г. Красноярск |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А33-5521/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "04" октября 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Магда О.В., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Савицкас Н.В.,
при участии:
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 23 мая 2012 года N 7055/100;
от Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (заявителя) - Мармалевской А.А., представителя по доверенности от 1 февраля 2012 года N 04-800;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "12" июля 2012 года по делу N А33-5521/2012, принятое судьей Куликовой Д.С.,
установил:
Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (ИНН 2466133722, ОГРН 1052466191580, далее по тексту также заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290, далее также ответчик):
-о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2, выраженного в сообщении от 2 марта 2012 года N 01/055/2012-61 об отказе в государственной регистрации;
-об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю зарегистрировать право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2012 года заявление Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края удовлетворено.
Суд признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, и присудил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обязанность произвести регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на указанный земельный участок.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на спорном земельном участке находится принадлежащий Красноярскому краю объект недвижимости, то в силу пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" сам земельный участок также относится к собственности Красноярского края.
Не согласившись с данным судебным актом, Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 12 июля 2012 года по делу N А33-5521/2012 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению ответчика, решение суда первой инстанции не соответствует действующему законодательству и принято в силу неправильного толкования норм материального права.
Пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривает отнесение к собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, занятых уже созданными объектами недвижимого имущества (зданиями, строениями, сооружениями). Поскольку объекты незавершенного строительства не являются зданиями, строениями, сооружениями в связи с тем, что они не могут быть использованы в соответствии с их назначением до завершения строительства и ввода в эксплуатацию, то право собственности на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110 не может быть зарегистрировано за Красноярским краем по основаниям, указанным в названной выше норме. Доказательства, подтверждающие наличие на спорном земельном участке здания, строения или сооружения, принадлежащего Красноярскому краю, регистрирующему органу представлено не было.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 августа 2012 года апелляционная жалоба Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 1 октября 2012 года.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель заявителя отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду апелляционной инстанции отзыве.
По мнению заявителя, решение суда первой инстанции законно и обоснованно. На основании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации право государственной собственности на спорный земельный участок разграничено, и данный земельный участок относится к собственности Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Из архивной выписки от 22 января 2007 года N 42 (л.д. 23) следует, что Решением Исполкома Красноярского городского Совета народных депутатов от 12 апреля 1989 года N 164 "О резервировании и отводе земельных участков для строительства в г. Красноярске" издательству "Красноярский рабочий" Красноярского крайкома КПСС отведен земельный участок площадью 11,5 га, кроме того, для содержания в надлежащем санитарно-эстетическом состоянии закреплен земельный участок площадью 3,9 га для строительства по согласованной и утвержденной проектно-сметной документации цеха офсетных пластин, административно-бытового корпуса со столовой, прирельсовой складской базы в Ленинском районе.
Издательству "Красноярский рабочий" Красноярского крайкома КПСС выдан государственный акт А-1 N 317453 от 12 мая 1989 года на право постоянного бессрочного пользования на землю на участок площадью 15,84 га (л.д. 24).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 октября 2005 года серии 24 ДЩ N 000977 (л.д. 13) в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на объект незавершенного строительства - овощехранилище (Лит. В4), общей площадью 811,6 кв.м, застроенной площадью 958,2 кв.м, расположенный по адресу:
г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
Согласно кадастровому паспорту от 25 июля 2011 года N 24ЗУ/11-114258 (л.д. 58) местоположение земельного участка с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
23 января 2012 года Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю с заявлением (вх. N 24-24-01/055/2012-61) о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
Согласно распискам от 23 января 2012 года, от 24 января 2012 года (л.д. 55, 65), на государственную регистрацию заявителем были представлены следующие документы: заявление от 23 января 2012 года N 24-24-01/055/2012-61, кадастровый паспорт земельного участка от 25 июля 2011 года, выписка из решения исполкома от 12 апреля 1989 года N 164, доверенность от 13 января 2012 года N б/н, Распоряжение Губернатора Красноярского края от 5 декабря 2011 года N 624-рг.
В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю от 3 февраля 2012 года (л.д. 70) государственная регистрация приостановлена в связи с тем, что объекты незавершенного строительства не являются зданиями, строениями, сооружениями; заявителем не представлены документы, подтверждающие расположение здания, строения, сооружения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в границах земельного участка с категорией земель - земли населённых пунктов, с кадастровым номером: 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м., расположенный по адресу: г.Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2; представленная на государственную регистрацию выписка из решения исполнительного комитета Красноярского городского Совета народных депутатов от 12.04.1989 N 164 не является правоустанавливающим документом на земельный участок; право пользования земельным участком с кадастровым номером 24:50:0500258:110 у издательства "Красноярский рабочий" Красноярского крайисполкома КПСС прекратилось до введения в действие статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Сообщением от 2 марта 2012 года N 01/055/2012-61 (л.д. 11) на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Агентству по управлению государственным имуществом Красноярского края отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером: 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м., расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, подтверждающие расположение здания, строения, сооружения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края, в границах указанного земельного участка, а также документы, подтверждающие предоставление земельного участка органам государственной власти субъектов Российской Федерации либо казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами государственной власти.
