г. Саратов |
|
09 октября 2012 г. |
Дело N А57-10523/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 октября 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Чумаковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального учреждения здравоохранения "Балашовский родильный дом" (412307, Саратовская область, г. Балашов, ул. Строителей, 2, ОГРН 1026401586364, ИНН 6440000147)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2012 года по делу N А57-10523/2012 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению муниципального учреждения здравоохранения "Балашовский родильный дом" (412307, Саратовская область, г. Балашов, ул. Строителей, 2, ОГРН 1026401586364, ИНН 6440000147)
заинтересованные лица: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (410028, г. Саратов, пл. Соборная, 7, ОГРН 1056405009583, ИНН 6450606441),
отдел надзорной деятельности по Балашовскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (412309, Саратовская область, г. Балашов, ул. Гагарина, 114)
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось муниципальное учреждение здравоохранения "Балашовский родильный дом" (далее - МУЗ "Балашовский родильный дом", заявитель, учреждение) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 05 апреля 2012 года N 52 о наложении административного взыскания за нарушение требований пожарной безопасности, вынесенного главным государственным инспектором Балашовского района по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности по Балашовскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области Ишиным Е.С.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУЗ "Балашовский родильный дом" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, удовлетворить заявленные требования.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждено уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 410031 50 94298 2, N410031 50 94297 5, N410031 50 94295 1, конверт с уведомлением о вручении почтового отправления N410031 50 94296 8. Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 05 сентября 2012 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 11 марта 2012 года по 29 марта 2012 года административным органом на основании распоряжения от 22 февраля 2012 года N 86 проведена плановая выездная проверка соблюдения заявителем требований пожарной безопасности в зданиях и на территории МУЗ "Балашовский родильный дом" по адресу: Саратовская область, г. Балашов, ул. Строителей, 2.
В ходе проверки установлены нарушения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", требований Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 313, строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*), принятых и введённых в действие постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13 февраля 1997 года N 18-7 и др., а именно:
руководитель учреждения и ответственные за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 36 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - НПБ), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12 декабря 2007 года N 645 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 года N 10938);
не установлены у пожарного гидранта, а также по направлению движения к нему соответствующие указатели (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 90 ППБ 01-03, пунктов 2.5.13, 2.5.17 Правил пожарной безопасности для учреждений здравоохранения (далее - ППБО 07-91), утверждённых Министерством здравоохранения СССР 30 августа 1991 года, Главным управлением пожарной охраны МВД СССР 30 июня 1991 года;
приказом не определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 15 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 5.33 Норм пожарной безопасности НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации", утверждённых Приказом ГУГПС МВД России от 31 декабря 1997 года N 84;
отсутствует журнал учёта огнетушителей в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 15 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 5.34 НПБ 166-97;
не проведены эксплуатационные испытания ограждения на крыше здания женской консультации в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 41 ППБ 01-03, пункта 8.11 СНиП 21-01-97*;
планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в женской консультации не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001 в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 16 ППБ 01-03;
огнетушители, находящиеся в женской консультации, не пронумерованы белой краской в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 5.34 НПБ 166-97;
дверь, отделяющая помещения технического этажа в женской консультации, не противопожарная в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*;
в помещении технического этажа женской консультации допускается складирование горючих материалов (складируются бумаги) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2.4 ППБО 07-91;
пожарные шкафы в женской консультации не пронумерованы в соответствии с НПБ 151-2000 в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4.15 Норм пожарной безопасности "Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний" (НПБ 151-2000), утверждённых Приказом ГУГПС МВД России от 27 декабря 2000 года N 79;
помещение женской консультации не укомплектовано знаками пожарной безопасности, согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.2 Норм пожарной безопасности "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования" (НПБ 160-97), утверждённых Главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору;
дверь, отделяющая помещения подвала от помещений гинекологии, не противопожарная в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 7.4 СНиП 21-01-97*;
планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара в гинекологическом отделении не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.4.026-2001 в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 16 ППБ 01-03;
