г. Владивосток |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А51-20706/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей Г.М. Грачёва, А.В. Гончаровой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.В. Модиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока и общества с ограниченной ответственностью "КФК-Инвест"
апелляционные производства N 05АП-7088/2012, 05АП-7089/2012,
на решение от 16.07.2012
по делу N А51-20706/2011 Арбитражного суда Приморского края
судьи А.А. Фокиной
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТЭРРА" и общества с ограниченной ответственностью "Спортивный семейно-оздоровительный центр Комета"
к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока
третьи лица: Управление лесным хозяйством Приморского края, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Приморском крае, общество с ограниченной ответственностью "КФК-Инвест"
о признании незаконным распоряжения N 205 от 12.08.2009 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка к акту о выборе земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Радужная ООО "КФК-Инвест" для строительства индивидуальных домов отдыха семейного типа" в редакции распоряжения N 2624 от 21.11.2011 "О внесении изменений в распоряжение управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 12.08.2009 N205",
при участии:
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока: Салыкова Л.В., представитель по доверенности от 26.12.2011 N 27/1-1-3234, сроком действия до 31.12.2012;
от ООО "КФК-Инвест": Яфонкина О.В., представитель по доверенности от 16.01.2012, сроком действия один год;
от ООО "ТЭРРА": Степанова И.С., представитель по доверенности от 15.11.2011, сроком действия три года;
от ООО "Спортивный семейно-оздоровительный центр Комета": Кравченко Д.В., представитель по доверенности от 06.09.2011, сроком действия три года, без права передоверия;
от Управления лесным хозяйством Приморского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Приморском крае не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТЭРРА" (далее по тексту - заявитель, ООО "ТЭРРА") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока (далее по тексту - управление, УГА) о признании незаконным распоряжения N 205 от 12.08.2009 "О выдаче акта о выборе земельного участка для строительства и утверждении схемы расположения земельного участка к акту о выборе земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Радужная ООО "КФК-Инвест" для строительства индивидуальных домов отдыха семейного типа" в редакции распоряжения N 2624 от 21.11.2011 "О внесении изменений в распоряжение
управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 12.08.2009 N 205".
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора судом привлечены: на стороне заявителя - Управление лесным хозяйством Приморского края (далее по тексту - управление лесным хозяйством), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Приморском крае (далее по тексту - Росимущество), на стороне управления - общество с ограниченной ответственностью "КФК-Инвест" (далее по тексту - ООО "КФК-Инвест").
Определением от 28.06.2012 судом также было удовлетворено ходатайство общества с ограниченной ответственностью "Спортивный семейно-оздоровительный центр Комета" (далее по тексту - заявитель, ООО "ССОЦ Комета") о вступлении его в дело в качестве соистца и ООО "ССОЦ Комета" было привлечено к участию в деле в качестве соистца по требованию к УГА о признании незаконными распоряжений N 205 от 12.08.2009 и N 2624 от 21.11.2011.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2012 требования заявителей удовлетворены.
Обжалуя указанное решение в апелляционном порядке, управление и ООО "КФК-Инвест" просят решение от 16.07.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
УГА в обоснование апелляционной жалобы указало, что выдача акта о выборе земельного участка не свидетельствует о возникновении у ООО "КФК-Инвест" каких-либо прав на формируемый земельный участок, данный документ следует рассматривать как технический документ, поскольку соответствующую юридическую силу он приобретает после согласования его соответствующими органами, службами и утверждения уполномоченным лицом. Кроме того, по мнению управления, представленный в материалы дела договор аренды лесного участка заключенный с ООО "ТЭРРА" от 15.04.2012 не содержит четкого целевого назначения предоставленного в аренду объекта недвижимости. Приложенная к договору схема расположения земельного участка, выполненная управлением лесным хозяйством, не имеет юридической силы, поскольку данный орган не наделен полномочиями по утверждению и выдачи схемы расположения земельного участка. Графические материалы, выполненные третьим лицом, не позволяют установить фактические границы наложения земельного участка ООО "КФК-Инвест", ООО "ТЭРРА", ООО "ССОЦ Комета".
ООО "КФК-Инвест" в обоснование своих доводов указывает, что выводы суда о времени, когда заявители узнали о нарушении своих прав и законных интересов, не соответствуют обстоятельствам дела. Так, ООО "ТЭРРА" было привлечено к участию в деле N А51-5973/2011 в июне 2011 года, а ООО "ССОЦ Комета" вступило в указанное дело 22.11.2011 и, представив документы в подтверждения наложения, присутствовало при оглашении решения. Таким образом, дата составления кадастровым инженером схемы 25.05.2012 не может являться днем, когда заявитель узнал о нарушении своих прав.
Кроме того, ООО "КФК-Инвест" считает несоответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что орган местного самоуправления в спорном случае посчитал возможным сформировать под строительство земельный участок, не свободный от прав третьих лиц. Поскольку на момент проведения геодезических работ по изготовлению проекта схемы расположения земельного участка по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Радужная на кадастровом плане территории, а также на момент утверждения указанной схемы УГА в 2009 году, каких-либо наложений с другими земельными или лесными участками не было.
ООО "КФК-Инвест" полагает также ошибочным вывод суда об отнесении спорного земельного участка к землям лесного фонда, настаивая на том, что испрашиваемый им участок входит в состав земель населённых пунктов, находится в зоне Р-2. Собственность Российской Федерации именно на испрашиваемый земельный участок не зарегистрирована.
Помимо этого, ООО "КФК-Инвест" указало, что установленные судом технические неточности в оспариваемом распоряжении не влияют на основания утверждения схемы, а также не нарушают прав и законных интересов заявителей.
ООО "ТЭРРА" в письменном отзыве и в судебном заседании на доводы апелляционных жалоб возразило, срок на подачу заявления считает не пропущенным, а судебные акты по делу N А51-5973/2011, на который ссылается ООО "КФК-Инвест", считает не имеющими преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Ссылаясь на письмо Владивостокского филиала КГКУ "Примлес" от 06.06.2011 N 622, ООО "ТЭРРА" указало, что испрашиваемый земельный участок в районе ул. Радужная находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале N 49, части выделов 3, 4, 5, 11, 12 Седанского участкового лесничества. При этом из материалов дела следует, что наложение испрашиваемого земельного участка на участки, являющееся федеральной собственностью отсутствует лишь в 3 (третьей) части выдела 49 Седанского участкового лесничества. По мнению ООО "ТЕРРА, лесной участок площадью 41250 кв.м был передан в аренду в апреле 2010 года без проведения кадастрового учета правомерно. В связи с этим ООО "ТЭРРА" считает, что решение суда от 16.07.2012 законно и обоснованно, апелляционные жалобы просит оставить без удовлетворения.
Представитель ООО "ССОЦ Комета" полностью поддержал возражения ООО "ТЕРРА", ходатайствовал о приобщении к материалам дела копий кадастровых паспортов лесных участков от 17.09.2012, арендуемых обществом, на которые накладывается земельный участок, схема которого утверждена ООО "КФК-Инвест". Указанное ходатайство было рассмотрено апелляционной коллегией и удовлетворено.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания управление лесным хозяйством и Росимущество явку своих представителей в суд не обеспечили. Представители УГА, ООО "КФК-Инвест", ООО "ТЭРРА", ООО "ССОЦ Комета" не возражали против рассмотрения апелляционных жалоб в отсутствие представителей третьих лиц по настоящему делу. Суд, руководствуясь статьей 156 АПК РФ, рассмотрел апелляционные жалобы в отсутствие представителей третьих лиц.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, коллегией установлено следующее.
23.06.2009 ООО "КФК-Инвест" обратилось в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту - департамент) с заявлением о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 21,7 га с предварительным согласованием места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа" в районе ул. Радужная в г. Владивостоке.
08.09.2010 ООО "КФК-Инвест", не получив решение департамента о предварительном согласовании места размещения объекта, тем не менее, поставило земельный участок площадью 193998 кв.м на кадастровый учёт под номером 25:28:050057:615.
11.11.2010 ООО "КФК-Инвест" уточнило площадь испрашиваемого земельного участка и уменьшило её до 193998 кв.м, а впоследствии в связи с получением сведений о наложением данного участка с участком, арендуемым ООО "ТЭРРА", ООО "КФК-Инвест" уменьшило площадь испрашиваемого земельного участка до 186390 кв.м.
Департамент письмом от 24.01.2011 N 29/02/02-13415 отказал ООО "КФК-Инвест" в предварительном согласовании места размещения объекта строительства, не согласившись с чем, общество обратилось в суд, и его требование рассматривалось в рамках дела N А51-5973/2011.
На обращение ООО "КФК-Инвест" от 11.11.2011 N 29-34046 департамент письмом от 15.11.2011 N 29/02/02-13/21165 вновь отказал обществу в предоставлении в аренду для строительства с предварительным согласованием объекта земельного участка площадью 186390 кв.м, сославшись на нахождение испрашиваемого участка на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 46, части выделов 3, 4, 5, 11,
12 Седанского участкового лесничества, защитные леса, категория защитности - 1, 2, 3 зона округов санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 25.11.2011 по делу N А51-5973/2011 суд требования ООО "КФК-Инвест" удовлетворил, признав незаконным решение департамента, выраженное в письме N 29/02/02-13415 от 24.01.2011, и обязал департамент рассмотреть заявление ООО "КФК-Инвест" о предварительном согласовании места размещения объекта "Индивидуальные дома отдыха семейного типа в районе ул. Радужная г. Владивостоке" на земельном участке площадью 186390 кв.м в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Распоряжением N 2624 от 21.11.2011 УГА внесены изменения в распоряжение N 205, площадь испрашиваемого земельного участка уменьшена до 186390 кв.м, утверждена откорректированная схема расположения испрашиваемого земельного участка под строительство.
Также, из материалов дела следует, что 18.12.2009 под номером 25-25-01/186/2009-189, 19.10.2010 под номером 25-25-01/162/2010-275 и 19.10.2010 под номером 25-25-01/162/2010-276 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Росреестра по Приморскому краю были внесены записи о регистрации права собственности
Российской Федерации на лесные участки: общей площадью 41250 кв.м по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 4; общей площадью 10000 кв.м по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 11; общей площадью 10000 кв.м по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 5, 12.
15.04.2010 и, соответственно, 21.04.2011 по результатам проведённых аукционов с победителями аукционов ООО "ТЭРРА" и ООО "ССОЦ Комета" управлением лесным хозяйством были заключены:
1) договор N 42/41 аренды для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет лесного участка площадью 4,125 га, расположенного по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 4; номер учётной записи в государственном лесном реестре 101/11050028-2009-07.
Согласно приложению N 1 к договору аренды (схема расположения и границы лесного участка) арендуемый ООО "ТЭРРА" лесной участок располагается к северу от ручья до границ Ботанического сада. Договор аренды и обременение права собственности Российской Федерации зарегистрированы 05.07.2010, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 15.07.2011 N 01/158/2011-156;
2) договор N 62/41 аренды для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет лесного участка площадью 1 га, расположенного по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 11; номер учётной записи в государственном лесном реестре 223/1105028-2010-10.
Согласно приложению N 1 к договору аренды (схема расположения и границы лесного участка) арендуемый ООО "ССОЦ "Комета" лесной участок располагается к югу от ручья;
3) договор N 63/41 аренды для осуществления рекреационной деятельности сроком на 49 лет лесного участка площадью 1 га, расположенного по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 5, 12; номер учётной записи в государственном лесном реестре 222/1105028-2010-10.
Согласно приложению N 1 к договору аренды (схема расположения и границы лесного участка) арендуемый ООО "ССОЦ Комета" лесной участок
располагается также к югу от ручья.
15.04.2010 земельный участок площадью 41250 кв.м был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 25:28:000000:602; согласно пункту 8.1 кадастровой выписки участок полностью относится к землям лесного фонда; согласно пункту 16 кадастровой выписки граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
После проведения межевых работ ООО "ТЭРРА" обратилось в орган кадастрового учёта с заявлением об уточнении кадастровых сведений о ранее учтённом объекте недвижимости, представив межевой план, однако решением от 12.04.2011 N Ф01/11-13950 ФГУ "Земельная кадастровая палата" отказало в постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости, сославшись на пересечение границ земельного участка 25:28:000000:602 с границами участков 25:28:050057:520 и 25:28:050057:615 (испрашиваемых ООО "КФК-Инвест").
Узнав из содержания решения суда от 25.11.2011 по делу N А51-5973/2011 о существовании распоряжений УГА N 205 от 12.08.2009 и N 2624 от 21.11.2011, ООО "ТЭРРА" 05.12.2011 (то есть в пределах установленного срока) обратилось в арбитражный суд с требованием, рассматриваемым в настоящем деле.
При этом, как верно указал суд первой инстанции, вопрос о наложении земельного участка, испрашиваемого ООО "КФК-Инвест", и участков лесного фонда, арендуемых ООО "ССОЦ Комета", и нарушении прав последнего судом в деле N А51-5973/2011 не исследовался, в связи с чем о нарушении своих прав фактом наложения участков ООО "ССОЦ Комета" узнало после проведённого межевания из схемы, составленной кадастровым инженером 25.05.2012, после чего и вступило в настоящее дело в качестве соистца с вышеуказанными требованиями также в пределах срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Удовлетворяя требования заявителей, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пункт 1 статьи 28 ЗК РФ предусматривает, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно пункту 1 статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
Департамент земельных отношений выполняет функции по распоряжению земельными участками в административном центре Приморского края в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется только в аренду (пункт 3 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка.
Статья 31 ЗК РФ конкретизирует, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1). Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в предусмотренных законом случаях (пункт 2 статьи 31 кодекса).
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6).
При этом согласно статьям 85 ЗК РФ, статьям 8, 18, 23-29 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) вопросы территориального планирования являются компетенцией органов местного самоуправления. Это же напрямую следует и из положений пунктов 2-5 статьи 31 ЗК РФ, пункта 9 статьи 48 ГрК РФ.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм выбор земельного участка, оформление акта выбора, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предварительное согласование места размещения объекта являются этапами предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, в рамках которых проводится формирование границ земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, изъятия у правообладателей земельных участков, входящих в состав зарезервированных земель, а также производится подготовка проектной документации. Земельный участок как объект прав возникает после его описания в Едином государственном реестре земель и государственного учета, что, в свою очередь, производится после предварительного согласования места размещения объекта.
Полномочиями по обеспечению выбора земельного участка под строительство наделены органы местного самоуправления, которые на основании заявления гражданина или юридического лица либо на основании обращения исполнительного органа государственной власти, производят оценку возможности размещения на испрашиваемом земельном участке объекта строительства, осуществляют выдачу заинтересованному лицу проекта акта о выборе земельного участка под строительство для получением
данным лицом всех необходимых согласований, изготавливает и утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, то есть орган местного самоуправления осуществляет все необходимые действия для последующего принятия органом исполнительной власти субъекта федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и решения о предоставлении земельного участка.
Как верно установлено судом первой инстанции, орган местного самоуправления в спорном случае посчитал возможным сформировать под строительство земельный участок, не свободный от прав третьих лиц.
Делая указанный вывод, судом апелляционной инстанции отмечено, что за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на участки лесного фонда под условными номерами 25-25-01/186/2009-189, 25-25- 01/162/2010-275 и 25-25-01/162/2010-276 площадью 41250 кв.м, 10000 кв.м и 10000 кв.м соответственно, расположенные по адресу: Приморский край, Владивостокский городской округ, Владивостокское лесничество, Седанское участковое лесничество, квартал 49, часть выдела 4, часть выдела 11, часть выдела 5, 12, соответственно.
Материалами лесоустройства (в том числе выкопировкой из Планшета Седанского участкового лесничества, квартал 49, выделы 4, 5, 11, 12, Планшетом N 3 Владивостокского лесхоза, выпиской из Проекта организации и развития лесного хозяйства Владивостокского лесхоза (таксационного описания), выпиской из Лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества, утв. управлением лесным хозяйством N 1221 от 29.12.2009, выпиской из Государственного лесного реестра, раздел "Леса и лесные ресурсы" по состоянию на 01.01.2011), а также кадастровой выпиской о земельном участке от 17.08.2011 N 25/00-11-88437, решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 12.04.2011 N Ф01/11-13950 о пересечении границ земельных участков 25:28:000000:602 и 25:28:050057:615, обзорными схемами всех спорных участков с наложением на планшет Седанского участкового лесничества (квартал 49) и схемами наложения спорных участков, письмами КГУ "Примлес" и управления лесным хозяйством подтверждается, что земельный участок площадью 186390 кв.м, испрашиваемый ООО "КФК-Инвест" в аренду для строительства с предварительным согласованием объекта, находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества в квартале 46, части выделов 3, 4, 5, 11, 12 Седанского участкового лесничества, защитные леса, категория защитности - 1, 2, 3 зона округов санитарной охраны лечебно- оздоровительных местностей и курортов. При этом спорный участок налагается на участки лесного фонда в кварталах 4, 5, 11, 12, на которые в установленном порядке зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Статья 7 ЗК РФ устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда (пункт 1).
