г. Пермь |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А71-15868/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Осиповой С.П.,
судей Ясиковой Е.Ю., Грибиниченко О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кожевниковой К.В.
при участии:
от заявителя Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск" (ОГРН 1031800554400, ИНН 1826001137): не явились;
от заинтересованного лица Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1031800553840, ИНН 1835018088): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 июля 2012 года
по делу N А71-15868/2011,
принятое судьей Коковихиной Т.С.
по заявлению Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск"
к Управлению государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Муниципальное учреждение Администрации муниципального образования "город Ижевск" г. Ижевск (далее - Администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - заинтересованное лицо, Управление) от 26.09.2011 N 113336.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что предписание вынесено в адрес неуполномоченного лица, поскольку ликвидация несанкционированных пунктов прибытия не относится к вопросам местного значения; судом не учтено, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин", который осуществляет деятельность по перевозке пассажиров по пригородному маршруту "Ижевск - М.Пурга" в нарушение требований действующего законодательства; оспариваемое предписание сформулировано неясно и не точно, формулировки предписания допускают различное толкование, соответственно не может быть исполнимо.
Управление с доводами жалобы не согласно по мотивам, указанным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, решение суда считает законным и обоснованным.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 26.09.2011 Управлением государственного автодорожного надзора по УР Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ на основании приказа N 732 от 12.09.2011 проведена проверка на предмет выполнения ранее выданного МУ Администрации МО "город Ижевск" предписания от 17.06.2011 N 113202.
По результатам проверки составлен акт N 113336 от 26.09.2011 и выдано предписание N 113336 от 26.09.2011, согласно которому заявителю в срок до 27.11.2011 предписано устранить нарушения п. п.4.6 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утв. Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 г. N 2, а именно: на территории муниципального образования "город Ижевск" имеется несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов расположенный по адресу: УР, г. Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом с "С Банком".
Заявитель, полагая, что вышеуказанное предписание является незаконным, нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу к выводу, что предписание N 113336 от 26.09.2011 соответствует требованиям действующего законодательства, права и интересы Администрации МО "город Ижевск" не нарушает.
По результатам исследования представленных в материалы дела доказательств и оценки доводов жалобы суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что вынесенное по делу решение является законным, обоснованным и не подлежит отмене в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в установленных сферах, в том числе автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 N 2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (далее - Положение).
В силу п. 4.6 Положения выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, главным архитектором города (района), органами Государственной автомобильной инспекции и утверждается органами исполнительной власти соответствующей территории. Обустройство автобусных остановок в городах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу подп. 7, 7.1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, организационные и контролирующие функции в сфере транспортного обслуживания населения и безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления.
В рассматриваемом случае Управлением государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике выявлено наличие несанкционированного пункта прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов, расположенного в г. Ижевске на перекрестке улиц Ленина и К.Маркса.
Поскольку несанкционированный пункт прибытия (отправления) автобусов находится на территории муниципального образования - г. Ижевск, лицом, обязанность по ликвидации такого пункта в силу ст. ст. 9, 38 Устава муниципального образования правомерно возложена на заявителя.
Довод заявителя о том, что посадку (высадку) пассажиров на несанкционированном конечном пункте прибытия производит перевозчик "Такси Рубин" отклоняется как не имеющий правового значения для рассмотрения настоящего спора.
Как правильно указано судом 1 инстанции факты, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.12.2011 по делу N А71-9568/2011, в соответствии с которым МУ Администрации муниципального образования "город Ижевск" отказано в удовлетворении требований о признании незаконным предписания Управления от 17.06.2011 N113202, в соответствии с которым МУ Администрации муниципального образования "город Ижевск" было предписано устранить несанкционированный пункт прибытия (отправления) пригородных пассажирских автобусов расположенный по адресу: г.Ижевск, перекресток улиц Ленина и К.Маркса, рядом с "С Банком", не доказываются вновь и имеют преюдициальное значение при рассмотрении судом настоящего дела.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неисполнимости предписания судом апелляционной инстанции подлежат отклонению.
Требование, содержащееся в предписании и подлежащее выполнению в целях устранения допущенного нарушения, сформулировано Управлением конкретно и определенно: в срок до 27.11.2011 предписано устранить нарушения п.4.6 "Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами", утв. Приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 г. N 2.
Осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности отнесено к компетенции администрации муниципального образования "город Ижевск", в связи с чем, государственный орган не вправе вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления. Соответствующие способы устранения допущенных нарушений избирает лицо, которому такое предписание направлено.
При этом излишняя детализация Управлением содержания предписания в части указания конкретных действий, которые необходимо совершить лицу, в отношении которого вынесено предписание, по мнению суда апелляционной инстанции, создает возможности для необоснованного вмешательства государственного органа в сферу хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и может повлечь нарушение его прав и законных интересов.
Пункт 2 предписания Управления не нарушает прав и законных интересов заявителя, поскольку не налагает на Администрацию каких-либо обязанностей и не препятствует осуществлению предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем оснований для признания предписания в этой части также отсутствуют.
В силу вышеизложенного доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции, так как не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств, оснований для которой суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 июля 2012 года по делу N А71-15868/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муниципального учреждения Администрация муниципального образования "город Ижевск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
С.П. Осипова |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-15868/2011
Истец: Администрация МО "Город Ижевск", Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "город Ижевск"
Ответчик: Управление государственного автодорожного надзора по Удмуртской Республике Федеральной службы по надзору в сфере транспорта