г. Самара |
|
08 октября 2012 г. |
Дело N А55-11547/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от Индивидуального предпринимателя Эйвазова Тельмана Сейфуллаевича - Мухаметшина Г.З., доверенность от 26.03.2012 года N 2Д-776,
от Общества с ограниченной ответственностью "Бетта" - Мухаметшина Г.З., доверенность от 12.03.2012 года,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещен, не явился,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2012 года по делу N А55-11547/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Индивидуального предпринимателя Эйвазова Тельмана Сейфуллаевича, (ОГРНИП 310631906100047), г. Самара,
Общества с ограниченной ответственностью "Бетта", (ОГРН 1026300767866), г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица - Федерального агентства по управлению государственным имуществом, г. Москва,
о признании незаконными решений, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Эйвазов Тельман Сейфуллаевич обратился в Арбитражный суд Самарской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:510 площадью 1055,30 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18, выраженном в письме N 24/829 от 16.12.2011, обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд решил признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:509 площадью 906,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18, выраженном в письме N 24/828 от 16.12.2011, признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:510 площадью 1055,30 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18, выраженное в письме N 24/829 от 16.12.2011, обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей, в остальной части в удовлетворении требований отказать.
Не согласившись с выводами суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований.
В апелляционной жалобе указывает, что принятие каких-либо решений по испрашиваемым земельным участкам станет возможным после государственной регистрации права собственности РФ на данный земельный участок.
По мнению подателя жалобы, учитывая отсутствие государственной регистрации права собственности РФ на спорные земельные участки, данные земельные участки не являются объектами земельных отношений, и принятие решения о предоставлении их в частную собственность не представляется возможным.
Податель жалобы также ссылается на то, что Росимущество письмом от 17.06.2010 г. N ПП-10/16812 указывает Территориальным управлениям, на то, что решения об образовании земельных участков принимаются территориальными управлениями Росимущества исключительно по поручению Росимущества.
В судебное заседание представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя Территориального управления.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Бетта" и Индивидуального предпринимателя Эйвазова Тельмана Сейфуллаевича считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью "Бетта" и Индивидуального предпринимателя Эйвазова Тельмана Сейфуллаевича, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальный предприниматель Эйвазов Т.С. является собственником объектов недвижимого имущества - гараж литера Г и склад литера Б, расположенных по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный переулок, д.89/18, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 25.04.2007 (л.д.9, 10).
Общество с ограниченной ответственностью "Бетта" является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого помещения площадью 612,2 кв.м., расположенного на втором этаже здания по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный переулок, д.89/18, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 29.08.2008 (л.д.41).
С 2007 года индивидуальный предприниматель и ООО ТПК "Бетта" оформляют свои права на участок площадью 1961,30 кв.м. по вышеуказанному адресу. В 2008 году ООО "ТПК Бетта"" и Эйвазов Т.С. согласовали раздел земельного участка площадью 1961,3 кв.м. на два земельных участка площадью 1055,3 и 906 кв.м. в ГУВД по Самарской области и в ТУ Росимущества по Самарской области, и на основании этого землеустроительной организацией был изготовлен межевой план на 2 участка. С 2010 года Эйвазов Т.С. оформляет право на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0716007:510 площадью 1055,30 кв.м., образованный в результате раздела земельного участка площадью 1961,30 кв.м. (предыдущие номера 63:01:071702:0305 (132)//0:0000000:0//0001:08:1168:089:0:0; 63:01:0716007:3).
Право собственности Российской Федерации в ЕГРП зарегистрировано 15 июля 2002 года, что подтверждается свидетельством серия 63-АА N 586402 от 16.07.2002 на земельный участок площадью 1961,30 кв.м. по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская, д. 89/18, с кадастровым номером 63:01:071702:0305(132)//0:0000000:0//0001:08:1168:089:0:0.
Факт нахождения объектов недвижимости на указанных земельных участках подтверждается кадастровыми паспортами от 12.03.2010 (л.д.13-18, 101-106).
18.11.2011 индивидуальный предприниматель Эйвазов Тельман Сейфуллаевич обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:510 площадью 1055,30 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18.
Аналогичным образом 188.11.2011 общество с ограниченной ответственностью "Бетта" обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:509 площадью 906,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18.
Письмами N 24/829, N 24/828 от 16.12.2011 заявителям отказано в предоставлении испрашиваемых земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок приобретения земельных участков юридическими лицами собственниками зданий, строений, сооружений определен положениями пунктам 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, согласно которым для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана).
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Судом правильно указано в решении, что заявителями выполнены все требования законодательства, представлены в Территориальное управление все необходимые документы, а территориальное управление в порядке, установленном статьей 36 ЗК РФ, не приняло соответствующего решения.
Судом обоснованно отклонен довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о том, что оно не может самостоятельно принять решение по заявлению собственника объектов недвижимого имущества и осуществляет указанные полномочия исключительно по конкретному поручению Федерального агентства.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество. Полномочия Территориального управления определены в Положении о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278.
В соответствии с пунктом 4.1. Положения, Теруправление осуществляет полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам. Аналогичные полномочия отражены и в пунктах 4.1, 4.6 Типового положения, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 374 от 01.11.2008 территориальный орган Росимущества наделен полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Анализ полномочий Теруправления, закрепленных в Положении, свидетельствует о том, что именно Территориальное управление является государственным органом, уполномоченным в порядке статьи 36 ЗК РФ принимать соответствующие решения по заявлениям собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении земельных участков.
Пунктом 4.8 Положения, на который ссылается теруправление, не предусмотрено наличие или необходимость "поручений" Росимущества в адрес Теруправления для рассмотрения конкретных заявлений собственников объектов недвижимого имущества о предоставлении в собственность земельного участка, на которых расположены объекты недвижимого имущества и принятия соответствующих решений. При этом подобные "поручения" не предусмотрены положениями Земельного Кодекса РФ.
С учетом приведенных норм ссылка Теруправления Росимущества в Самарской области на отсутствие полномочий несостоятельна и не может служить препятствием для реализации собственником объектов недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого такими объектами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 28 ФЗ от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 27 Земельного кодекса РФ устанавливает закрытый перечень, когда земельные участки изъяты из гражданского оборота и случаи ограничения оборотоспособности земельных участков. Пунктом 4 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: 1) изъятия земельных участков из оборота; 2) установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; 3) резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Данный перечень является закрытым.
Федеральным законом от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" не установлено каких-либо запретов или ограничений на приватизацию или регистрацию прав на объекты недвижимости со статусом "временный".
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрено, что такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим.
В этой связи довод заинтересованного лица о том, что статус земельного участка -"временный", и право собственности Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано, не может являться обоснованным.
Письмами исх.N 11 от 22.03.2010, исх.N 16 от 28.04.2010 ООО "ТПК "Бетта", ГУВД по Самарской области, и ИП Эйвазов Т.С. предоставили свое согласие на раздел земельного участка площадью 1961,30 кв.м., а также документы для приказа о разделе. Письмом N 24/269 от 06.05.2010 заинтересованное лицо потребовало предоставления дополнительных документов, ссылаясь при этом на письмо Росимущества N ПП-10/30960 от 07.12.2009.
Однако действующим законодательством процесс выкупа земельного участка не ставится в зависимость от его раздела, так как необходимым условием является наличие и представление документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ N 475 от 13.09.2011.
Судом сделан правильный вывод о том, что решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об отказе в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:509 площадью 906,00 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18, выраженном в письме N 24/828 от 16.12.2011, об отказе в предоставлении предпринимателю в собственность земельного участка с кадастровым номером 63:01:0716007:510 площадью 1055,30 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Черемшанская/Роторный пер, д. 89/д.18, выраженном в письме N 24/829 от 16.12.2011, не соответствуют Земельному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N137-ФЗ "О ведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и нарушают права и законные интересы заявителей, так как не позволяют заявителю реализовать обязанность по исполнению требований статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации и создают препятствия в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Судом также правильно учтено, что на день принятия судом решения земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0716007:510 и 63:01:0716007:509 не существуют, у суда отсутствует возможность обязать заинтересованное лицо принять решение о предоставлении испрашиваемых заявителями земельных участков и что при таких обстоятельствах в удовлетворении требования заявителя в части обязания заинтересованного лица принять решение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 63:01:0716007:510 и 63:01:0716007:509 следует отказать.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных правоотношений являются земельные участки, а также части земельных участков. Согласно ст. 11.1 Земельного Кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно ст.37 Земельного Кодекса РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет, как указано в федеральном законе N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 6 ст. 22.2 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", отсутствие государственной регистрации права на земельный участок, из которого при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, не является препятствием для осуществления государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. В случае, если право на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, зарегистрировано в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки регистрируется прекращение права, ограничений (обременении) права на земельный участок, из которого были образованы такие земельные участки.
П.7 ст. 22.2 ФЗ N 122-ФЗ от 21.07.1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" говорит о том, что одновременно с заявлением о государственной регистрации прав на образуемые земельные участки может быть подано заявление о государственной регистрации перехода или прекращения прав на такие земельные участки. В этом случае государственная регистрация перехода или прекращения прав на такие земельные участки осуществляется одновременно с государственной регистрацией прав на образуемые земельные участки.
С учетом этого неосновательным является довод Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков из-за отсутствия регистрации права собственности РФ в ЕГРП
Кроме того, действующим законодательством процесс выкупа и принятия решения о предоставлении земельного участка не ставится в зависимость от его раздела и от регистрации на него права собственности в ЕГРП.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут послужить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2012 года по делу N А55-11547/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11547/2012
Истец: ИП Эйвазов Тельман Сейфуллаевич, ООО "Торгово-промышленная компания Бетта"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: ООО "Торгово-промышленная компания Бетта", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ ФКП "Федеральной службы регистрации. кадастра и картографии по Самарской области " в лице Самарского филиала, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом г Москва, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом г Самара