огнетушители, находящиеся в помещении гинекологии, не пронумерованы белой краской в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3, пункта 16 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 5.34 НПБ 166-97;
помещение гинекологии не укомплектовано знаками пожарной безопасности, согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.2 НПБ 160-97;
в каждой палате гинекологического отделения отсутствуют инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6 приложения 4 ППБО 07-91;
в переходе на четвёртом этаже между зданиями гинекологии и родильного отделения не установлены противопожарные двери второго типа в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 1.15 строительных норм и правил 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (СНиП 2.08.02-89*), утверждённых постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года N 78;
люк, отделяющий выход на кровлю от помещений, в гинекологическом отделении (основная лестница) не противопожарный в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*;
дверь, отделяющая помещения технического этажа, в гинекологическом отделении (пожарная лестница) не противопожарная в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*;
в помещении технического этажа в гинекологическом отделении допускается складирование горючих материалов (складируются бумаги) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2.4. ППБО 07-91;
на здании родильного отделения не установлено ограждение на кровле в соответствии с ГОСТ 25772 в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 8.11 СНиП 21-01-97*;
в каждой палате родильного отделения отсутствуют инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6 приложения 4 ППБО 07-91;
пожарные шкафы родильного отделения не пронумерованы в соответствии с НПБ 151-2000 в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 4.15 НПБ 151-2000;
дверь, отделяющая помещения технического этажа, (основная лестница) в родильном отделении не противопожарная в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 7.4, 8.4 СНиП 21-01-97*;
помещение родильного отделения не укомплектовано знаками пожарной безопасности, согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.2 НПБ 160-97;
в подвальном помещении размещены мастерские (столярная, сварочный цех) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2.6. ППБО 07-91, пункта 9 приложения 4 СНиП 2.08.02-89*;
производится хранение горючих материалов в помещениях подвала в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2.6. ППБО 07-91;
в подвале в переходах между зданиями не установлены противопожарные двери второго типа в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 1.15 СНиП 2.08.02-89*;
помещения женской консультации не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 108, приложения 3 ППБ 01-03;
пожарный шкаф у входа в лестничную клетку второго этажа родильного отделения (основной лестницы) укомплектован не в соответствии с НПБ 151-2000 (отсутствует пожарный кран) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2 НПБ 151-2000;
пожарный шкаф на первом этаже родильного отделения укомплектован не в соответствии с НПБ 151-2000 (отсутствует пожарный кран) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 2.2 НПБ 151-2000;
помещения первого этажа родильного отделения укомплектованы огнетушителями, огнетушащие вещества которых не соответствуют возможному классу пожара (А), в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 4 приложения 3 ППБ 01-03;
помещения подвала не обеспечены первичными средствами пожаротушения (огнетушителями), согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 108, пункта 17 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 5.14 НПБ 166-97;
помещения хозяйственного блока не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 108, приложения 3 ППБ 01-03;
помещения гаража не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, согласно нормам, в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 108, приложения 3 ППБ 01-03;
автоматическая пожарная сигнализация в помещениях гинекологического отделения находится в неисправном состоянии в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 98 ППБ 01-03;
не проведены регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту (ТО и ППР) автоматической пожарной сигнализации (ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору) в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 96 ППБ 01-03, статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
на оповещателях (громкоговорителях) системы оповещения установлены регуляторы громкости в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 104 ППБ 01-03;
входная центральная дверь женской консультации имеет ширину менее 1,2 м в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 6.16, 6.27 СНиП 21-01-97*;
из центральной лестничной клетки женской консультации отсутствует выход непосредственно наружу в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 6.34 СНиП 21-01-97*;
автоматическая пожарная сигнализация в помещениях женской консультации находится в неисправном состоянии в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 98 ППБ 01- 03;
помещения хозяйственного блока не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 9 таблицы 1 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утверждённых Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года N 315;
помещения гаража не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в нарушение статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.30 строительных норм и правил "Стоянки автомобилей" (СНиП 21-02-99), утверждённых постановлением Госстроя России от 19 ноября 1999 года N 64.
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 29 марта 2012 года N 86 (т.1 л.д.97-102). В отношении заявителя 29 марта 2012 года вынесено предписание N 86/1/86 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (т.1 л.д.103-109).
