г. Ессентуки |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А61-1150/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2012.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Жукова Е.В., Сулейманова З.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Назаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ответчика - войсковой части N 3737 на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.07.2012 по делу А61-1150/2012 (судья Белашов А.В.)
по иску муниципального унитарного предприятия "Моздокский водоканал" (г. Моздок, ул. Шаумяна, 6, ИНН: 1510003258, ОГРН: 1021500918185)
к войсковой части N 3737 (г. Моздок, ул. Гагарина, 27, ИНН: 1510008552, ОГРН: 1021500921199)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (г. Владикавказ, пл. Свободы, 5)
о взыскании задолженности за сброс загрязняющих веществ в размере 1 271 830 рублей 84 копейки,
при участии в судебном заседании:
от истца - представитель по доверенности N 665 от 23.05.2012 Шитикова М.А.,
от ответчика - представитель по доверенности N 84 от 12.09.2012 Некрасов С.В.,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Моздокский водоканал" Моздокского городского поселения (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с иском к войсковой части N 3737 (далее - ответчик-1, войсковая часть) о взыскании задолженности в размере 1 271 830 рублей за сброс загрязняющих веществ системы городской канализации за период с 01.01.2010 по 30.06.2012 (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением от 29.06.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - третье лицо, служба по тарифам).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.07.20123 заявленные требования удовлетворены полностью. Судебный акт мотивирован тем, что у ответчика по договору имеется обязательство вносить платежи за сброс в канализацию загрязняющих веществ. Тарифы определены в счетах-фактурах предприятием правильно, с учетом положений нормативно-правового акта Республики Северная Осетия-Алания. Тариф водоотведения утвержден полномочным органом с учетом транспортировки стоков.
Не согласившись с решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что предприятие не подтвердило состав загрязняющих веществ. Войсковая часть производственной деятельностью не занимается.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по основаниям, изложенным в нем.
В судебном заседании представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, изучив и оценив в совокупности материалы дела, заслушав представителей сторон, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между предприятием заключен государственный контракт N 115 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2010, согласно условиям которого предметом контракта является отпуск питьевой воды из систем коммунального водоснабжения по водопроводным вводам и прием сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам от всех источников (систем) водоснабжения
На основании пункта 2.1 контракта абонент обязан оплачивать услуги предприятия в порядке и сроки, установленные контрактом.
В силу пункта 3.1 контракта расчетный период для оплаты, израсходованной абонентом питьевой воды и стоков, устанавливаются равным одному календарному месяцу.
Размер платы рассчитывается по тарифам, установленным для водопотребления и водоотведения в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.6 контракта расчеты за воду, израсходованную абонентом, и принятые сточные воды, производятся согласно тарифам, утвержденным органом местного самоуправления.
Как указано в пункте 4.2.3 контракта, абонент несет ответственность за сброс сточных вод, не отвечающих предельно допустимым нормам и предельно допустимым концентрациям загрязняющих веществ.
01.01.2011 стороны заключили контракт на новый календарный год, согласно которому абонент производит оплату предприятию за отпущенную питьевую воду, за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в городскую канализацию.
В параграфе пятом контракта установлен порядок взимания платы за сброс загрязняющих веществ в системы канализации с указанием допустимой концентрации загрязняющих веществ с наименованиями ингредиента.
Пунктом 5.5 контракта установлено, что при отсутствии у абонента результатов аналитических измерений состава сточных вод или непредоставление их в сроки, предусмотренные контрактом, расчет платы за сброс загрязняющих веществ производится по фактическому объему сброшенных сточных вод по ставке платы в пределах установленного лимита - 4 рубля за 1 куб. м.
В силу пункта 5.6 контракта расчет платы за загрязняющие вещества, сброшенные в систему коммунальной канализации, за отчетный период производится абонентом и предоставляется предприятию в письменном виде в период с 10 по 20 число каждого месяца, следующего за отчетным периодом, с копиями бланков лаборатории о результатах анализа по составу сточных вод.
