г. Владимир |
|
02 октября 2012 г. |
Дело N А39-1420/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.10.2012.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кирилловой М.Н., судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егоровой В.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2012 по делу N А39-1420/2012, принятое судьей Артамоновой Л.А. по заявлению сельскохозяйственного производственного снабженческо-сбытового кооператива "Стрела" (ОГРН 1101323000272, ИНН 1323125545) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия от 30.03.2012 N 014273 по делу об административном правонарушении.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
сельскохозяйственный производственный снабженческо-сбытового кооператив "Стрела" (далее - СПССК "Стрела", кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия (далее - управление, административный орган) от 30.03.2012 N 014273 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной в части 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением суда от 03.07.2012 заявленные требования удовлетворены, оспоренное постановление управления признаю незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, указывая на неправильное применение норм материального и процессуального права.
По мнению подателя апелляционной жалобы, административным органом добыты и представлены суду надлежащие документы (объяснения иностранных граждан, видеосъемка), свидетельствующие о том, что именно СПССК "Стрела" в лице председателя Васькина Алексея Степановича, привлек к трудовой деятельности в качестве коптильщика в цехе по обработке рыбы, расположенном по адресу: РМ, г. Ковылкино, ул. Глинная, д. 29, гражданина Республики Узбекистан Ризаева Ф.С., не имеющего разрешения на работу на территории Республики Мордовия.
Административный орган пояснил, что законным представителем СПССК "Стрела" является Васькин А.С., в связи с этим в протоколе об административном правонарушении были указаны его данные. Не указание в протоколе и постановлении об административном правонарушении сведений о юридическом лице не является существенным нарушением и позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации и свидетельство о государственной регистрации юридического лица находятся в материалах дела и, по мнению управления, восполняют недостающие сведения протокола и постановления об административном правонарушении.
Управление полагает, что обстоятельством, отягчающим административную ответственность кооператива является то, что ранее кооператив привлекал иностранных граждан к трудовой деятельности неоднократно без нарушений миграционного законодательства, процедура привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности Васькину А.С. как руководителю кооператива известна.
Вывод суда о нарушении управлением пунктов 37,38 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда также считает не соответствующим материалам дела.
Управление явку в судебное заседание не обеспечило.
Кооператив явку в судебное заседание не обеспечил, отзыв не представил.
Индивидуальный предприниматель Васькина Галина Семеновна явку в судебное заседание не обеспечила, отзыв не представила.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов административного дела следует, что СПССК "Стрела" зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1101323000272.
На основании распоряжения заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РМ от 03.03.2012 N 139 сотрудниками отдела иммиграционного контроля 03.03.2012 осуществлена внеплановая проверка соблюдения миграционного законодательства Российской Федерации СПССК "Стрела" при осуществлении деятельности в цехе по переработке рыбы и складских помещениях, расположенных по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Глинная д.29.
В ходе проверки был установлен факт нарушения режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации в связи с привлечением кооперативом к трудовой деятельности граждан Республики Узбекистан, в числе которых Ризаев Ф.С., 1987 года рождения, без соответствующего разрешения на работу либо патента на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
Административный орган счел, что СПССК "Стрела" нарушил пункт 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
По результатам проверки был составлен акт проверки N 139 от 03.03.2012, 05.03.2012 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам части 1 статьи 18.15 Кодекса и проведении административного расследования, 28.03.2012 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса.
В протоколе указано, что юридическое лицо - председатель СПССК "Стрела" Васькин А.С. привлекло к трудовой деятельности иностранного гражданина Республики Узбекистан Ризаева Ф.С. Протокол подписан Васькиным А.С. с возражениями.
Усмотрев в действиях СПССК "Стрела" состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса и.о. заместителя начальника отдела вынес постановление N 014273 от 30.03.2012, котором кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса и ему назначено наказание в виде взыскания штрафа в сумме 350 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, СПССК "Стрела" обжаловал его в арбитражный суд.
Арбитражный суд Республики Мордовия с учетом положений статей 1.6, 26.2, 27.8 Кодекса, пунктов 37, 38, 64, 65 Административного регламента по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением положений миграционного законодательства Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства и за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, утвержденного совместным приказом от 30.04.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 338 и Федеральной миграционной службы Российской Федерации N 97 (далее - Административный регламент) пришел к выводу о процессуальных нарушениях, допущенных управлением по административному делу, и непредставления доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях кооператива события вменяемого ему административного правонарушения, отменив оспариваемое постановление.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения на основании следующего.
Порядок привлечения иностранных граждан или лиц без гражданства к трудовой деятельности в Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В силу пункта 4 статьи 13.1 Федерального закона N 115-ФЗ иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации только при наличии разрешения на работу; работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
В части 1 статьи 18.15 Кодекса установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
Исходя из примечания N 1 к статье 18.15 Кодекса в целях данной статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Таким образом, объективную сторону вменяемого обществу состава административного правонарушения образует привлечение к трудовой деятельности либо допуск к труду иным образом в его интересах гражданина иностранного государства, не имеющего выдаваемого в установленном порядке разрешения на работу в Российской Федерации.
Как следует из оспариваемого решения, удовлетворяя заявленное СПССК "Стрела" требование, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о несоблюдении административным органом процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении, а также о недоказанности в действиях (бездействии) кооператива состава вменяемого ему административного правонарушения.
В силу части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции сделан вывод о том, что привлечение юридического лица СПССК "Стрела" к административной ответственности в рассматриваемом случае произведено административным органом незаконно, без соблюдения обязательной процедуры административного производства, вопреки установленному порядку назначения административного наказания.
При этом суд, оценив с учетом статей 26.2, 27.8 Кодекса процессуальные документы по делу, установил, что осмотр производственных помещений по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Глинная д.29, на территории СПССК "Стрела" в здании цеха по переработке рыбы и складских помещениях, был осуществлен без участия представителя СПССК "Стрела" и понятых, протокол осмотра не составлялся.
Судом первой инстанции также установлено, что в нарушение пунктов 37, 38 Административного регламента копия распоряжения о проведении проверки законному представителю не вручалась и не направлялась, соответствующие доказательства отсутствуют. В распоряжении заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по РМ от 03.03.2012 N 139 имеется запись о том, что представители СПССК "Стрела" от подписи отказались, при этом не указаны должности и фамилии представителей СПССК "Стрела"; в нарушение пунктов 64, 66 Административного регламента составленный по результатам внеплановых мероприятий акт проверки от 03.03.2012 содержит запись "Представители СПССК "Стрела" от подписи отказались", в то время как в акте не указаны представители юридического лица, присутствующие при проверке. Надлежащие доказательства направления копии акта проверки от 03.03.2012 по юридическому адресу кооператива и его получения управление не представило.
Кроме того, суд первой инстанции принял во внимание, что протокол об административном правонарушении от 28.03.2012 составлен в отношении должностного лица - председателя СПССК "Стрела" Васькина А.С., определением от 28.03.2012 дело об административном правонарушении N 014273 назначено к рассмотрению на 30.03.2012 в 15 час.00 мин. в отношении председателя СПССК "Стрела" Васькина А.С., оспариваемым постановлением N 014273 от 30.03.2012 к административной ответственности по части 1 статьи 18.15 Кодекса привлечен председатель СПССК "Стрела" Васькин А.С. в виде взыскания штрафа в сумме 350 000 рублей.
Арбитражный суд также установил, в материалы дела не представлено надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что работодателем иностранного гражданина выступает именно СПССК "Стрела".
Считая правомерным данный вывод суда первой инстанции, апелляционный суд учитывает следующее.
Иностранный гражданин Ризаев Ф.С. на момент проверки соответствующего разрешения на трудовую деятельность в Российской Федерации не имел, за что постановлением заместителя начальника отдела иммиграционного контроля УФМС России по Республики Мордовия от 05.05.2012 привлечен к административной ответственности по статье 18.10 Кодекса в виде взыскания штрафа в сумме 2500 рублей.
В постановлении от 30.03.2012 указано о привлечении СПССК "Стрела" к трудовой деятельности иностранного рабочего с нарушением требований миграционного законодательства.
Однако в постановлении не указано, каким образом кооператив привлек иностранного рабочего к выполнению работ.
Вместе с тем Рамазанов Ш.Ш., Чориев С.С., Худойбердиев А.Н., Ражабов Э.Ш. в объяснениях 03.03.2012, данных в ходе проверки, не указали, что на работу они были приглашены именно СПССК "Стрела" и работали в этом кооперативе.
Согласно бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, принимающей стороной гражданина Республики Узбекистан Ризаева Ф.С. по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г.Ковылкино, ул. 50 лет Октября, дом 5, кв.16, является Васькина Галина Семеновна(срок постановки на учет указан до 03.02.2012).
29.02.2012 УФМС по Республики Мордовия Ризаеву Ф.С. выдано разрешение на работу серии 13 N 120000402 на территории Республики Мордовия сроком действия до 03.12.2012, работодателем указана также индивидуальный предприниматель Васькина Г.С., с которой Ризаевым Ф.С. 20.02.2012 заключен трудовой договор.
Кроме того, в материалы дела представлен договор аренды нежилого помещения от 01.01.2012 N 3, согласно которому ООО "Торговый дом N 1" (арендодатель) предоставило Васькиной Г.С. (арендатор) часть нежилого помещения площадью 200 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Ковылкино, ул.Глинная, 29, то есть Васькина Г.С. арендовала часть помещения цеха, на территории которого в ходе проверки установлен факт трудовой деятельности Ризаева Ф.С.
Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о недоказанности представленными административным органом документами факта привлечения кооперативом иностранного гражданина к работе с нарушением положений Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях СПССК "Стрела" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 18.15 Кодекса.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, в связи с чем не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Таким образом, основания для удовлетворения апелляционной жалобы управления у суда второй инстанции отсутствуют.
Арбитражный суд Республики Мордовия не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с апелляционной жалобы не рассматривался с учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 03.07.2012 по делу N А39-1420/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кириллова |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1420/2012
Истец: Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "Стрела", сельскохозяйственный производственный снабженческо-сбытовой кооператив "Стрела"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Мордовия
Третье лицо: ИП Васькина Галина Семеновна, Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия