г. Томск |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А27-21453/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 октября 2012 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломиворотовым Л. М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гюбьевой О. С. по дов. от 01.02.2012,
от заинтересованного лица: Маликовой Е. О. по дов. от 26.12.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоМир" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2012 по делу N А27-21453/2011 (судья Гуль Т. И.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью ""ТеплоМир" (ИНН 4217097482, ОГРН 1074217008260), Кемеровская область, г. Новокузнецк, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области о признании недействительным решения регистрирующего органа от 22.06.2011,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоМир" (далее - ООО "ТеплоМир", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному району города Новокузнецка (далее - ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка, Инспекция, налоговый орган) от 22.06.2011 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование своей позиции общество ссылается на то обстоятельство, что вывод суда о законности отказа налоговой инспекцией в регистрации ликвидации по основаниям отсутствия ликвидационного баланса в силу того, что в нем не указана задолженность по обязательным платежам, является необоснованным.
Кроме того, как полагает общество, Инспекция не приняла всех предусмотренных законодательством мер, направленных на своевременное выявление и взыскание задолженности, а также не обратилась впоследствии в суд с заявлением о взыскании задолженности и вступлении в реестр требований кредиторов.
ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка в представленном до судебного заседания отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель общества в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на доводах, изложенных в апелляционной жалобе и просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме; представитель налогового органа поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и налогового органа, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что общим собранием учредителей ООО "ТеплоМир" 09.12.2010 принято решение о ликвидации юридического лица, о чем 29.12.2010 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись (уведомление) о формировании ликвидационной комиссии и назначении ликвидатора.
15.06.2011 в Инспекцию от ООО "ТеплоМир" поступил пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.
Установив, что в представленном обществом бухгалтерском балансе содержатся отчетные данные за полугодие, Инспекция приняла решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица от 22.06.2011.
Полагая, что права и законные интересы ООО "ТеплоМир" нарушены, общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представленный заявителем баланс не отражает фактические сведения о наличии задолженности, имеющейся у общества.
Седьмой арбитражный апелляционный суд при рассмотрении апелляционной жалобы исходит из следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, определен в пункте 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, к которым, в частности, относится подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Согласно пункту 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Как следует из материалов дела, 09.12.2010 общим собранием учредителей общества с ограниченной ответственностью "ТеплоМир" принято решение о ликвидации общества.
Пунктами 1, 2 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Кодексом, другими законами.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Материалами дела подтверждается, что 17.01.2011 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ООО "ТеплоМир" и о необходимости кредиторам (при наличии таковых) заявить свои требования в течение 2-х месяцев с момента опубликования сообщения.
Ликвидационная комиссия на основании положений статьи 63 ГК РФ, статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Таким образом, действующим законодательством (статьи 61-64 ГК РФ) во взаимосвязи с положениями главы 7 Закона N 129-ФЗ установлен порядок ликвидации юридического лица, который учитывает интересы его кредиторов и позволяет им реализовать свои права в отношении ликвидируемого юридического лица.
15.06.2011 в Инспекцию поступил пакет документов, содержащий в том числе, уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме Р15003, в котором значился отчетный код - 31 (полугодие).
Вместе с тем, судом установлено, что согласно требованию об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 74954 за заявителем числится задолженность по налогам в общей сумме 726 686,90 руб. по состоянию на 18.05.2011.
Суд первой инстанции, установив данные обстоятельства, пришел к правомерному выводу о том, что при составлении бухгалтерского баланса за полугодие 2011 года заявитель, располагая сведениями о задолженности перед бюджетами, обязан был указать в строке "кредиторская задолженность" не "0", а сумму, соответствующую требованию.
Гражданское законодательство не устанавливает перечень сведений, которые должны содержаться в ликвидационном балансе.
Вместе с тем, статья 63 ГК РФ устанавливает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества. Ликвидационный баланс юридического лица составляется в простой письменной форме.
В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией только после расчета с кредиторами юридического лица, после проведения инвентаризации оставшегося имущества и утверждается учредителями юридического лица.
В соответствии с приказом Федеральной налоговой службы России от 01.04.2011 N ММВ-7-6/245@ "Об утверждении формата бухгалтерской отчетности" (таблица 4.2 приложения к приказу) отчетный период (код) принимает значение:
21 - I квартал;
31 - полугодие;
33 - 9 месяцев;
90 - год при реорганизации (ликвидации) организации (ликвидационная, заключительная отчетность);
94 - год при реорганизации (ликвидации) организации (промежуточная, вступительная отчетность).
В рассматриваемом случае ликвидационный баланс должен был быть представлен в регистрирующий орган с кодом - 90.
Однако в представленном заявителем бухгалтерском балансе отчетный код - 312, то есть - за полугодие, в связи с чем также ликвидационным балансом считаться не может.
Следовательно, Инспекция приняла законное решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Судом отклоняется довод апеллянта о том, что Инспекция не заявила в установленный срок требований о погашении задолженности перед бюджетом, в связи с чем, общество не знало об имеющейся задолженности.
Действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена какая-то конкретная форма письменного обращения к ликвидатору общества для включения в реестр требований кредиторов.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что решение N 921 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения было направлено ликвидатору общества Романову А.В. по почте заказным письмом по адресу, указанному в сообщении о ликвидации, размещенному в журнале "Вестник государственной регистрации" N 4 (311), о чем свидетельствует реестр заказных писем от 15.03.2012.
На основании данного решения Инспекцией было выставлено требование об уплате налога, сбора, пени и штрафа N 74954 от 18.05.2011, которое также было получено ликвидатором лично, о чем свидетельствует роспись Романова А.В.
Таким образом, ликвидатор общества Романов А.В. знал об имеющейся у ООО "ТеплоМир" задолженности перед бюджетом и обязан был включить ее в реестр требований кредиторов.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку представленный баланс не отражал фактические сведения о наличии задолженности, регистрирующий орган обоснованно пришел к выводу о его непредставлении с учетом тех оснований, которые предусмотрены частью 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, в связи с тем, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации недопустимо.
Данная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 N 7075/11.
Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 11.07.2012 по делу N А27-21453/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-21453/2011
Истец: ООО "ТеплоМир"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка, МИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка