г. Москва |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А40-58068/12-149-545 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Каменецкого Д.В.,
судей: |
Якутова Э.В., Пронниковой Е.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Яцевой В.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Электрогорск Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от "18" июля 2012 г. по делу N А40-58068/12-149-545, принятое судьей М.М. Кузиным,
по заявлению Администрации городского округа Электрогорск Московской области
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО
об оспаривании предписания
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Электрогорск Московской области (Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу (ответчик) о признании недействительным Предписания от 18.01.2012 N 13-36/31.
Решением от 18.07.2012 Арбитражный суд города Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из соответствия оспариваемого предписания нормам действующего законодательства и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя.
Не согласившись с принятым решением, Администрация городского округа Электрогорск Московской области обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Полагает, что обязанность следить за надлежащим состоянием территории, на которой находится несанкционированная свалка отходов и в отношении которой выдано Предписание N 13-36/31, возложена на ООО УК "Элинком" и МУП ДЕЗ. Администрация городского округа надлежащим образом выполняет свои обязанности, касающиеся благоустройства городского округа, возложенные на нее ч. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны, своих представителей в суд апелляционной инстанции не направили.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, данных в п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 10.01.2012 по адресу: Московская область, г. Электрогорск, территория городского округа в районе ул. Буденного, вблизи ООО "Элинком" и МУП "Коммунальник" проведена проверка на основании Приказа Начальника Департамента Росприроднадзора по ЦФО от 19.12.2011 N 3701-пр о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица, с целью проверки выполнения Предписания об устранении нарушений требований природоохранного законодательства и охраны окружающей среды от 28.09.2011 N 13- 36/1168 Администрацией городского округа Электрогорск.
В соответствии с Предписанием об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей органов государственного контроля (надзора) от 28.09.2011 N 13-36/1168, Администрация городского округа Электрогорск должна была устранить в срок до 15.12.2011 следующие нарушения: ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе ул. Буденного, вблизи производственных территорий ООО "Элинком" и МУП"Коммунальщик".
В ходе проведения внеплановой выездной проверки выполнения Предписания от 28.09.2011 установлено, что предписание не выполнено, свалка отходов производства и потребления не ликвидирована, что является нарушением п. 2 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", о чем в присутствии представителей Администрации городского округа Электрогорск - консультанта отдела строительства, архитектуры, природопользования и экологии и главного специалиста правового отдела составлен Акт проверки от 10.01.2012 N370.
18.01.2012 по результатам проверки в отношении Администрации городского округа Электрогорск составлен протокол об административном правонарушении N 13-33/32 по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Также в отношении Администрации городского округа Электрогорск вынесено предписание от 18.01.2012 N 13-26/31, обязывающее Администрацию городского округа Электрогорск ликвидировать несанкционированную свалку отходов производства и потребления в районе ул. Буденного, вблизи производственных территорий ООО "Элинком" и МУП"Коммунальщик". Срок исполнения предписания до 01.07.2012.
Не согласившись с выданным предписанием, Администрация городского округа Электрогорск Московской области обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для дела обстоятельства, применил нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал правомерный вывод об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
На основании ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки; беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного надзора о назначении проверки посещать и обследовать используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, помещения, сооружения, в том числе очистные сооружения, обследовать другие обезвреживающие устройства, средства контроля, технические и транспортные средства, оборудование и материалы, а также проводить необходимые исследования, испытания, измерения, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю; выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений; направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; предъявлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушений обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание принято Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу в рамках установленных полномочий.
В соответствии с п.2 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непосредственное осуществление деятельности в сфере обращения с отходами на территории муниципальных образований от их лица осуществляют органы местного самоуправления, наделенные властными полномочиями в данной сфере и закрепленными Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Фз "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктами 3, 24 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Московской области" установлено, что:
выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории Московской области планируется и осуществляется при наличии:
а) специальных (инженерно-геологических, экологических, социальных и других) исследований;
б) согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
г) решения Правительства Московской области по согласованию с органами местного самоуправления;
каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт природопользователя, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению;
объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
Согласно ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 7 Закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая: организацию накопления и обезвреживания пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах; регулярную очистку и вывоз с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах; Организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Закона Московской области "Об отходах производства и потребления в Московской области" в соответствии с установленными полномочиями органы местного самоуправления городских округов организуют сбор, вывоз, утилизацию и переработку отходов производства и потребления.
Согласно постановлению мирового судьи 182 судебного участка Павлово-Посадского судебного района от 05.03.2012, Администрация признана виновной в неисполнении предписания от 28.09.2011 N 13-36/1168.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что государственным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды неоднократно установлены обстоятельства обязывающие Администрацию ликвидировать свалку отходов, однако последней не принимаются прямые меры к ее ликвидации.
Оспариваемое предписание вынесено ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, в рассматриваемом случае судом не установлены основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативных актов органа государственной власти недействительными.
Довод подателя апелляционной жалобы, что Администрация городского округа Электрогорск не занимается предпринимательской деятельностью и специализированной деятельностью по размещению отходов производства и потребления отклоняется судебной коллегией как ошибочный.
Предписание административного органа обусловлено возложенными на администрацию городского округа обязанностями по организации деятельности в области обращения с отходами на вверенной территории, что не исключает возможность привлечения специализированных организаций.
Довод заявителя, что обязанность следить за надлежащим состоянием территории, на которой находится несанкционированная свалка отходов и в отношении которой выдано Предписание 28.09.2011, возложена на ООО УК "Элинком" и МУП ДЕЗ не принимается судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований возложена на органы местного самоуправления.
Привлечение органом местного самоуправления к исполнению названных обязанностей иных организаций не освобождает его от ответственности за достижение общего результата и выполнение адресованных названному органу требований закона.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 270 АПК РФ, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от "18" июля 2012 г. по делу N А40-58068/12-149-545 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Каменецкий |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-58068/2012
Истец: Администрация городского округа Электрогорск Московской области
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО