г. Воронеж |
|
10 октября 2012 г. |
Дело N А36-3333/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.10.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 10.10.2012.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Семенюта Е.А., Скрынникова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Князевой Г.В.,
при участии:
от ООО "Медицинская дезинфекция": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления муниципального заказа администрации г.Липецка: представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Муниципального учреждения "Городская больница N 5": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 по делу N 36-3333/2012 (судья Захарова Е.И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 12м/12 от 16.02.2012,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" (далее - ООО "Медицинская дезинфекция", общество), обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 12м/12 от 16.02.2012 г.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 28.06.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Управление муниципального заказа администрации города Липецка и Муниципальное учреждение "Городская больница N 5".
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Медицинская дезинфекция" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить полностью и принять новый судебный акт.
В обоснование требований апелляционной жалобы приводит следующие доводы:
- правом произвольно требовать поставку конкретного товара с определенной торговой маркой Заказчик не наделен;
- заведомым ограничением конкуренции (ограничением количества участников размещения заказа) является указание в качестве основных характеристик препаратов и, соответственно, критериев эквивалентности этим препаратам, точного процентного состава действующих веществ и иных добавок;
- для определения эквивалентности дезинфицирующих средств в соответствии с разъяснениями НИИ Дезинфектологии Роспотребнадзора следует руководствоваться следующим принципом: эквивалентными могут считаться дезинфицирующие средства, имеющие одинаковые свойства, в частности, активность, безопасность, стабильность, моющие свойства и др. и одинаковую сферу применения, т.е. могут полностью заменить друг друга, при этом они могут иметь различный состав и массовое содержание действующих веществ и функциональных добавок;
- согласно оспариваемому решению УФАС Липецкой области, представителем Заказчика при рассмотрении жалобы ООО "Медицинская дезинфекция" было заявлено о намеренном установлении как можно более подробного химического состава запрашиваемых дезинфицирующих средств, чтобы не получить иного дезинфицирующего средства, кроме запрошенного. Т.е. представителем Заказчика признан факт ограничения конкуренции путем установления требований к товару;
- необходимость учета фактора выявленной у Заказчика резистентности, на которую имеются ссылки в решениях УФАС и Арбитражного суда области в обоснование ограничения конкуренции, в техническом задании следовало отразить, указавте конкретные вещества/препараты, на которые резистентность выявлена и запретив предлагать их к поставке;
- ссылки в оспоренном решении УФАС и обжалуемом решении Арбитражного суда области на нормы СанПин и задачи Заказчика не имеют значения для рассматриваемого дела, т.к. не касаются существа жалобы на положения документации заказа.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
Согласно свидетельству серии 77 N 013995829 Общество с ограниченной ответственностью "Медицинская дезинфекция" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1107746853257, о чем 19 октября 2010 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица.
ООО "Медицинская дезинфекция" 09.02.2012 обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с жалобой на положения котировочной документации, в которой просило признать техническое задание запроса котировок 0146300030212000134 от 06.02.2012, составленным с нарушением Федерального закона N 94-ФЗ в части защиты конкуренции, обязать заказчика и уполномоченный орган устранить нарушения путем приведения технического задания в вид, удовлетворяющий требованиям ФЗ N 94 в части защиты конкуренции, а именно - указать характеристики препаратов, позволяющие предложить не одно, а несколько дезинфицирующих средств от разных производителей, удовлетворяющих требованиям заказчика.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, 16.02.2012 рассмотрев вышеуказанное обращение, приняла решение N 12м/12, с учетом исправления 22.05.2012 г. описки в вышеуказанном решении, в котором признала жалобу ООО "Медицинская дезинфекция" на действия уполномоченного органа - Управление муниципального заказа администрации города Липецка, при размещении заказа путем запроса котировок на право заключения муниципального контракта на поставку дезинфицирующих средств (муниципальный заказчик - МУЗ "Городская больница N 5) (извещение N 0146300030212000134) необоснованной.
Полагая, что вышеуказанный ненормативный правовой акт не соответствует требованиям пункта 4 статьи 43, статье 45 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и нарушает права общества, так как последнее было лишено возможности участвовать в размещении заказа N 0146300030212000134 с предложением поставки товаров, эквивалентных запрошенным в конкретных целях и условиях применения, но имеющим другие наименования, изготовленных иными производителями, ООО "Медицинская дезинфекция" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд области, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу, что решение УФАС по Липецкой области N 12м/12 от 16.02.2012 соответствует Закону о размещении заказов и не нарушает прав и интересов заявителя.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному ненормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений ст.198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов требуется одновременно наличие двух условий, несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушающие права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч.4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В соответствии со статьей 5 данного Закона под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном этим Законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 указанного Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Одним из способов размещения заказа, как следует из части 1 статьи 10 указанного Закона, является размещение заказа без проведения торгов путем запроса котировок.
