г. Москва |
|
09 10 2012 г. |
А40-42740/12-93-419 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: Веклича Б.С., Лепихина Д.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Шимкус М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "МИСАН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы
от 13.07.2012 г. по делу N А40-42740/12-93-419, принятое судьей Григорьевой И.Ю.,
по заявлению ООО "МИСАН"
к УФАС по г.Москве
третьи лица: ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Северо-западного окружного управления образования г.Москвы", Департамент города Москвы по конкурентной политике, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Комбинат детского питания", ООО "Коникс-Школьник", ООО "Солнечный 6", ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Восточного окружного управления образования г.Москвы"
о признании недействительными решений и предписаний от 08.02.2012, 20.02.2012, незаконными действия (бездействия)
при участии: от заявителя: Ляховецкий Д.Д. - по доверенности от 20.12.2011;
Филиппов Н.В. - по доверенности от 08.02.2012;
от ответчика: Айнутдинов Р.Ф. - по доверенности N 3-34 от 05.05.2012;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2)- Артемьев А.А. по доверенности N 77-13-14/2-4;
3) - Желенкова С.А. - по доверенности от 27.06.2012;4), 5), 6), 7) - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г.Москвы обратилось ООО "МИСАН" с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании недействительными решения УФАС по г.Москвы от 08.02.2012 N 2-57-662/77-12 в части признания жалобы заявителя обоснованной частично, за исключением признания неправомерным отказа в допуске заявителя к участию в аукционе на основании отсутствия товарного знака; предписания УФАС по г.Москвы от 08.02.2012 N 2-57-662/77-12; решения УФАС по г.Москвы от 20.02.2012 N 2-57-1435/77-12 в части признания жалобы заявителя обоснованной частично, за исключением признания неправомерным отсутствия в заявках участников аукциона, допущенных к участию в нем, указания количества мышьяка в предлагаемом для поставке товаре; предписания УФАС по г.Москвы от 20.02.2012 N 2-57-1435/77-12; незаконными действий (бездействия) УФАС по г.Москве, выразившихся в том, что результаты аукциона N 0173200001412000010, проводившегося в электронной форме, по результатам рассмотрения жалоб ООО "МИСАН" не были аннулированы.
Определениями от 25.04.2012, от 24.05.2012 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Северо-западного окружного управления образования г. Москвы", Департамент города Москвы по конкурентной политике, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Комбинат детского питания", ООО "Коникс-Школьник", ООО "Солнечный 6", ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы".
Решением суда от 13.07.2012 г. в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что оснований для признания оспариваемых решений и предписаний незаконными не имеется.
С решением суда не согласился заявитель - ООО "МИСАН" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что судом не исследовались нарушения в заявках иных участников аукциона. По мнению заявителя, суд должен был установить какие именно нарушения и в каком количестве были установлены аукционной комиссией в отношении заявки ООО "МИСАН". Заявителем представлены письменные пояснения.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения. В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что правовая цель обращения в арбитражный суд по настоящему делу не может быть достигнута, а права заявителя - восстановлены, правильным способом защиты гражданских права заявителя является оспаривание итогов аукциона, и такой способ защиты заявителем использован путем предъявления соответствующего иска, рассматриваемого арбитражным судом по делу N А40-29778/12-148-278.
Третье лицо (ОАО "Единая электронная торговая площадка") представило письменные пояснения, в которых вопрос о рассмотрении апелляционной жалобы по настоящему делу оставляет на усмотрение суда.
Представители третьих лиц (ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Северо-западного окружного управления образования г.Москвы", Департамент города Москвы по конкурентной политике, ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Комбинат детского питания", ООО "Коникс-Школьник", ООО "Солнечный 6", ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Восточного окружного управления образования г.Москвы") извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела УФАС по г.Москве на основании жалобы ООО "МИСАН" на действия государственного заказчика - ГКУ города Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Восточного окружного управления образования г.Москвы" при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции для организации питания в образовательных учреждениях Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, выразившиеся в отказе в допуске заявителя к участию в аукционе, возбуждено дело N 2-57-662/77-12.
При рассмотрении жалобы ответчик установил, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме 0173200001412000010 от 20.01.2012 заявителю отказано в допуске к участию в аукционе на основании отсутствия указания на товарный знак, указания недостоверных сведений, а также представление сведений, несоответствующих требованиям аукционной документации.
В составе первой части заявки заявитель указал на конкретные характеристики предлагаемого для поставки товара, в частности "биойогурт "Бифилайф", производится по ТУ 9220-019-14173891-07, дрожжи сушеные, производятся по ГОСТу 28483-90, производитель ООО "Воронежские дрожжи", блинчики школьные с фруктово-ягодной начинкой, производятся по ТУ 9119-368-23476484-05, производитель ООО "Триада-Покоторг" и т.д.
Антимонопольным органом установлено, что товарный знак на продукт "биойогурт "Бифилайф" отсутствует, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации N RU 40.01.05.005.Е.000228.12.10, выданным Управлением Роспотребнадзора по Калужской области от 20.12.2010, а также сертификатом соответствия NС-RU.АЯ47.В.000828, выданному ОАО "МосМедыньагропром".
Отсутствие данных по иным товарным знакам предлагаемых к поставке товаров при наличии указания наименования производителя данного товара, а также при наличии указания на нормативный документ, определяющий количество и характеристики, на основании которого производится товар, не затрудняет возможность определить соответствие предлагаемого для поставки товара требованиям аукционной документации.
На основании изложенного, ответчик пришел к выводу о том, что решение аукционной комиссии заказчика в части отказа в допуске заявителю к участию в аукционе на основании отсутствия товарных знаков, предлагаемых к поставке продуктов, нарушает ч.5 ст.41.9 Закона о размещении заказов и является неправомерным.
Кроме этого, ответчиком установлено, что в соответствии с заявкой общества к поставке предлагается кукуруза консервированная, производится по ГОСТу 15877-70, высшего сорта, возможно наличие механических повреждений зерен не более 40%, производитель "Chang Awards ", страна происхождения Тайланд.
Согласно ГОСТу 15877-70 наличие механических повреждений зерен у высшего сорта не превышает 20%.
Таким образом, заявителем представлены недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре.
Вместе с тем, согласно технической части аукционной документации все поставляемые пищевые продукты на момент поставки должны иметь срок дальнейшего использования не менее 50% от установленного предприятием-изготовителем срока годности, для особо скоропортящихся продуктов (со сроком годности до 10 суток) - не менее 30%.
В соответствии с заявкой общества к поставке предлагаются пищевые продукты с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 30% от срока годности, установленного изготовителем, по всем пунктам товаров. Например, блинчики школьные с фруктово-ягодной начинкой, производятся по ТУ 9119-368-23476484-05, производитель ООО "Триада-Покоторг", остаточный срок годности на момент поставки не менее 30% от срока годности, установленного изготовителем.
Исходя из данных обстоятельств антимонопольный орган пришел к выводу, что заказчиком в нарушение ч.6 ст.41.9 Закона о размещении заказов в протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме содержатся не все сведения с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, в части отсутствия указаний в протоколе о несоответствии заявки требованиям аукционной документации относительно остаточных сроков годности предлагаемого товара.
По результатам рассмотрения дела N 2-57-662/77-12 антимонопольным органом вынесено оспариваемое по настоящему делу решение от 08.02.2012, которым жалоба заявителя на действия заказчика признана обоснованной в части неправомерного отказа в допуске к участию в аукционе на основании отсутствия товарного знака, в действиях государственного заказчика признано нарушение частей 5, 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
08 февраля 2012 года аукционной комиссии заказчика, заказчику и оператору электронной площадки выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, которым предписано прекратить нарушения Закона о размещении заказов, а именно внести изменения в протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России по делу N 2-57-662/77-12 от 08.02.2012 и Законом о размещении заказов.
Кроме этого, УФАС по г. Москве на основании жалобы ООО "МИСАН" на действия государственного заказчика при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции для организации питания в образовательных учреждениях Юго-Восточного окружного управления образования Департамента образования города Москвы, выразившиеся в необоснованных допусках к участию к участию в аукционе иных участников размещения заказа, возбуждено дело N 2-57-1435/77-12.
При рассмотрении жалобы ответчик установил, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 01.02.2012 N 173200001412000010 на участие в открытом аукционе в электронной форме подано 7 заявок участников размещения заказа, допущены к участию в открытом аукционе и признаны участниками аукциона в электронной форме 3 участника размещения заказа.
В соответствии с аукционной документацией к поставке требуется "филе горбуши малосоленой: содержание мышьяка - 1,0 мг/кг" и др.
Из заявок участников размещения заказа следует, что к поставке предлагается "филе горбуши малосоленой - ФГУП ВНИРО Россия". При этом в заявках участников размещения заказа отсутствует указание на количество мышьяка, содержащегося в предлагаемом к поставке товаре.
На основании изложенного, ответчик пришел к выводу о нарушении положений п.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов при допуске участников размещения заказа к участию в открытом аукционе.
По результатам рассмотрения дела N 2-57-1435/77-12 антимонопольным органом вынесено оспариваемое по настоящему делу решение от 20.02.2012, которым жалоба заявителя на действия заказчика признана обоснованной в части отсутствия указания количества мышьяка в предлагаемом для поставки товаре, в действиях государственного заказчика признано нарушение части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
20 февраля 2012 года государственному заказчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов, которым предписано прекратить нарушения Закона о размещении заказов, а именно при заключении государственного контракта включить в государственный контракт информацию о содержании мышьяка в филе горбуши малосоленой в соответствии с требованиями положений аукционной документации.
Не согласившись с указанными решениями и предписаниями, заявитель обратился в арбитражный суд с вышеназванным заявлением.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов при размещении заказа на поставку товара первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
Согласно части 1 статьи 41.9 Закона о размещении заказов аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащие предусмотренные частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона сведения, на соответствие требованиям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме в отношении товаров, работ, услуг, на поставки, выполнение, оказание которых размещается заказ.
Часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов предусматривает, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
В силу п.3.2.2.1.2 аукционной документации первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в случае, если в документации об открытом аукционе не содержится указание на товарный знак, -конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого к поставке товара.
Из материалов дела следует, что заявка ООО "МИСАН" в позиции "Биойогурт" содержит все необходимые конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об открытом аукционе в электронной форме.
При указанных обстоятельствах, обоснованным является вывод антимонопольного органа о неправомерности отказа заявителю в допуске к участию в аукционе на основании отсутствия товарного знака.
Вместе с тем, ответчиком установлено, что в соответствии с заявкой общества к поставке предлагается кукуруза консервированная, производится по ГОСТу 15877-70, высшего сорта, возможно наличие механических повреждений зерен не более 40%, производитель "Chang Awards", страна происхождения Тайланд.
Согласно ГОСТу 15877-70 наличие механических повреждений зерен у высшего сорта не превышает 20%.
Следовательно, заявителем представлены недостоверные сведения о предлагаемом к поставке товаре.
Кроме того, согласно технической части аукционной документации все поставляемые пищевые продукты на момент поставки должны иметь срок дальнейшего использования не менее 50% от установленного предприятием-изготовителем срока годности, для особо скоропортящихся продуктов (со сроком годности до 10 суток) - не менее 30%.
В соответствии с заявкой общества к поставке предлагаются пищевые продукты с остаточным сроком годности на момент поставки не менее 30% от срока годности, установленного изготовителем, по всем пунктам товаров. Например, блинчики школьные с фруктово-ягодной начинкой, производятся по ТУ 9119-368-23476484-05, производитель ООО "Триада-Покоторг", остаточный срок годности на момент поставки не менее 30% от срока годности, установленного изготовителем.
При этом согласно названного ТУ срок годности блинчиков школьных составляет 60 суток.
