г. Челябинск |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А07-19408/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Ермолаевой Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой Я.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Автограф" на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2012 по делу N А07-19408/2011 (судья Масалимов А.Ф.).
Общество с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Автограф" (далее - ООО "Рекламное агентство "Автограф") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным решения Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация, ответчик), оформленного письмом уполномоченного органа - Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа от 24.10.2011 N 20390 об отказе в предоставлении ООО "Рекламное агентство "Автограф" земельных участков для эксплуатации четырех рекламных конструкций. Заявитель просил обязать Администрацию устранить допущенные нарушения прав и интересов заявителя путем принятия решения о передаче в аренду сроком на 5 лет земельных участков с кадастровыми номерами 02:55:020604:431, 02:55:010618:324, 02:55:020504:231, 02:55:020503:175 (требования изложены с учетом изменения их предмета, принятого судом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 31.07.2012 (резолютивная часть от 24.07.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Рекламное агентство "Автограф" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Податель апелляционной жалобе считает принятый судебный противоречащим сложившейся судебной практике. В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на отсутствие доказательств отнесения спорных земельных участков к землям общего пользования. Указывает на их отнесение к землям населенных пунктов и разрешенное использование - под размещение рекламных конструкций. Вместе с тем полагает, что пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не установлено ограничений на предоставление земельных участков общего пользования в аренду.
Полагает не применимой к спорным правоотношениям правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 12.04.2011 N 15248/2011, поскольку целью общества является реализация права на получение земельных участок в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а не оформление договора на эксплуатацию рекламного места.
Нарушение прав связывает с наличием препятствий для законного размещения рекламных конструкций, а также необходимостью предоставления (в целях кредитования) правоустанавливающих документов на земельные участки, тем более, что срок действия большинства договоров на эксплуатацию рекламного места истек.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание стороны не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлениями Главы Администрации городского округа город Уфа от 26.12.2006 N 6656, от 26.12.2006 N 6646, от 04.04.2008 N 1887, от 04.04.2008 N 1883 обществу в ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Автограф" были предоставлены рекламные места по Проспекту Октября, рядом с домом N 12, по Проспекту Октября, рядом с домом N 24 по ул. Академика Королева, рядом с домом N 15, по ул. Академика Королева, рядом с домом N 10 для размещения рекламных конструкций сроком на пять лет (л. д. 58-61, т. 1).
На основании указанных постановлений между Администрацией городского округа город Уфа и ООО "Рекламное агентство "Автограф" заключены договоры на эксплуатацию рекламного места на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 14.02.2008 N НР-69/1, от 14.02.2008 N НР-69/2, от 04.04.2008 N НР-69/3, от 04.04.2008 N НР-69/4 (л. д. 62-69, т. 1). По условиям договора обществом приобретено за плату право на размещение принадлежащего ему средства наружной рекламы на определенном договором месте, сроком соответственно до 26.12.2006 и 03.03.2013.
Земельные участки, на которых расположены стационарные рекламные конструкции, сформированы, прошли кадастровый учет и имеют следующие характеристики (кадастровые номера, местоположение, площадь):
- N 02:55:020604:431 по Проспекту Октября, рядом с домом N 24, 3 кв. м.
- N 02:55:010618:324 по Проспекту Октября, рядом с домом N 12, 4 кв. м.
- N 02:55:020504:231 по ул. Академика Королева, рядом с домом N 15, 2 кв. м.
- N 02:55:020503:175 по ул. Академика Королева, рядом с домом N 10, 2 кв. м.
12.10.2011 общество обращалось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет указанных выше земельных участков, на которых установлены и эксплуатируются рекламные конструкции. К заявлению были приложены кадастровые паспорта на испрашиваемые земельные участки (л. д. 42, т. 1). Указанное письмо поступило в Администрацию 14.10.2011 (вх. N 01-02-32572/11).
Письмом от 24.10.2011 N 20390 Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа на обращение заявителя сообщило о невозможности принять решение о передаче земельных участков в аренду (л. д. 43, т. 1). Со ссылкой на пункт 5 статьи 19 Федерального Закона "О рекламе" Управлением указано, что размещение средств наружной рекламы не требует оформления разрешительной документации на право пользования землей и не влечет за собой возникновения прав на земельные участки. Кроме того, Управлением сообщено о неприменимости к возникшим правоотношениям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, которая предполагает первоначальную выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ее отсутствие свидетельствует о порочности осуществления государственного кадастрового учета.
Письмом от 17.11.2011 общество обращалось в Администрацию городского округа город Уфа с заявлением о продлении срока действия договоров на размещение рекламных мест (л. д. 121, т. 1).
Как усматривается из содержания вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.03.2012 по делу N А07-23320/2011 обществу было отказано в заключении договоров на эксплуатацию рекламных мест без проведения торгов. В удовлетворении требований о признании такого отказа недействительным ООО "Рекламное агентство "Автограф" было отказано.
Ссылаясь на неправомерность отказа в предоставлении земельных участков в аренду в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении требований ООО "Рекламное агентство "Автограф", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что размещение средств наружной рекламы регулируется договором на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который предоставляет пользователю ограниченное право использования земельного участка без его выделения и передачи во владение. Размещение средств наружной рекламы не требует оформления разрешительной документации на право пользования землей и не влечет за собой возникновения прав на земельные участки. Кроме того, обоснованность отказа в предоставлении земельных участков в аренду мотивирована судом размещением рекламных конструкций на землях общего пользования.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия усматривает основания для отмены принятого по делу судебного акта.
Частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) возлагается на орган, его принявший.
В соответствии с Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.03.2007 N 23/11 (в редакции от 15.12.2010 N 31/17) "О структуре Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан", Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является отраслевым (функциональным) органом Администрации города (подпункт 1.2.28 Решения Совета).
В соответствии с Положением об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Приложение N 11.3 к решению от 29.03.2007 N 23/11), Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан выполняет функции от имени муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан и Администрации по решению вопросов местного значения в сфере регулирования земельных отношений на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, установленными федеральным законодательством, законами Республики Башкортостан и иными нормативными правовыми актами (пункт 2.1 Положения).
В соответствии с пунктом 2.2 Положения, задачей Управления является осуществление права владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами: земельными участками, находящимися в собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в пределах полномочий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Башкортостан, Уставом городского округа город Уфа Республики Башкортостан, решениями Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, актами главы Администрации и настоящим Положением.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку действующим законодательством не установлен порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, юридическим лицам, при рассмотрении данного спора применению подлежат по аналогии закона (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) положения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, гражданам.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Также, в силу указанной нормы, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны уполномочить специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью и обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Существо требований заявителя заключается в предоставлении ему земельного участка для размещения рекламной конструкции. Однако, такие цели предусматривают следующие особенности, не учтенные заявителем.
В соответствии со статьей 19 Закона "О рекламе", распространение наружной рекламы осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Пунктом 5 статьи 19 указанного Закона определено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства.
Как видно, положения статьи 19 Закона "О рекламе" не содержат обязательного требования для заключения договора аренды земельного участка при размещении рекламной конструкции. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обусловлено требованиями Закона "О рекламе", а собственник недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, посредством такого договора должен урегулировать основание и порядок пользования объектом недвижимости в целях размещения рекламы, подтверждая, что установка и эксплуатация рекламной конструкции являются законными и правомерными.
В соответствии с толкованием, приведенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 15248/10, правоотношения по распространению рекламы обусловлена требованиями Закона "О рекламе" и не связаны непосредственно с пользованием земельным участком и не влекут возникновения прав на него.
Таким образом, отсутствие договора аренды на спорные земельные участки не нарушает законные права заявителя на их использование, поскольку гарантии прав как владельца рекламной конструкции обеспечены в рамках действующего договора на эксплуатацию рекламного места (применительно к рекламных конструкциям, расположенным по адресам ул. Академика Королева, рядом с домами N 10 и N 15 - до 04 апреля 2013 года). Учитывая наличие норм специального регулирования, оснований к признанию нарушенными прав общества на осуществление предпринимательской деятельности по распространению рекламы и возможности их восстановления путем принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду не имеется.
Поскольку иных целей предполагаемого использования земельного участка кроме размещения рекламных конструкций обществом не названо, оснований для признания недействительным отказа в предоставлении земельного участка по правилам статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, у суда первой инстанции не имелось.
При принятии решения судом верно учтено, что на дату рассмотрения спора срок действия двух разрешений на установку рекламных конструкций (по адресам Проспект Октября, рядом с домом N 24, Проспект Октября, рядом с домом N 12) истек 26 декабря 2011 года.
В силу пункта 5 статьи 19 Федерального Закона "О рекламе" по окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Заключение договора на новый срок по смыслу положений пункта 5.1 статьи 19 указанного закона допускается по результатам торгов.
Поскольку вышеизложенное исключает нарушение прав общества оспариваемым решением органа местного самоуправления, иные доводы апелляционной жалобы, в том числе относительно отсутствия запрета на предоставления в аренду земельных участков относящихся к местам общего пользования не имеют самостоятельного правового значения.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.07.2012 по делу N А07-19408/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рекламное агентство "Автограф" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-19408/2011
Истец: ООО "РА "Автограф"
Ответчик: Администрация ГО г. Уфа РБ, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Третье лицо: Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