29 марта 2012 года по результатам проведённой проверки по факту обнаружения нарушений статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 16, 41, 90, пункта 15 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 36 Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", пунктов 2.2.4, 2.2.6, 2.5.13, 2.5.17, пункта 6 приложения 4 ППБО 07-91, пунктов 5.33, 5.34 НПБ 166-97, пунктов 7.4, 8.4, 8.11 СНиП 21-01-97*, пункта 4.15 НПБ 151-2000, пункта 1.2 НПБ 160-97, пункта 1.15, пункта 9 приложения 4 СНиП 2.08.02-89*, квалифицируемых по части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не подпадающих под квалификацию по статьям 8.32. и 11.16., частям 3-8 статьи 20.4. Кодекса; нарушений статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 108, пунктов 4, 17 приложения 3 ППБ 01-03, пункта 2.2 НПБ 151-2000, пункта 5.14 НПБ 166-97, квалифицируемых по части 3 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; нарушений статьи 151 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-Фз "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктов 3, 96, 98, 104 ППБ 01-03, пунктов 6.16, 6.27, 6.34 СНиП 21-01-97*, пункта 9 таблицы 1 НПБ 110-03, пункта 6.30 СНиП 21-02-99, квалифицируемых по части 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен протокол об административном правонарушении (т.1 л.д.110-114). Протокол составлен в присутствии законного представителя заявителя главного врача МУЗ "Балашовский родильный дом" Четверткова А.И.
29 марта 2012 года административным органом вынесено определение о назначении места и времени рассмотрения административного дела. Копия определения получена законным представителем юридического лица Четвертковым А.И. в тот же день, что подтверждается материалами дела (т.1 л.д.118).
05 апреля 2012 года главным государственным инспектором Балашовского района по пожарному надзору - начальником отдела надзорной деятельности по Балашовскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области Ишиным Е.С вынесено постановление N 52 о привлечении МУЗ "Балашовский родильный дом" к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей (т.1 л.д.22-24). Материалы дела об административном правонарушении рассмотрены в присутствии законного представителя юридического лица.
Заявитель не согласился с указанным постановлением и оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины МУЗ "Балашовский родильный дом", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
Апелляционная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, выводы - подтверждёнными собранными по делу доказательствами.
Согласно части 1 статьи 1.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно части 1 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32., 11.16. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частями 3-8 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством ответственность несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года N 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Заявитель привлечён административным органом к административной ответственности в связи с невыполнением обязательных требований пожарной безопасности.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на отсутствие денежных средств для соблюдения требований пожарной безопасности, несмотря на неоднократные обращения по этому вопросу в адрес администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, министерства здравоохранения Саратовской области. Данный довод заявителя уже являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции считает, что материалами дела подтверждено совершение МУЗ "Балашовский родильный дом" установленных административным органом нарушений, в том числе не связанных с конструктивными или иными недостатками закреплённого за ним здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем. Заявитель не отрицает наличие указанных нарушений.
Такие факты как хранение горючих материалов в подвале или неиздание приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность лица не зависят от наличия денежных средств, однако образуют вменённый заявителю состав и являются достаточными основаниями для привлечения к ответственности по указанной норме.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу, что выявленные нарушения правил пожарной безопасности, не связанные с конструктивными или иными недостатками здания, наличием или отсутствием инженерных противопожарных систем, являются самостоятельными и достаточными для привлечения к ответственности по частям 1, 3, 4 статьи 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вина заявителя во вменённых правонарушениях административным органом доказана.
МУЗ "Балашовский родильный дом" в апелляционной жалобе также отметило частичное устранение нарушений, указанных в предписании от 29 марта 2012 года N 86/1/86.
Суд апелляционной инстанции считает доводы учреждения несостоятельными, поскольку устранение нарушений после выявления факта совершения заявителем административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления незаконным.
В данном случае совершённые заявителем правонарушения создают существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере пожарной безопасности, посягают на общественную безопасность. Основания для переоценки степени общественной опасности совершённых правонарушений отсутствуют. В рассматриваемом случае освобождение лица от ответственности противоречило бы требованиям статей 1.2. и 24.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении меры наказания административным органом учтены положения статьи 4.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве меры избран минимальный размер штрафа в пределах, установленных санкцией нормы. Мера наказания соответствует совершённому деянию.
Процедура привлечения заявителя к административной ответственности проверена судом апелляционной инстанции, административным органом нарушений не допущено.
Апелляционная коллегия считает, что суд первой инстанции в соответствии с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены или изменения принятого решения.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 15 июня 2012 года по делу N А57-10523/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Саратовской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-10523/2012
Истец: МУЗ "Балашовский родильный дом"
Ответчик: Главное управление МЧС РФ по Саратовской области, Отдел надзорной деятельности по Балашовскому району УНД ГУ МЧС РФ по Саратовской области