В силу статьи 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Согласно пункту 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ (далее по тексту - ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (в том числе на землях поселений).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в результате лесоустройства в порядке, предусмотренном статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ), в частности, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади (пункт 2 статьи 69 ЛК РФ).
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в результате лесоустройства в порядке, предусмотренном статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 ЛК РФ), в частности, местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их
границам и площади (пункт 2 статьи 69 ЛК РФ).
Пунктом 1 статьи 8 ЛК РФ предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. При этом, леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (пункт 2 статьи 10 ЛК РФ).
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок площадью 186390 кв.м относится к землям лесного фонда, защитные леса, категория защитности - 1, 2, 3 зона округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
На территории г. Владивостока действуют Генеральный план Владивостокского городского округа, утвержденный Решением Думы г. Владивостока от 15.09.2008 N 119, согласно которому в состав Владивостокского городского округа вошли отдельные населённые пункты: г. Владивосток, поселки Трудовое, Русский, Попова, Рейнеке и село Береговое.
Между тем, в силу пункта 3 статьи 84 ЗК РФ включение земельных участков в границы населенных пунктов само по себе не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Довод ООО "КФК-Инвест" о том, что собственность Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок (25:28:050057:615) не зарегистрирована не нашел подтверждения в материалах дела.
Как верно установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 25:28:050057:615 площадью 186390 кв.м не относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Приморского края, а является федеральной собственностью. Следовательно, у УГА отсутствовали полномочия на его формирование путём утверждения схемы расположения земельного участка и выдачи акта выбора участка под строительство.
Произвольное определение органом местного самоуправления местоположения границ и площади земельного участка в заявленном размере из земель, принадлежащих на праве федеральной собственности, нарушает права собственника земли.
Кроме того, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что схема расположения спорного участка ООО "КФК-Инвест", утвержденная оспариваемыми распоряжениями, не соответствует распоряжению главы администрации города Владивостока от 24.06.2009 N 633-р "Об утверждении формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории", которым утверждены форма схемы расположения земельного участка и (приложение N 1) и Инструкция о порядке заполнения формы схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (приложение N 2).
Указание ООО "КФК-Инвест" на преюдициальное значение судебных актов по делу N А51-5973/2011 не может быть принято судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку в рамках данного дела не исследовался вопрос о наложении земельного участка, испрашиваемого ООО "КФК-Инвест", на лесные участки, в отношении которых зарегистрировано право федеральной собственности. Более того, именно с учетом данного обстоятельства в качестве способа восстановления нарушенного права суд обязал департамент повторно рассмотреть заявление ООО "КФК-Инвест" о предварительном согласовании места размещения объекта строительства на испрашиваемом земельном участке.
Также нельзя согласиться с управлением и ООО "КФК-Инвест" в части довода о том, что имеющиеся в материалах дела договоры аренды лесных участков не содержат четкого целевого назначения предоставленных в аренду лесных участков, также как не содержат сведения о границах данных участков.
Отклоняя указанный довод, судебная коллегия исходит из того, что законность и обоснованность заключенных договоров аренды лесных участков не является предметом настоящего спора. Указанные документы в совокупности с приложенными схемами расположения границ лесных участков, актами приема-передачи лесных участков в аренду и свидетельствами о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесные участки были представлены заявителями в качестве доказательств нарушения их прав оспариваемыми распоряжениями.
Таким образом, доводы УГА и ООО "КФК-Инвест", изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебная коллегия на основании статьи 333.37 Налогового кодекса РФ не относит на УГА судебные расходы по уплате государственной пошлины. В свою очередь, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. за подачу апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ООО "КФК-Инвест", а в оставшейся части - возврату из бюджета обществу в порядке статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 16.07.2012 по делу N А51-20706/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "КФК-Инвест" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 1 от 20.07.2012 через Хабаровский филиал ОАО "МДМ Банк" г. Хабаровск. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-20706/2011
Истец: ООО "ССОЦ Комета", ООО "ТЭРРА"
Ответчик: Управление градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока, Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока
Третье лицо: ООО "КФК-ИНВЕСТ", Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае, Управление лесным хозяйством ПК