г. Владимир |
|
03 октября 2012 г. |
Дело N А39-1713/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2012 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Большаковой О.А.,
судей Александровой О.Ю., Наумовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миронычевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бакалея", г. Саранск, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2012
по делу N А39-1713/2012, принятое судьёй Алехиной М.Н.,
по иску открытого акционерного общества "Бакалея" (ОГРН 1021300975410, ИНН 1325027536), г. Саранск,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия (ОГРН 1041316010790, ИНН 1326191497), г. Саранск,
о взыскании 125 171 рубля 25 копеек,
при участии представителей: от заявителя жалобы (истца) - не явился, извещен (уведомление N 59849); от ответчика - Иконниковой Т.Ф. по доверенности от 26.06.2012 N 2452/0149 (сроком до 31.12.2012), Адушкина А.В. по доверенности от 12.01.2012 N 57/05 (сроком до 31.12.2012), Головастовой О.Н. по доверенности от 20.04.2012 N 1468/04 (сроком до 31.12.2012),
установил.
Открытое акционерное общество "Бакалея" обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Мордовия о взыскании неосновательного обогащения в сумме 125 171 рубля 25 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, что из бюджета как полученные неосновательно подлежат возврату платежи, внесенные истцом за период с 01.01.2009 по 31.12.2011 за размещение отходов в пределах утвержденных лимитов, поскольку ОАО "Бакалея" не осуществляет размещение и захоронение отходов, не являясь специализированной организацией в этой сфере деятельности.
Решением от 13.07.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, открытое акционерное общество "Бакалея" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в связи с недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, нарушением нормы материального права.
Заявитель считает неправомерными выводы суда первой инстанции о том, что ОАО "Бакалея", являясь собственником отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Заявитель, извещенный о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2012 считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу просит оставить без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя истца по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17.04.2006 между ОАО "Бакалея" (заказчик) и муниципальным предприятием городского округа Саранск "Спецавтохозяйство Саранское" (исполнитель) заключен договор N 114 на вывоз бытовых отходов, в соответствии с которым предприятие обязалось оказывать платные автоуслуги по вывозу твердых бытовых отходов от объекта заказчика, по адресу: г. Саранск, улица Рабочая, 102.
Согласно пункту 1.3 договора накопляемость бытовых отходов устанавливается утвержденными нормативами накопления и составляет 61,6 куб.м в месяц, 554,4 куб.м в год.
Пунктом 4.4 договора установлено, что заказчик является собственником отходов, вывозимых исполнителем на городской полигон, и берет на себя обязательства по внесению платы за размещение отходов (плата за загрязнение окружающей среды) в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия.
Дополнительным соглашением от 15.08.2006 N 1 к договору N 114 объем бытовых отходов, вывозимых в месяц, увеличен до 84,7 куб.м.
В последующем между ОАО "Бакалея" (заказчик) и муниципальным учреждением "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (исполнитель) заключен договор от 27.04.2010 N 455/Сах на оказание услуг по захоронению твердых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг на размещение (захоронение) твердых бытовых отходов и приравненных к ним промышленных отходов на полигоне по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Лямбирский район, 5 км севернее села Аксеново.
В соответствии с пунктом 1.2 договора при заключении договора стороны руководствуются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Согласно разделу 2 договора исполнитель обеспечивает своевременный и бесперебойный прием и размещение (захоронение) отходов производства и потребления заказчика на территории полигона. Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
В соответствии с разделом 3 договора отходы заказчика отнесены к 4,5 классу, объем отходов, подлежащих размещению (захоронению) на полигоне, согласован в объеме 84,7 куб.м.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что собственником отходов является заказчик, который берет на себя обязательства по внесению платы за загрязнение окружающей среды в Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Мордовия.
09.12.2011 между ОАО "Бакалея" (заказчик), ООО "Ремондис" (исполнитель) и казенным учреждением городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" заключен договор N 74 на оказание услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Месячный объем отходов, подлежащих вывозу и захоронению, согласован в количестве 72,6 куб.м. По договору ООО "Ремондис" обязуется вывозить твердые бытовые отходы ОАО "Бакалея" по согласованному графику, ОАО "Бакалея" обязуется оплачивать оказанные услуги.
