г. Пермь |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А71-4888/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Виноградовой Л.Ф., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Галичанин А.Г. (паспорт, доверенность от 12.10.2011),
от ответчика - представитель не явился
от заинтересованных лиц - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Администрации муниципального образования "Завьяловский район",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 июня 2012 года
по делу N А71-4888/2012,
принятое судьей Коковихиной Т.С.,
по заявлению ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама" (ОГРН 1031801352813, ИНН 1833029486)
к Администрации муниципального образования "Завьяловский район"
заинтересованные лица: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ООО "Хайперфудс холдинг" (ОГРН 1051800787444, ИНН 1832043008)
о признании незаконным бездействия, об обязании принять соответствующее постановление,
установил:
ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама" (заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Администрации муниципального образования "Завьяловский район" (ответчик) о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыделении земельного участка, о возложении на ответчика обязанности выделить заявителю земельный участок с кадастровым номером 18:08:030012:161 площадью 2000,14 кв.м для строительства АГЗС.
В порядке ст. 51, 200 АПК РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ООО "Хайперфудс холдинг".
Решением суда от 19.06.2012 (резолютивная часть от 09.06.2012) заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик с решением суда от 19.06.2012 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что в отношении испрашиваемого земельного участка процедура согласования производилась дважды. При повторном рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка согласование места размещения объекта Правительством Удмуртской Республики не произведено. Ответчик не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что им не предпринято всех необходимых мер по совершению действий по переводу земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию, указывает, что такое обращение было направлено Правительству Удмуртской Республики 22.06.2009. Также ответчик указывает на отсутствие оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства без изменения категории земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.
Заявитель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу ссылается на нарушение бездействием ответчика его прав и законных интересов. Заявитель указывает, что акт выбора и обследования земельного участка от 18.11.2002 был согласован в установленном порядке, наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка либо необходимость проведения торгов ответчиком не подтверждены.
Третьи лица возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама" 18.11.2002 был согласован акт выбора и обследования земельного участка площадью 0,2 га под строительство газовой автозаправочной станции.
Постановлением Главы Администрации Завьяловского района от 30.06.2003 N 908 согласованы материалы выбора указанного земельного участка, заявителю предложено при разработке проекта предусмотреть средства на возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с занятием земель.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 18.07.2005 N 716-р предварительно согласовано место размещения автомобильной газовой заправочной станции на землях администрации Завьяловского районного центра площадью 0,2 га.
15.05.2008 заявитель обратился к ответчику с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка для строительства газовой автозаправочной станции.
23.06.2008 Администрацией муниципального образования "Завьяловский район" было принято постановление N 1364 о внесении в Правительство Удмуртской Республики предложения о переводе испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для последующего предоставления в аренду заявителю.
Согласно протоколу совещания в Министерстве имущественных отношений Удмуртской Республики по вопросу о переводе испрашиваемого земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения от 27.10.2008 N 2 по обращению Администрации муниципального образования "Завьяловский район" было принято решение о необходимости оформления заявителем и ответчиком нового акта выбора земельного участка и принятия решения об его утверждении.
Решением комиссии Администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 21.11.2008 были согласованы акт выбора и чертеж-схема к акту выбора земельного участка площадью 0,20 га под строительство газовой автозаправочной станции.
Согласно кадастровой выписке от 03.04.2009 земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 18:08: 030012:161 с указанием площади - 2000,14 кв.м и разрешенного использования - для строительства газовой заправочной станции.
Постановлением Администрации муниципального образования "Завьяловский район" от 15.06.2009 N 1766 утвержден акт выбора земельного участка от 21.11.2008 и предварительно согласовано место размещения объекта для строительства газовой автозаправочной станции на земельном участке площадью 0,20 га из категории земель сельскохозяйственного назначения в границах МО "Завьяловское". Согласно указанному постановлению было решено внести в Правительство Удмуртской Республики предложение о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для последующего предоставления в аренду ООО ПКП "Кама".
22.06.2009 Администрация муниципального образования "Завьяловский район" обратилась с ходатайством в Правительство УР о согласовании материалов предварительного согласования отвода земельного участка ориентировочной площадью 0,2 га категории земель сельскохозяйственного назначения в границах МО "Завьяловское" под строительство газовой автозаправочной станции и последующего перевода данного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики и иного специального назначения для последующего предоставления в аренду ООО ПКП "Кама".
Письмом от 15.08.2011 заявитель просил ответчика повторить запрос на имя председателя Правительства Удмуртской Республики.
Письмом от 29.08.2011 ответчик сообщил заявителю о том, что в чертеже-схеме к акту выбора земельного участка от 21.11.2008, утвержденному постановлением Администрации муниципального образования "Завьяловский район", указан земельный участок, границы и местоположение которого не совпадают с границами и местоположением земельного участка с кадастровым номером 18:08:030012:161 площадью 2000,14 кв.м для строительства газовой автозаправочной станции. Также ответчик указал на то, поставленный на кадастровый учет земельный участок может быть предоставлен только на торгах.
В письме от 30.08.2011 заявитель ответчика просил устранить неточности, допущенные в акте выбора земельного участка.
Письмом от 21.09.2011 ответчик сообщил о получении от ГУ "Управления автомобильными дорогами УР" отказа в размещении газовой автозаправочной станции на земельном участке с кадастровым номером 18:08:030012:161, в связи с несоответствием требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку земельный участок сформирован без подъездных путей и вокруг него находится земельный участок другого землепользователя, вновь указал на то, земельный участок может быть предоставлен только на торгах.
Ссылаясь на незаконное бездействие ответчика по вопросу о предоставлении земельного участка для строительства, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 ст. 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить для строительства земельный участок с кадастровым номером 18:08:030012:161, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчиком было допущено незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы заявителя.
Указанный вывод суда первой инстанции нельзя признать обоснованным.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен ст. 30-32 ЗК РФ.
В силу ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Согласно п. 3 ст. 31 ЗК РФ органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (п. 5 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 6 ст. 31 ЗК РФ предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу п. 1 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Как следует из материалов дела, заявителем для строительства газовой автозаправочной станции испрашивался земельный участок, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения. При этом процедура выбора указанного земельного участка производилась повторно, в связи с истечением срока действия ранее принятых решений (постановления Главы Администрации Завьяловского района от 30.06.2003 N 908, распоряжения Правительства УР от 18.07.2005 N 716-р).
Пунктом 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (ст. 77 ЗК РФ).
В силу п. 1 ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения целевого использования земельных участков.
Пунктом 2 ст. 78 ЗК РФ предусмотрена возможность использования земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.
Таким образом, использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в ст. 78 ЗК РФ, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.
Пунктом 8.8 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики от 24.11.2004 N 207, было установлено, что если предполагаемое место размещения объекта находится на землях сельскохозяйственного назначения или лесного фонда, при этом потребуется перевод земель в иную категорию, предложение администрации района о переводе земель из одной категории в другую, предварительном согласовании места размещения объекта и/или утверждении материалов выбора земельного участка направляется для рассмотрения в уполномоченный орган власти Удмуртской Республики или Российской Федерации.
Решение уполномоченного органа власти Удмуртской Республики или Российской Федерации, администрации района о предварительном согласовании места размещения объекта (утверждение материалов выбора земельного участка) действует в течение трех лет и является для заинтересованной стороны основанием для: получения архитектурно-планировочного задания на разработку проектной документации и проведения проектно-изыскательских работ; установления границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета; проведения государственной экспертизы проекта и утверждения проектной документации (п. 8.9 указанного Положения).
Пунктом 5.8 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования "Завьяловский район", утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования "Завьяловский район" от 29.12.2010 N 540, также предусмотрено, что в случае если предполагаемое место размещения объекта находится на землях категории земель сельскохозяйственного назначения и при этом в целях предоставления земельного участка для строительства требуется перевод земельного участка в иную категорию, Администрация муниципального образования "Завьяловский район" направляет решение о предварительном согласовании места размещения объекта с утвержденным актом выбора земельного участка для рассмотрения и согласования в уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики или Российской Федерации.
Согласно п. 5.10 этого положения при принятии решения о предварительном согласовании места размещения объекта на землях категории земель сельскохозяйственного назначения, если при этом требуется перевод земельного участка в земли иной категории, Администрация муниципального образования "Завьяловский район" после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет направляет ходатайство в уполномоченный орган государственной власти Удмуртской Республики или Российской Федерации о переводе земельного участка земель сельскохозяйственной категории в земли иной категории.
В соответствии со ст. 2 Закона Удмуртской Республики "О некоторых вопросах перевода земель или земельных участков в Удмуртской Республике из одной категории в другую" до разграничения государственной собственности на землю перевод находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в отношении земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством Удмуртской Республики.
Согласно материалам дела, после утверждения постановлением от 15.06.2009 N 1766 акта выбора земельного участка от 21.11.2008, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, ответчик направил в Правительство Удмуртской Республики ходатайство об утверждении материалов выбора земельного участка для строительства на землях сельскохозяйственного назначения, что соответствует требованиям установленного порядка управления и распоряжения земельными ресурсами на территории муниципального образования "Завьяловский район".
Доказательств рассмотрения и согласования органом государственной власти Удмуртской Республики указанных материалов суду не представлено. В связи с чем, основания для направления в Правительство Удмуртской Республики ходатайства о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли иной категории у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах наличие незаконного бездействия ответчика по рассмотрению заявления ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама" о предоставлении для строительства газовой автозаправочной станции земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения материалами дела не подтверждено.
Письма сторон от 15.08.2011, 29.08.2011, 30.08.2011, 21.09.2011 не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная переписка велась в связи с просьбой заявителя о направлении ответчиком нового обращения в Правительство Удмуртской Республики. При этом необходимость повторного обращения при соблюдении ответчиком установленной процедуры согласования путем направления ходатайства от 22.06.2009 заявителем не обоснована. Сведений о том, что ранее направленные материалы о согласовании места размещения объекта на землях сельскохозяйственного назначения были ответчиком отозваны, либо принятые ответчиком решения отменены, суду не представлено. Действия Правительства Удмуртской Республики по рассмотрению ходатайства ответчика от 22.06.2009 заинтересованными лицами не оспорены.
При таких обстоятельствах, исходя из требований ст. 7, 78 ЗК РФ предусмотренные законом основания для предоставления для строительства газовой автозаправочной станции земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у ответчика отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда от 19.06.2012 подлежит отмене как принятое с неправильным применением норм материального права (п.1 ч. 4 ст. 270 АПК РФ), заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по заявлению и по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 июня 2012 года по делу N А71-4888/2012 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Т.Л.Зеленина |
Судьи |
Л.Ф.Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-4888/2012
Истец: ООО "Производственно-Коммерческое Предприятие "Кама", ООО "Производственно-коммерческое проедприятие "Кама"
Ответчик: Администрация МО "Завьяловский район" УР, Администрация муниципального образования "Завьяловский район"
Третье лицо: ООО "Хайперфудс холдинг", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала в Удмуртской Республике