Не согласившись с решением регистрирующего органа, считая отказ незаконным, нарушающим права и законные интересы субъекта Российской Федерации - Красноярского края, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу приведенных норм, а также согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации и Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании действий государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В рамках настоящего дела заявитель просил о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2, выраженного в сообщении от 2 марта 2012 года N 01/055/2012-61 об отказе в государственной регистрации.
В силу части 5 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ в государственной регистрации прав либо уклонение соответствующего органа от государственной регистрации могут быть обжалованы заинтересованным лицом или судебным приставом-исполнителем в суд, арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности заявленных Агентством по управлению государственным имуществом Красноярского края требований в виду следующего.
Как следует из пункта 3 статьи 13, пункта 1 статьи 16 и пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя при предоставлении документов, необходимых для государственной регистрации и подтверждающих наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
При этом, в силу пункта 3 статьи 17 и статьи 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица, содержащего указание на основание возникновения права собственности на земельный участок, и при предоставлении документов, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Как следует из Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 404, в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, на государственную регистрацию представляются заявление о государственной регистрации, а также правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке (представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 октября 2005 года серии 24 ДЩ N 000977 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на объект незавершенного строительства - овощехранилище (Лит. В4), общей площадью 811,6 кв.м, застроенной площадью 958,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
Согласно распискам от 23 января 2012 года, от 24 января 2012 года на государственную регистрацию заявителем также были представлены заявление от 23 января 2012 года N 24-24-01/055/2012-61 о государственной регистрации и кадастровый паспорт земельного участка от 25 июля 2011 года.
Полномочия Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края на представление Красноярского края в отношениях по государственной регистрации права собственности края на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки в результате разграничения государственной собственности на землю, не оспорены ответчиком в суде апелляционной инстанции и подтверждаются пунктом 3.29 Положения об Агентстве по управлению государственным имуществом Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 2 сентября 2008 года N 70-п.
Следовательно, у ответчика отсутствовали основания для отказа заявителю в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, площадью 8676 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2. В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ответчика о том, что представленные заявителем на государственную регистрацию документы не свидетельствовали достаточным образом о наличии права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110.
В соответствии со статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.
Согласно статье 18 Земельного кодекса Российской Федерации в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки, в том числе, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к собственности субъектов Российской Федерации относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
По смыслу приведенной нормы земельный участок, на котором находится принадлежащий субъекту Российской Федерации объект недвижимости, также относится к собственности субъекта Российской Федерации. Данное толкование пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" также следует из закрепленного пунктом 5 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент обращения заявителя за государственной регистрацией права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110 было зарегистрировано право собственности Красноярского края на объект незавершенного строительства - овощехранилище (Лит. В4), общей площадью 811,6 кв.м, застроенной площадью 958,2 кв.м, расположенный по адресу: г. Красноярск, Ленинский район, ул. Энергетиков, 58, строение 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации объекты незавершенного строительства, после государственной регистрации прав на них, относятся к объектам недвижимости.
Ссылка ответчика на то, что объект незавершенного строительства, хотя и является объектом недвижимости, однако не является зданием, строением либо сооружением до окончания строительства, отклоняется судом апелляционной инстанции как не имеющая значения для дела и основанная на неверном толковании пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В предусмотренном пунктом 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" случае имеет место не изменение собственника земельного участка, занятого объектом незавершенного строительства, путем его приватизации, а лишь установлены критерии, в соответствии с которыми должно осуществляться разграничение уровня государственной собственности на земельный участок, в связи с чем условия для определения лица, правомочного заявить о выкупе земельного участка, занятого объектом недвижимости, определенные статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, применению не подлежат.
Таким образом, Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, обращаясь за государственной регистрацией права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, обоснованно указывало на возникновение у Красноярского края прав собственности на спорный земельный участок
При изложенных обстоятельствах, согласно положениям статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отказе в государственной регистрации права собственности Красноярского края на земельный участок с кадастровым номером 24:50:0500258:110, и присудил Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю произвести регистрацию права собственности субъекта Российской Федерации - Красноярского края на указанный земельный участок.
Решение суда первой инстанций является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на ответчика, однако поскольку последний в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, пошлина не подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" июля 2012 года по делу N А33-5521/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Т.С. Гурова |
Судьи |
О.В. Магда |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-5521/2012
Истец: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: МИФНС N 23 по КК