01.10.2011, 01.01.2012 стороны перезаключили контракт на отпуск питьевой воды и прием сточных вод с аналогичными условиями на следующие периоды.
Из счетов-фактур следует, что за период с 01.01.2010 по 30.06.2012 абонент обязан внести плату за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации в размере 1 271 830 рублей с корректировками расчета.
Ответчик погасил задолженность частично, в связи с чем, в оставшейся части долг составил 34 154 рубля 37 копеек, что подтверждается актом сверки, подписанном предприятием и плательщиком.
Плательщик в результате реорганизации в форме присоединения прекратил свою деятельность, все права и обязанности плательщика в соответствии с Приказом Министерства обороны России N 1871 от 17.12.2010 перешли к учреждению.
16.12.2011 предприятие направило учреждению (правопреемнику) претензию с требованием об оплате оставшейся части задолженности.
Ответа на претензию не последовало.
Считая, что войсковая часть обязана погасить задолженность за невнесение платы за сброс загрязняющих веществ в городскую канализацию, предприятие обратилось в суд с иском.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу заключенного между сторонами контракта абонент обязан производить плату за загрязнение окружающей среды предприятию в соответствии с нормативно-правовыми актами субъекта.
Как указано в статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
В силу статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду, в частности, относятся сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.
В пункте 65 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), установлено, что контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пунктам 70, 71 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск воды и прием сточных вод в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 25.12.2009 N 360 "О внесении изменений в Постановление Правительства РСО-Алания от 15.10.2007 N 257 "О порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктом РСО-Алания" (далее - Порядок) с 01.01.2010 установлен следующий порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ: взимание платы за прием сточных вод в системы коммунальной канализации населенных пунктов РСО-Алания производится организациями водоканализационного хозяйства с абонентов за фактический объем принятых/сброшенных сточных вод и загрязняющих веществ в эти системы.
На основании пункта 1 Порядка взимание платы осуществляется с предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов на территории РСО-Алания.
В соответствии с пунктом 9 Порядка расчет платы за сброс загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации производится при отсутствии у природопользователя результатов аналитических измерений состава сточных вод по фактическому объему сброшенных сточных вод по ставке платы в пределах установленного лимита - 4 рубля за 1 куб. м.
На основании принципов охраны окружающей среды ее загрязнение, в частности водных природных объектов, является платным для всех лиц, которые сбрасывают загрязняющие вещества в городские канализации независимо от форм собственности, наличия или отсутствия производственной деятельности, поэтому войсковая часть, как субъект, пользующийся системой водоснабжения, обязан возмещать вред, причиненный окружающей среде, в виде платы за сброс загрязняющих веществ в канализацию.
Истец, как водоказализационное хозяйство, с которым войсковая часть заключила соответствующий контракт, выставлял ответчику счета-фактуры на оплату сброса загрязняющих веществ в канализацию, которые последний в нарушение закона своевременно не оплачивал.
Поскольку у абонента не имеется аналитических приборов, определяющих состав загрязняющих веществ, сброшенных войсковой частью в канализацию, то предприятие правомерно производило расчет, исходя из установленного уполномоченным органом РСО-Алания тарифа - 4 рубля за 1 куб. м. При этом, истец не обязан устанавливать состав загрязняющих веществ, на что ссылается апеллянт в жалобе, эта обязанность возложена на ответчика.
Ответчик в силу действия императивных правил, содержащихся в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти Российской Федерации и РСО-Алания, обязан вносить плату водоканализационному хозяйству - предприятию, которая рассчитывается из учета фактически сброшенных ответчиком сточных вод, что правильно определил истец в иске, уточнении к нему, в размере 4 рубля за 1 куб. м.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче апелляционной жалобы апеллянтом, относятся на него в связи с отклонением доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.07.2012 по делу А61-1150/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1150/2012
Истец: Муниципальное унитарное педприятие "Моздокский водоканал", МУП "Моздокский водоканал"
Ответчик: В/Ч-3737, Воинская часть N3737 ВВ МВД России
Третье лицо: Региональная служба по тарифам РСО-Алания, РСТ по РСО-А