Таким образом, данный продукт не относится к категории особо скоропортящихся в смысле, придаваемом этому понятию техническим заданием. В условиях, установленных документацией об аукционе, срок годности данного продукта должен был составлять не менее 50%.
Следовательно, выявленные несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме, в силу ч.4 ст.41.9 Закона о размещении заказов являются основанием для отказа в допуске к участию в открытом аукционе.
В оспариваемой части решение антимонопольного органа от 08.02.2012 соответствует положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Оспариваемым решением ответчика от 20.02.2012 жалоба заявителя на действия заказчика признана обоснованной в части отсутствия указания количества мышьяка в предлагаемом для поставки товаре, в действиях государственного заказчика признано нарушение части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
Согласно части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 настоящего Федерального закона, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с аукционной документацией к поставке требуется "филе горбуши малосоленой: содержание мышьяка - 1,0 мг/кг" и др.
Из заявок участников размещения заказа следует, что к поставке предлагается "филе горбуши малосоленой - ФГУП ВНИРО Россия". При этом в заявках участников размещения заказа отсутствует указание на количество мышьяка, содержащегося в предлагаемом к поставке товаре.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган правомерно признал в действиях заказчика нарушение части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, выразившееся в отсутствии в документации участников размещения заказа указания на содержание мышьяка в филе горбуши малосоленой.
Кроме этого, комиссией ответчика проведена проверка заявок участников размещения заказов, допущенных к участию в аукционе. Соответствие заявок участников, допущенных к аукциону, требованиям аукционной документации в остальной части установлено на основе исследования представленных документов, а также согласия на поставку товаров, которые соответствуют требованиям аукционной документации.
Решение ответчика от 20.02.2012 в оспариваемой части не противоречит положениям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Доводы заявителя о том, что оспариваемыми решениями жалобы заявителя признаны обоснованными частично, что не повлекло восстановления нарушенных прав, ряд нарушений на которые ссылался заявителем не нашли своего отражения в спорных решения и предписаниях не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку не являются основанием для отмены решения суда. Предметом настоящего спора являются оспариваемые решения и предписания.
При этом оспариваемыми решениями в действиях заказчика установлено нарушение требований законодательства о размещении заказов, иные нарушения, которые не рассматривались в оспариваемых решениях, не подлежат оценке судом в рамках рассмотрения настоящего спора, поскольку не входят в предмет доказывания по настоящему делу.
При этом по настоящему делу установлено, что оспариваемыми решениями признаны обоснованными жалобы заявителя.
Суд первой инстанции, рассмотрев требование заявителя о признании незаконными действий (бездействия) УФАС по г.Москве, выразившихся в том, что результаты аукциона N 0173200001412000010, проводившегося в электронной форме, по результатам рассмотрения жалоб ООО "МИСАН" не были аннулированы, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку исходя из положений статей 17, 60 Закона о размещении заказов, п.3.37 Административного регламента полномочия антимонопольного органа по выдаче того или иного предписания является его правом, а не обязанностью, в связи с чем невыдача ответчиком предписания об аннулировании аукциона не свидетельствует о незаконности действия (бездействия) ответчика.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. ст. 104, 110, АПК РФ ООО "МИСАН" подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2012 г. по делу N А40-42740/12-93-419 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "МИСАН" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42740/2012
Истец: ООО МИСАН
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по городу Москве, Управление Федеральной антимонопольной службы по Москве
Третье лицо: ГКУ "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Северо-Западного окружного управления образования Департамента образования г. Москвы", ГКУ г. Москвы "Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Юго-Восточного окружного управления образования г. Москвы", ГКУ г. Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов С-З окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, ГКУ г. Москвы Дирекция по эксплуатации, движению и учету основных фондов Ю-В окружного управления образования Департамента образования г. Москвы, Департамент г. Москвы по конкурентной политике, Департамент г. Москвы по конкурентной политике (Тендерный комитет), ОАО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Комбинат детского питания", ООО "Коникс-Школьник", ООО "Солнечный 6"