Согласно пункту 1 статьи 42 названного Закона, под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Как следует из материалов дела, согласно извещению N 0146300030212000134, предметом запроса котировок, проведенного муниципальным заказчиком - МУЗ "Городская больница N 5", была поставка дезинфицирующих средств.
Из указанного извещения следует, что для муниципальных нужд необходимо было поставить:
"Гипохлорид". Порошок с наличием комков от белого до светло-коричнего цвета, массовая доля активного хлора не менее 39+5%, массовая доля воды не более 1,5%, коэффициент термостабильности не менее 0.90, фасовка 60 кг;
"Димакс-Хлор". Состав: содержит в качестве действующего вещества натриевую соль дихлоризоциануровой кислоты, а также функциональные компоненты, способствующие лучшему растворению средства. Таблетка массой 2,7 грамма выделяет при растворении в воде 1,5 грамма активного хлора (56%). Срок годности средства : 5 лет, рабочих растворов - 5 суток. Комплектация: утилкомпакт с этикеткой. Фасовка 370 таблеток - 1 кг;
"Лизафин Специаль". Состав: (Час 30%) алкилдиметилбензиламмония хлорида, глутарового альдегида (ГА 0,5%) и 5% глиоксаля в качестве действующих веществ, а также синтанол, краситель и др ; рН средства :3,5-6,5. Срок годности средства - 3 года, растворов 14 суток. Фасовка 1,7 литра;
Мыло жидкое "НИКА" с дезинфецирующим эффектом. Кожный антисептик. Готовый к применению кожный антисептик в виде прозрачной жидкости светло-зеленого цвета. Состав: 5-хлор-2-(2,4-дихлорфенокси) фенол (триклозан) - 0,5% анионное-поврехностно-активное вещество - 8,5%, функциональные и технологические добавки. Антимикробная активность: активно в отношении грамположительных (кроме бактерий туберкулеза) и грамотрицательных бактерий, фасовка 1 кг;
"Квартет". Состав: алкилдиметилбензиламмоний хлорид (ЧАС 9%), N,N-бис(аминопропил) додециламин (амин 3%), полигексаметилленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ 7%), кроме того в состав средства входят изопропиловый спирт, неионогенные ПАВ, регулятор кислотности, отдушка, антикоррозийная и другие функциональные добавки; рН 1% водного раствора средства составляет 9,0. Срок хранения : 5 лет, рабочих растворов-39 суток. В комплекте тест полоски на Квартет 10 шт на 1 фл. Фасовка 1 литр.
"Триосепт-Люкс". Состав: алкилдиметилбензиламмония хлорид (ЧАС) - 5%, дидецилдиметиламмония хлорид (ЧАС) 5%, полигекса-метиленгуанидингидрохлорид (ПГМГ) - 3%, N,N-бис (з-аминопропил) додециламин (триамин) - 7%, неионогенные поверхностно-активные вещества, комплексообразователь. Срок годности 5 лет, рабочих растворов - 30 суток. Фасовка 1 литр;
Тест полоски "Димакс Хлор" в упаковке 50 шт;
Тест полоски на "Триосепт-Люкс" в упаковке 100 шт;
"Дезиконт на лизафин". Контролируемое дез.средство лизафин, определяемые концентрации рабочих растворов 0,1-5,0% в упаковке 100 шт.
В соответствии с положениями статьи 43 Закона о размещении заказов, запрос котировок должен содержать, в том числе, наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование, характеристики и объем выполняемых работ, оказываемых услуг. При этом должны быть указаны требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, требования к упаковке или фиксированному объему товара не противоречат Закону о размещении заказов.
Кроме того, в п. 11 Инструкции (приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок)указано, что в случае предложения альтернативы в стандартной фасовке производителя допускается замена на уменьшенную пропорционально целым числам фасовку, например, вместо 2 упаковок по 20 шт. продукции допустимо предложить 4 упаковки по 10 шт. или 8 упаковок по 5 шт., но не допускается предложить 2 упаковки по 30 шт. или 1 ненарушенную упаковку с 30 шт. и 1 нарушенную упаковку с 10 шт. или 1 упаковку с 40 шт., т.е. требования заказчика по фасовке дезинфицирующих средств не являются ограничивающими конкуренцию.
В силу части 2 статьи 45 Закона о размещении заказов, извещение о проведении запроса котировок не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии со статьей 45 Закона о размещении заказов, участник размещения заказа вправе предложить эквивалентный товар на основании характеристик, указанных в ч. 4 ст. 43 Закона о размещении заказов.
