, представив для документарной проверки перевод к проверяемой поставке.
При этом ветеринарный сертификат в графе 2 Идентификация продукции в пунктах 2.1 и 2.2 имеет отсылку на дополнительный лист, где указаны три вида товара, в том числе и сливки для взбивания Frishli Schlagsahne 32% с датой производства 26.10.2011.
Таким образом, с учетом того, что происхождение подконтрольного товара подтверждено документами, удостоверяющими безопасность в ветеринарно-санитарном отношении - ветеринарный сертификат от 15.12.2011 DE-0130503-5129, соответствующая информация могла быть получена Управлением из иных источников.
Следовательно, факт отсутствия надлежащей маркировки на упаковке в рассматриваемом случае сам по себе недостаточен для вывода об опасности товара для здоровья человека по причине несоответствия его требованиям нормативных, технических документов и информации о пищевых продуктах.
В материалы дела документы, переведенные на русский язык, были представлены.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что проверяющему эти документы не представлялись, отклоняется.
В случае, если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию Российской Федерации, вызывают у должностных лиц, осуществляющих санитарно-карантинный контроль и ветеринарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию Российской Федерации таких пищевых продуктов, материалов и изделий (ст. 21 Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ).
Вопреки названной норме Управление такое решение не вынесло.
На основании изложенного доводы апелляционной жалобы о правомерности составления оспариваемого акта и проставления штампа "ввоз запрещен", противоречат материалам дела.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значения для рассмотрения дела, как того требует ст. 71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 269 п. 1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.08.2012 по делу N А23-1227/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 АПК РФ кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1227/2012
Истец: ЗАО "ТД "Петровский"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Калужской области
Третье лицо: Калужская таможня в лице Боровского таможенного поста