23.12.2011 ОАО "Бакалея" (заказчик) и казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (исполнитель) заключили договор N 1493/ра на оказание услуг по захоронению твердых бытовых и приравненных к ним промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1.2 договора стороны при его заключении руководствуются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов".
Исполнитель обязался обеспечивать своевременный и бесперебойный
прием и захоронение бытовых отходов заказчика на городском полигоне, заказчик обязуется оплачивать услуги. В соответствии с пунктом 4.4 договора заказчик является собственником отходов и принимает на себя обязательства по внесению платы за загрязнение окружающей среды в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия.
В связи с вывозом отходов на городской полигон ОАО "Бакалея" производило плату за негативное воздействие на окружающую среду по коду строки 038 "Размещение отходов в пределах утвержденных лимитов".
Указывая на то, что ОАО "Бакалея" не осуществляет размещение и захоронение отходов, не являясь специализированной организацией в этой сфере деятельности, истец обратился в суд с иском о возврате из бюджета как полученных неосновательно платежей за размещение отходов в пределах утвержденных лимитов, внесенных за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, в сумме 125 171 рубля 25 копеек.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Поскольку неосновательным признается получение либо сбережение денежных средств без установленных законом или сделкой оснований, то лицо, предъявляющее требование о его взыскании, обязано в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт приобретения или сбережения ответчиком имущества за счет истца, факт отсутствия правовых оснований для получения имущества ответчиком, размер неосновательного обогащения.
Удовлетворение исковых требований возможно при доказанности совокупности фактов, подтверждающих неосновательное приобретение или сбережение ответчиком имущества за счет истца.
Отклоняя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "Бакалея", как собственник отходов, обязано вносить плату за размещение (захоронение) отходов на городском полигоне и требование истца о возврате платы за размещение отходов в пределах установленных лимитов противоречат закону.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено понятие "размещение отходов" - это хранение и захоронение отходов.
Пункта 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, установлено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
По смыслу указанных норм платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей такое воздействие на окружающую среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ, размещать отходы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что названные платежи уплачивают субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, а также выдано разрешение на размещение отходов, правомерны.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи уплачиваются именно теми субъектами хозяйственной деятельности, которые осуществляют размещение отходов производства и потребления, основан на неверном толковании норм материального права.
Платным является размещение отходов как вид негативного воздействия, а не размещение отходов, как вид деятельности, поэтому плательщиком за размещение отходов является организация, в результате деятельности которой данные отходы размещаются.
Плату за негативное воздействие на окружающую среду должны вносить субъекты хозяйственной и иной деятельности, которым определены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Заключение обществом "Бакалея" со специализированными организациями договоров на оказание услуг по вывозу и по размещению отходов, предусматривающих оплату этих услуг, а также фактическая оплата услуг по размещению отходов не означают, что бремя уплаты публично-правового обязательного платежа за негативное воздействие на окружающую среду автоматически переходит на указанные организации.
Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что отходы являются объектом права собственности. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
Согласно Письму Ростехнадзора от 23.12.2005 N СС-47/145 для целей определения плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду является приоритетным вопросом определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника. Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно гражданскому законодательству Российской Федерации отходы считаются размещенными их собственником даже в случае, если для целей вывоза отходов привлекаются сторонние организации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Письме Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1001, передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов.
Таким образом, именно собственник отходов является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду и наличие договора на вывоз отходов не освобождает последнего от внесения платы, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой организации.
Кроме того, как следует из материалов дела, в договорах на размещение (захоронение) отходов ОАО "Бакалея", как собственник отходов, прямо обязалось вносить плату за размещение (захоронение) отходов на городском полигоне.
При таких обстоятельствах требования истца правомерно отклонены судом.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель в апелляционной жалобе, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2012 и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 13.07.2012 по делу N А39-1713/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Бакалея" (ОГРН 1021300975410, ИНН 1325027536), г. Саранск, - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
О.А. Большакова |
Судьи |
О.Ю. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1713/2012
Истец: ОАО "Бакалея"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Мордовия