Пунктом 3.6.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.06.2003 N 131 установлено, что выбор дезинфицирующего средства, а также способа его применения определяется особенностями обеззараживаемого объекта, биологическими свойствами микроорганизма, что в совокупности должно обеспечить достижение дезинфекции.
Согласно СанПин 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", утвержденным Постановлением Гласного государственного санитарного врача от 18.05.2010 N 58, в целях предупреждения возможного формирования резистентных к дезинфектантам штаммов микроорганизмов следует проводить мониторинг устойчивости госпитальных штаммов к применяемым дезинфицирующим средствам с последующей их ротацией (последовательная замена дезинфектанта из одной химической группы на дезинфектант из другой химической группы) при необходимости (п. 1.9 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
В ООМД должен быть не менее чем месячный запас разнообразных дезинфицирующих средств (ДС) различного химического состава и назначения в соответствии с расчетной потребностью (п. 1.9 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
Выбор метода дезинфекции зависит от особенностей изделия и его назначения (п. 2.5 раздел II СанПин 2.1.3.2630-10).
Следовательно, муниципальный заказчик определяет необходимость того или иного дезинфицирующего средства в зависимости от своих потребностей, результатов мониторирования, специфики лечебного учреждения, количества и ассортимента имеющихся на данный момент дезинфицирующих средств.
Как следует из материалов дела, УФАС по Липецкой области при принятии решения N 12м/12 от 16.02.2012 были проанализированы журнал мониторирования (начат 04.10.2011), в котором содержались сведения об исследуемом материале, диагнозе, результатах исследования, а также дезинфицирующее средство, рекомендованное к применению при соответствующем диагнозе (Триосепт-Люкс); результаты исследования на УПМ (результаты определения чувствительности к дизенфектантам, выданные 31.01.2012 г. Городским Центром бактериологических исследований по запросу МУ "Городская больница N 5", в которых были отражены наименования дезинфектантов (Лизафин 1%, Триосепт 1%, Квартет) и наименования м/о, при этом исследуемые дезинфектанты показали чувствительность к определенным бактериям.
Согласно СанПин 2.1.3.2630-10, при выборе средств учитываются рекомендации изготовителей изделий медицинского назначения, применяемых в организации, касающиеся воздействия конкретных дезинфекционных средств на материалы этих изделий.
Апелляционная коллегия учитывает, что сила бактерицидного воздействия дезинфицирующих средств зависит от химического состава, концентрации растворов, резистентности микроорганизмов. В зависимости от процентного содержания компонентов, изменения качественного и количественного состава того или иного химического вещества ведет к изменению его свойств.
Кроме того, как следует из письма Департамента здравоохранения администрации г. Липецка от 15.02.2012 N 59, в составе Муниципального учреждения "Городская больница N 5", имеется отделение гнойно-септической хирургии, в состав которой входит челюстно-лицевая гнойная хирургия. При проведении в этих отделениях производственного контроля и микробиологического мониторинга выявляется высеваемость в более 50% случаев возбудителей, которые могут являться возбудителями внутрибольничных инфекций.
Учитывая, что в СанПин 2.1.3.2630-10 большое внимание уделено безопасности дезинфицирующих средств для каждого работника, муниципальным заказчиком при проведении запроса котировок характеристики поставляемых товаров были определены согласно специфике и потребностям больницы по данным микробиологического мониторинга.
Таким образом, требования к конкретному составу дезинфицирующих средств определены в извещении о проведении запроса котировок N 0146300030212000134 исходя из интересов больных, медицинского персонала, потребностей медицинского учреждения.
Апелляционная коллегия обращает внимание, что в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 14.02.2012 N 0146300030212000134-1 на участие в запросе котировок было подано три заявки (ООО "Анчар", ООО "Сфера", ООО "МедКор"), что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции потенциальных участников размещения заказа требованиями запроса котировок. Все заявки допущены к участию в запросе котировок. ООО "Медицинская дезинфекция" участие в данном запросе котировок не принимало, не являлось участником размещения заказа. Муниципальный контракт заключен с победителем 28.02.2012.
В связи с изложенным, отмена решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области N 12м/12 от 16.02.2012 не повлияет на восстановление нарушенных прав и законных интересов заявителя.
Арбитражный суд области правильно определил предмет доказывания по делу, полно и всесторонне исследовал представленные сторонами доказательства, и сделал выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч.1 ст.269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 25.07.2012 по делу N 36-3333/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3333/2012
Истец: ООО "Медицинская дезинфекция"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области, УФАС РФ по Липецкой области
Третье лицо: ММуниципальное учреждение "Городская больница N 5", МУ "городская больница N5", Управление муниципального заказа администрации г. Липецка, Управление муниципального заказа администрации города Липецка